Науменко Л. К.

Науменко Лев Константинович

Науменко Лев Константинович - р. 19.10. 1933, доктор философских наук, профессор, журналист. Работал в Институте философии и права Академии наук Казахской ССР, в вузах Москвы, в журнале «Коммунист». Лауреат Государственной премии Казахской ССР за цикл работ по теории диалектики, логике и методологии науки. Главные проблемы исследования: диалектика как логика, диалектика активности, познание и предметная деятельность; проблемы реальности в математике, лингвистике, психологии, диалектическая логика и системный подход; методология управления и самоуправления; диалектические традиции в истории философии. Исследователь творчества Э.В. Ильенкова, идеи которого определили подход к решению вышеназванных проблем. Результаты исследования отражены в монографиях «Проблемы логики и диалектики познания» (1963 г., в соавторстве), «Монизм как принцип диалектической логики» (1968), в статьях, брошюрах, учебниках и учебных пособиях

 

AttachmentDateSize
[file] naumenko.jpg27/02/08 5:03 pm94.17 KB

There are currently no posts in this category.

Comment viewing options

Select your preferred way to display the comments and click "Save settings" to activate your changes.

О предмете диалектической логики

О ПРЕДМЕТЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

Уважаемый Лев Константинович! У меня к Вам вопрос по диалектической логике. Я преподаватель общественных дисциплин, и в своё время разрабатывал курс лекций по диалектической логике. С большим интересом тогда прочитал Ваш труд по монизму. Ильенков Э.В. является для меня авторитетом в философии. С трудом Эвальда Васильевича по диалектической логике внимательно знакомился. Среди литературы попалась книга И.В.Николаева "Логика: дедуктивная, индуктивная и диалектическая".

И.В.Николаев критикует Э.В. Ильенкова в понимании предмета диалектической логики. Напомню в чем разногласие. Э.В.Ильенков утверждал следующее: …мышление мы понимаем как идеальный компонент реальной деятельности общественного человека, преобразующего своим трудом и внешнюю природу, и самого себя. Диалектическая логика есть, поэтому не только всеобщая схема субъективной деятельности, но одновременно и всеобщая схема изменения любого естественно природного и социально-исторического материала. Логика, ставшая диалектикой, является... наукой о развитии всех вещей, как материальных, так и "духовных". с.5 ИЬЕНКОВ ЭВАЛЬД ВАСИЛЬЕВИЧ Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., Политиздат, 1974. 271с.

Альтернатива: САЙТ РАЗРАБОТЧИКА СИСТЕМНОЙ ЛОГИКИ ПРОФЕССОРА НИКОЛАЕВА ИГОРЯ ВАСИЛЬЕВИЧА Сайт автора трех инициативных учебников по диалектической (системной) логике НИКОЛАЕВА И .В. (Санкт-Петербург) ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА КАК СИСТЕМНАЯ ЛОГИКА

ЛАС (Леонид Алексеевич Санталов) Уважаемый Лев Константинович! Только что прочитал ваш замечательный труд «Ленин и философия», где, в том числе в доступной форме излагается основа фундаментального философского труда Ленина « Материализм и эмпириокритицизм». Не является ли эмпириокритицизм исходной позицией системной логики Николаева? ПРЕДИСЛОВИЕ Высшая (системная, диалектическая ) логика - это логика построения правильных систем знаний на базе организованных правильных систем ощущений. В этом её тайна.

 

Я возьму более объемную выдержку с сайта Николаева, где критикуется отождествление диалектической логики к диалектике, где под критику попали, в том числе и Энгельс и Ильенков.

И.Николаев

12 000 самых умных самых современных сегодняшних теоретиков философии, психологии, логики, педагогики, теории познания и правоведения в издаваемых с начала 21 столетия 12 000 000 учебников, учебных пособиях и консультаций МОГЛИ БЫ ПОВЕДАТЬ ГРАЖДАНАМ России, что для развития ПРАВИЛЬНОГО СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ необходимо быть организатором ПРАВИЛЬНЫХ СИСТЕМНЫХ ОЩУЩЕНИЙ. Могли бы – НО НЕ МОГУТ. НЕ МОГУТ! Ни в одном идеологическом сочинении нет ни одной ссылки на открытие К.Маркса, показавшего, как организуются системы людей для получения всесторонних системных ощущений. НЕ могут! А почему? Как же принизился их уровень мышления за 90 лет так называемого «социалистического строительства», что они не могут понять прямые и точные указания К.Маркса?

 

У Ф.Энгельса (активного соратника К.Маркса) мы обнаруживаем удивительное стремление "утопить" диалектическую логику в диалектике. "Из всей прежней философии, - утверждал Ф.Энгельс, - самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика, Всё остальное входит в положительную науку" (Соч. т. 20. С. 25). Такие слова Энгельса создавали (и создают) впечатление, что в прежней философии не было полезных зачатков диалектической логики, что диалектическую логику можно дополнять только диалектикой, а не системной логикой. Ф.Энгельс признавал, что ЕСТЬ разные ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (низшие и высшие), что "диалектическая логика развивает более высокие формы из нижестоящих" (20. 538). Однако, он не назвал учения, теории, науки и мировоззрения высшими формами мышления (назвал наиболее важной - высшей формой мышления только "диалектику" (20, 367), а "выведение более высоких форм мышления из низших" проиллюстрировал, по Гегелю, как "диалектическое РАЗВИТИЕ низшей формы мышления - суждения" (от суждения наличного бытия, к суждению рефлексии и от него к суждению- понятию, к суждению всеобщности) (20, 538). У Ф.Энгельса получилось так, будто бы ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА должна изучать ДИАЛЕКТИКУ РАЗВИТИЯ низших форм, а НЕ ДИАЛЕКТИКУ формирования и развития ВЫСШИХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ. Выходит, что и главный ученик Маркса всех путал и всех и запутал. Выходит, что ПЕРЕХОД от низшей ступени мировой духовной цивилизации к средней и высшей ступени мировой духовной цивилизации (к высшему, все охватывающему, диалектическому и антикриминальному, правильному, системному мышлению) НЕ ПРОСТ. Одно дело, кричать: «мы марксисты» и, другое дело, усвоить глубокие основы марксизма, направленные на честность - ПРОТИВ ЛЖИ И ЖУЛЬНИЧЕСТВА. Высшая логика имеет два свойства: быть полезной джля всех И БЫТЬ ТРУДНОЙ ДЛЯ ВСЕХ. После Энгельса (и по вине Энгельса) диалектическую логику в России стали интерпретировать как "изучение диалектики в развитии низших форм мышления, в частности, в категориях".

 

Бакрадзе К.С.: "Не существует двух наук о формах и законах правильного мышления. Диалектическая логика - это не учение о формах мышления, а общая методология" (Логика, 1951. С.79).

 

Горский Д.П.: "Две различные дисциплины: логика диалек- тическая и логика формальная занимаются, - на наш взгляд, - изучением двух различных способов ОПЕРИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯМИ. (выходит, что оперированием системами никто не должен заниматься. Для этого логика не нужна?)" (Горский Д.П. О способах обобщения. "Вопросы философии", 1958. № 5. С. 60)

 

Розенталь М.М.: "Диалектическая логика подходит к (известным с глубокой древности, старым) логическим формам с несравненно более широкой целью: она исследует формы мысли в аспекте их способности отразить сложнейшие и противоречивые ПРОЦЕССЫ реального мира" (Принципы диалектической логики. 1960. С. 92). Мол, это диалектический подход к старым (элементарным) формам.

 

Мальцев В.М.: "Диалектическая логика это новое понимание логической необходимости", т. е. это ("новое понимание старых понятий и философских категорий"). (Очерк о диалектической логике. Московский государственный университет. 1964. С. 41).

 

Минасян А.М.: "Основные законы диалектической логики: (1) Единство и борьбы противоположностей. (2) Количество и качество. (3) Отрицание отрицания" (Диалектическая логика. Ростовское книжное издательство. 1966. С. 157-208) Спутал А.М.Миносян диалектическую логику с диалектикой.

 

Ильенков Э.В. : "Задача создания Логики (с большой буквы), то есть систематического РАЗВЕРНУТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ ... приобрела в наши дни особую остроту" (Диалектическая логика. - Москва. Политиздат. 1974. С. 3. По 2-иу изд. 1984 года это на странице 7). Не понял Э.В.Ильенков специфику ПСЛ.

 

Кумпф Ф., Оруджев З.М.: "Предметом ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ являются законы ДИАЛЕКТИКИ, выступающие в единстве с формами мышления - понятиями (категориями)" (Диалектическая логика.. - М., 1979. С. 9)

 

Андреев И.Д.: "Диалектическая логика берет ТЕ ЖЕ ОСНОВНЫЕ формы мышления, которые изучала формальная логика, и исследует их с точки зрения диалектики... Изучение основных форм мышления (понятий, суждений, умозаключений) В ИХ РАЗВИТИИ составляет важнейшую задачу диалектической логики" (Диалектическая логика. - М., ВШК, 1985. С. 249 и 255)

 

Единодушно отождествили советские философы периода культа личности и тоталитарного режима ДИАЛЕКТИЧЕСКУЮ ЛОГИКУ С ДИАЛЕКТИКОЙ (или с диалектическим подходом к старым, давно известным формам мышления). И все считали себя честными. Так они исказили взгляды Маркса и Ленина. У Маркса и Ленина отождествления диалектики и диалектической логики не было, нет и не могло быть. Они различали бытие и мышление Кому-то выгодно было (и не одному, а многим) запутать проблему образования ПРАВИЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРАВИЛЬНЫХ ВЗГЛЯДОВ и подменить проблему пустыми разговорами об отождествлении того, что не должно отождествляться. Кому-то казалось, что тождество исключает различие.

 

С уважением, ЛАС

Михаил Грачёв's picture

Правила диалектической логики

*

Два определения диалектической логики

Санталов Л.А.: "Единодушно отождествили советские философы периода культа личности и тоталитарного режима ДИАЛЕКТИЧЕСКУЮ ЛОГИКУ С ДИАЛЕКТИКОЙ (или с диалектическим подходом к старым, давно известным формам мышления). И все считали себя честными. Так они исказили взгляды Маркса и Ленина. У Маркса и Ленина отождествления диалектики и диалектической логики не было, нет и не могло быть".

Отождествления диалектики и диалектической логики "не было, и не могло быть", исказить тоже ничего не могли  по той простой причине, что классики в теоретических работах не пользовались термином "диалектическая логика". Есть единственное упоминание диалектической логики у Энгельса в Диалектике природы, но при его жизни это произведение не было опубликовано.

Первая крупная теоретическая работа,  посвященная специально диалектической логике, была опубликована в 1898 году с целью критики марксизма. Речь идет о публикации Хаима Житловского "Материализм и диалектическая логика" ("Рус. богатство", 1898, No 6, 7; псевд. – Н. Г.; отд. изд. 1907).

Справка:

"Житловский Хаим Иосифович (1865–1943) – один из теоретиков партии эсеров и еврейского националистич. движения, выступавший в конце 19– нач. 20 вв. с критикой марксистской диалектики. С 1908 жил в США, сотрудничал в прогрессивных журналах; в последние годы жизни относился с симпатией к СССР.

[...] Признавая значение диалектики как учения о развитии, Житловский утверждал, что она несостоятельна как логика и теория познания. Он отрицал какое бы то ни было познавательное, методологическое значение диалектики, допустимость противоречия в понятии (рассматриваемое им исключительно как формально-логическая абстракция), возможность внутренних противоречий как источника движения.
На статью Житловского "Материализм и диалектическая логика" обратил внимание В. И. Ленин, считавший, что рассуждения Житловского "преинтересны – с отрицательной стороны" (см. Соч., т. 34, с. 5). Г. В. Плеханов в предисловии ко 2-му изд. работы Энгельса "Людвиг Фейербах..." (1905) показал, что доводы Житловского против диалектики ведут к отрицанию движения, к-рое только и может быть диалектическим, а также к отрицанию науч. теории познания, к-рая без диалектики невозможна (см. "Избр. филос. произв.", т. 3, 1957, с. 79, 81, 83–84, 697). Выступления Житловского критиковались также Я. Тышкой, В. Бонч-Бруевичем и др. марксистами" (Философская Энциклопедия. В 5-х т./том 2. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. - С.139).

На статью Житловского "Материализм и диалектическая логика" обратил внимание В. И. Ленин (от разбора существа уклонился, сославшись на Плеханова). В последующий 20-летний период по поводу "диалектической логики" нигде не высказывался. Нет этого термина и в философских тетрадях. Термин "диалектическая логика" предметно использовался классиком в брошюре о профсоюзах (Брошюру «Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина» В.И.Ленин начал писать 21 или 22 января 1921 года в Горках, куда он выехал на отдых).

Цитата:

— «Во-2х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, "самодвижении" (как говорит иногда Гегель), изменении. По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его, связь его с окружающим миром».

Если подойти со всем почтением к философу, то, тем не менее, остается вопрос: "Где в продекларированном самодвижении "противоречие в самой сущности предмета"? Ведь многофункциональность стакана это другая сторона диалектики, отличная от самодвижения.

1. Диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, "самодвижении" (как говорит иногда Гегель). Тезис, который я полностью разделяю. Что он означает? Опять же, как пишет тот же философ: "в собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов", поскольку противоречие - есть корень всякого движения и жизненности (по Гегелю).

2. К сожалению, пообещав "самодвижение", философ никак не осветил противоречие - источник самодвижения, а посвятил весь фрагмент "О диалектике стакана" его, стакана, многофункциональности. Что никак не связано с источником внутреннего развития предмета.

3. Разумеется здесь нет места вопиющим искажениям диалектики, поскольку диалектика это не только отношение противоречия, но и отношение связи, отношение единства и взаимодействия, отношение функциональности. Мой вопрос касался лишь уместности сопоставления "самодвижения" с функциональностью предмета, тогда как самодвижению больше подходит отношение противоречия, другой аспект диалектики. Уместность самого примера "диалектики стакана" как его инструментальной функциональности мною под сомнение не ставилась.

 

Классик диамата сформулировал четыре понятных правила:

1. Охватить, изучить все стороны предмета, все связи и «опосредствования».
2. Взять предмет в его развитии, «самодвижении».
3. Критерий истины - вся общественно-историческая человеческая практика.
4. Руководствоваться принципом конкретности истины.

И хотя, как сказано, этому учит диалектическая логика, - нужно понимать, что здесь она выступает в качестве представительницы диалектической гносеологии. Если это не так, то в чём тогда предмет теории познания?

Если диалектическая логика в широком смысле - философская метафора, то элементарная диалектическая логика - это собственно логика (диалектическая логика в узком смысле). Когда речь заходит о формальной логике, то ей должна сопоставляться именно ЭДЛ (у обеих предмет - "рассуждения" об объектах реального и ментального мира).

 

Когда же речь заходит о свойствах самой реальности и её фрагментов, то здесь возникает опасность подмены метафизической онтологии формальной логикой, хотя сопоставимой парой здесь будет: "метафизика - диалектика (ДЛ в широком смысле)", - а не диалектическая логика в традиционном понимании слова "логика".

 

схема различения диалектики и диалектической логики

Если не различать диалектику и диалектическую логику, то последняя никогда не обретет требуемый логический статус. Так и останется философской метафорой.

Диалектическая логика (Определение 1). Диалектическая логика - знание о субъектных рефлексивных рассуждениях в форме связи суждений с вопросами, оценками и императивами, связь которых наряду с передачей истинностного значения от посылок к заключению осуществляется передачей смысла от высказывания к высказыванию в категориях диалектики.

Диалектическая логика (Определение 2). Кратко: 'диалектическая логика' наука о рассуждениях относительно какой-либо актуальной проблемы. ДЛ логика субъектная (но не "субъективная"), то есть ориентирована на совместное рассуждение собеседников, заинтересованных в разрешении проблемы.

Если Диалектическая логика есть раздел диалектики, то Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития пророды, общества и мышления.
 

--

Михаил П. Грачев.

The BOE also publishes the

The BOE also publishes the price of each car by make, model and age. Based new seat on this assessment, and not what he has paid, the citizen who has bought his car from a private pay transfer tax.

I like your site very much,

I like your site very much, I fall here by google search and start reading your post, by watching all pages I get to know that you are posting nice stuff on your pages, I would share this information with all my friends, as you are providing a nice information resource to all people,gatwick meet and greet this is only one place I seen this much information all together, because people search for such places where they can get all they looking for. Im really happy to find this place and I would talk about your site with my friends. I would definitely return back to your site as I book marked your page url to visit you again.Tier 4 College I hope you will keep posting nice stuff on different important issues, and will share all your nice stuff with us, and all your experience to give more knowledge to people, the design of your website is really nice and you are working hard to provide a best information resource. No doubt that you are one of the best people who are working hard to make this internet world more worth full as there are many website who are not providing that they should. They are just trying to waste people time and give no good results. But im really happy with your site and design you are using is very good.I am happy to find your distinguished way of writing the post. Now you make it easy for me to understand and implement the concept. I really loved reading your blog. It was very well authored and easy to understand. Unlike additional I have read which are really not tht good. I also found your posts very interesting. In fact after reading, I had to go show it to my friend and he enjoyed it as well!Thanks so much for this!Edinburgh meet and greet I have not been this thrilled by a blog post for quite some time! You’ve got it, whatever that means in blogging. Anyway, You’re definitely someone that has something to say that people should hear. Keep up the wonderful job. Keep on inspiring the people.

http://www.forexatrading.com

I really loved reading your blog. It was very well authored and easy to understand. Unlike additional I have read which are really not tht good. I also found your posts very interesting. In fact after reading, I had to go show it to my friend and he enjoyed it as well!Thanks so much for this! http://www.forexatrading.com

Comment viewing options

Select your preferred way to display the comments and click "Save settings" to activate your changes.
Syndicate content