Межуев В. Н.

Межуев Вадим Михайлович, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН.

AttachmentDateSize
[file] mezhuev.jpg25/02/11 7:54 pm12.73 KB

There are currently no posts in this category.

Comment viewing options

Select your preferred way to display the comments and click "Save settings" to activate your changes.

В каком пространстве мы находимся

   
   
В КАКОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЫ НАХОДИМСЯ?

Техническое общество - это точно не капитализм, а торговое общество - это не феодализм. А рыночное общество - это миф, как иденьги, на которых оно основано. Так в каком реальном пространстве мы находися? Вот что значит не имеь исторического взгляда человеку, сосредоточенному на потреблении.

Мысленно уходя от действительности, мы в воображении уже создаем некую потустороннюю жизнь, не похожую на реальную, и деньги нам в этом сильно помогают, то есть и когда их нет, и когда их много. Видите, в фантазии люди уже в космос выходят и путешествуют во вселенной, хотя они еще понятие не имеют, что там имеется. Правда, пока еще они и космос представляют в образе землян и ему приписывают собственные черты, будто и в космосе происходят войны и битвы за деньги. Но я очень сомневаюсь, что современные разрозненные и разобщенные люди когда-нибудь смогут выходить в космос и путеществовать во вселенной. Но если все же мечтают, значит, они уже готовятся к этому. Выходить в космос в поисках источников обогащения и эксплуатации - это, по-моему, бред. В космос выйдут только новые люди, люди с другим сознанием и не с денежной психологией. Мы своего счастья поищем пока на земле и предположим, что люди преодолеют разобщенность и объединятся. И для этого им нужно только сознание. А бессознательным людям, слепо поклоняющимся слепой власти денег, здесь, естественно, и делать нечего.
Если мы предположили так, то давайте теперь подумаем о том, что станет с деньгами в недалеком будущем и как ими будут управлять люди объединившиеся? Ведь государство не может же «отбирать» деньги у людей, экспроприировать владельцев денег, как было в прошлом. Это исключено. Тем не менее, при парализации мирового производства деньги самоликвидируются очень быстро. Не надо забывать галопирующую инфляцию, которую пережило постсоветское пространство. Ее переживеи и мировое развитие. Не надо думать, что техника всем будет обеспечивать условия для бесперебойного делания денег. Она накроет и мир капитализма , и, по-моему, в самое ближайшее время. Даже в самых богатых странах сегодня исчезают уже триллионы, а небогатые страны на этой основе разоряются в полном смысле этого слова. А печатные машины, к сожалению, дела не решают радикальным образом, хотя именно на закачку денег и налегают, ибо люди между собой делят только то, что производят, а печатные станки реального богатства не создают «по щучьему велению». И здесь, как это ни странно, прислушиваются к мнению тех же миллиардеров, которые на предыдущем этапе «обогатили» общество, делая эти деньги, а теперь разоряют его, теряя эти миллиарды. Как бы это ни было, деньги не должны теряться. Без денег люди еще не научились трудиться, жить, радоваться и печалиться. Без денег они не могут даже фантазировать. Другого эквивалента богатства еще не придумали. Тем более если деньги стали теперь обликом человека. Пока эквивалентом этого богатства станет дух и самостоятельная ценность человеческой личности, требуется время. Деньги должны поворачиваться к людям и выдаваться в виде кредитов не отдельным лицам, а только объединенным - компании и т. д. Как именно – это подробно рассмотрим в заключительном разделе. Здесь я ее суть изложу кратко.
Как мы уже знаем, главная проблема – это использование денег. Отдельные люди манипулируют деньгами, чтобы поработить других. Это закон, выработанный исторически и действовавший на всех этапах, сейчас работает в обратном порядке, в особенности в постсоветском пространстве, где им суждено исчезнуть. И социализм отменить его не мог при всем своем старании. Все что смог сделать социализм, он этого закона из общественного сделал индивидуальным и тем, устранив противостояния классов, противопоставил друг другу людей. Тем самым он породил небывалую в истории глобальную войну людей друг с другом. Если индивидуальное использование имеет разрушительный характер, и оно действительно являлось необходимостью только в период распада старой системы, то созидательная функция денег связана только с их общественным использованием, в котором деньги уже не влияют на индивидов и не определяют их поведение. Так как о деньгах здесь думают не в одиночку, а вместе, то деньги становятся общественным средством до созревания нового сознания. Это уже общественная категория, а не индивидуальная, как сейчас. Какая разница имеется между ста голов и моей одной единственной. Очень большая.
Если в моем кошелке имеются два миллиона долларов, то, думая над ними сам, я могу и запутаться, и случайно сойти с ума, и скочать от непредвиденных обстоятельств. Это будет не объявленной, скрытой войной между всеми членами моей семьи и другими, конкурентами, с государством, наконец. Другие мои близкие будут завидовать мне, внешне делая вид, что они любят меня, на самом деле желая мне скоропостижной кончины. Одним словом, эти деньги мне не дадут наслаждаться жизнью по-человечески. А деньги, находящиеся и накапливающиеся к кошелке общества, скажем, 10 или 20 человек, объединивших свою силу, - другие деньги, работающие на общие интересы - это общественные силы, общественная энергия, не только равномерно распределяющаяся между всеми членами но и расущая.
В распаде социализма эти деньги попросту разворовали. И разница между социализмом и рынком состоит в том, что деньги в советском обществе функционировали как общественные категорий, а как индивидуальные они были не более как зарплатой, что мы называем "потребительной стоимостью".
На это использование, ясно, общество должно перейти, объединив людей через эти же деньги, раз люди привязаны к ним и не знают иных отношений друг с другом, раз у них денежная психология. И здесь все люди должны думать о том, как их использовать с наибольшей пользой и с наименьшей потерей для общества и людей, а не только министр финансов. В нашем случае пусть пока это будет названное число людей, которые сознательно объединились, теоретически овладев тайнами денег. На основе такого использования денег индивиды освободятся от делания денег, на эти же деньги организуя труд и все прочее. Не забывайте, деньги не бумага, а исторически выработанная энергия человека. И эта энергия в душе одного человека (индивида) разъедает его душу. А в сознании сто человек, объединивших эту энергию как общую силу, является их освобождением. А эти деньги как общие деньги будут функционировать как общественные категории. Вспомните, социализм все отобрал у людей и обобществил все богатство, взамен им ничего не давая. А потом богатства разворовывали и разбазаривали. И много людей оказалось жертвами обобществления. Но, то общество было нищим и экономически, и духовно, а мы – богатые. И здесь объединяются только люди со своими деньгами, деньгами, взятыми, по крайней мере, в кредит. А у кого при социализме вообще были деньги? Да не у кого. Им было запрещено все, кроме потребления на зарплату.
Основой человека всегда было общество, и вне общества он никогда не жил и не был свободным. А сегодня он свободен как птица, но страдает в одиночестве. Государство теперь просто стало владельцем денег, к тому же единственным, точно так же, как при социализме оно являлось единственным владельцем средств производства. Тем самым ее объективное положение показывает, чем оно должно стать, чтобы исчезнуть. То есть это происходит точно так же, как на предыдущем этапе оно стало единственным владельцем всего общественного богатства, но чтобы уничтожить его (этого богатства как такового, превратив его в богатство индивидов – отдельных людей). Но главное отсюда состоит в том, что эти деньги теперь образовали и основу общества. Значит и обществу пришел конец! Значит, в руках людей они теперь уничтожают не только богатства, но и всего общества. Отсюда не случайно именно миллиардеру доверили весь мир, хотя он в данных условиях является, повторяю, отнюдь не помещиком, капиталистом и т. д., а владельцем денег и как таковой психологической категорией и как индивид, стремящийся к своему собственному благу занимается неприкрытым разрушением, находясь в противостоянии со своим обществом.
Надо же, какова сила денег, один человек не дает никому пикнуть и открыто всех уничтожает! И все законно, законно распределяется энергия. Так этот закон и надо использовать как общественную силу, объединив деньги как такую энергию. Деньги люди могут использовать как потребительную стоимость, чисто случайную для них в объединении, пока не сложился новый человек. Как это достигается в данный момент, когда деньги находятся в руках людей?
Впрочем, тот факт, что большинство обездолено, свидетельствует о том, что многие выживают, не имеют денег, «самозанятых» людей становится больше. Этим людям вряд ли нужно обогащение в американском стиле. Многие уже думают по-другому. Многие уже будут рады минимальному - участию в труде как постоянной категорией, освобождающей их от страха перед будущим. Что касается денег, то людям они уже не нужны точно так же, как деньгам не нужны люди для того, чтобы они самовозрастали. Товарное производство, основанное на рабочей силе, нуждалось в людях, а "делать деньги" в людях уже не нуждаеся. Поэтому все предоставлены себе, чтобы они жили, как им заблагорассудится.
В капиталистическом обществе капиталист был собственником средств производства, а рабочие были собственником своей рабочей силы. И капитализм был основан на этом обмене – наемном труде. Капитализм распадается лишь по мере того, как разлагается его эта основа, и она постепенно превращается в «делание денег». Единственная основа капитализма с момента его рождения и вплоть до самой гибели – это наемный труд. Другой основы у капитализма нет. Техническое общество - это по сути уже не капитализм. Но поскольку оно еще строится на капиталистических основах, постольку оно буксует и парализуется, являясь не его собственным содержанием. В техническом прогрессе человечество уже давно переросло капитализм. Поэтому новое содержание, втиснутое в капиталистическую форму,бессознательно разлагает его изнутри. И капитализм существует лишь до тех пор, пока сохраняется эта основа. С этой точки зрения не трудно понять, сколько времени заняло разложение наемного труда. И какое развитие технологии для этого нужно было!
Сегодня мы имеем дело с деформированным трудом, принявшим уже форму дикой средневековой эксплуатации. Мы просто мыслим этой категорией по привычке, применительно ко всей деятельности используя это понятие, будто если у нас один нанимает другого, значит капитализм, а все мы - кпиталисты. А на все остальное плевать. Мы имеем дело просто с произволом и насилием.
Тем не менее – мы уже техническое общество, а мы только фантазируем о нем, поем гимн об индустриализме. Поэтому мы живем в хаосе, не видя то, что имеем и ослепленные деньгами. Предположение о том, что можно восстановить наемный труд – это все равно, что верить, что можно воскресить умершего человека. Мы живем ровно столько, сколько нам отпускают деньги. Ни больше и не меньше. И деньги нас уже приговорили к скоропостижной кончине.
Основной производитель – техника. И уже сегодня человек им только управляет. А мы думаем о чем-то внеземном, думая, что разрозненные люди могут создавать и использовать современную технику и ждать, когда они облагоденствуют друг друга, прямо будучи друг для друга чужими, даже врагами. Это все равно, что пытаться сохранить гниющее яблоко, не обращая внимания на его семена, которые способны произрасти. И мы стремимся как можно дольше сохранить это гниющее яблоко. В диалектическом развитии сознательно поддерживаются и организуются развивающиеся элементы будущего, появляющиеся как продукты распада. И в этом распаде рождается саморазвивающаяся личность и свободная деятельность людей, которые импульсы своего развития содержат в самом себе и которые не будут нуждаться во внешнем толчке, беспрерывно их понуждающей. Здесь появляются новые люди с совершенно новым сознанием, а старый мир уйдет в исторический музей.
Индивидуализация труда – это период превращения труда в свободную деятельность. И объединяться могут только свободные люди ради свободной деятельности, и объединяться для начала, пока не созрел новый ум человеческий, они должны как равноправные партнеры и свободные компаньоны. И в обществе денег накопилось достаточно много для того, чтобы одолжить их свободно объединяющимся людям. Сегодня в отдельные руки в виде кредитов попадают столько денег, что их уже невозможно сосчитать. А если подсчитают, то увидят просто объем потребления, за которым нет производства. В конце концов, деньги можно напечатать сколько угодно, раз они уже перестают быть экономической категорией и превращаются в психологическую сущность человека, образуя его облик. Посмотрите, весь Запад сейчас сидит на голых деньгах, и усиленно работают только их станки, печатающие деньги. А Китай и Индия в поте лица пашут. Тем самым они просто разлагают личность и обрекают ее на самоуничтожение. А Восток с изумлением смотрит на Запад и там до сих пор не могут понять этот оптический обман. Индивидов нужно от этого освободить. Пусть обо всем думает общество, то есть сто голов, где одна моя голова лишь часть этого целого и знает свое назначение.
Компаньоны – это уже свободно объединившиеся люди, деятельность которых тоже является свободной. Капитализм развивался лишь на основе экономической нищеты целых общественных классов людей. Современное же общество, освоившее высокую технологию, делающее деньги, основано на деградации людей, нации. Не нужно иметь какого-либо математического ума, чтобы подсчитать, сколько потребуется обществу времени, чтобы люди, живущие в нем, полностью деградировали на основе делания денег. Ибо экономическая нищета предполагала воспроизводства рабочей силы, а дикая эксплуатация, о которой говорим мы, его полностью исключила. Здесь человек сохраняется, если он сохраняет себя сам. «Бог бережет только береженного». Отсюда и судите, что наемный труд, уже не воспроизводящийся, приходит к своему концу. И мир живет поистине только в силу инерции, которая не возобновляется.
Продолжение имеется.

Comment viewing options

Select your preferred way to display the comments and click "Save settings" to activate your changes.
Syndicate content