Портрет рабочего крупного промышленного предприятия столицы

Портрет рабочего крупного промышленного предприятия столицы

Сергей Трохин?


Это не совсем моя работа. Тему для нее предложил не я, не на все вопросы отвечал именно я, да и сами вопросы - те, которые мне чаще всего мне задавали. Но, тем не менее, здесь нет ничего противоречащим моим взглядам, да и интерпретация моя, поэтому я посчитал возможным дать работу как авторскую.

Почему практически отсутствуют антагонистические противоречия?

Я всегда говорил и буду говорить, что мне повезло с коллективом. Я работаю в рабочем коллективе крупного производства и доволен психологическим климатом. В среде рабочих очень мало примеров, когда рабочие ненавидят друг друга до драки. В основе таких отношений - сознание участия в одном процессе, сознание того, что находишься на одной социальной ступени, сознание взаимозависимости. На практике это воспринимается на бытовом уровне: если я сегодня зачем-то приду к Васе, то завтра Вася зачем-то придет ко мне. Сегодня наказали Васю, завтра накажут меня. Как я буду работать на соседнем станке, если с соседом не лажу. Короче говоря, воспринимаются именно как соседи, от которых никуда не уедешь, и от которых зависишь. Да, определенные типы - деньгозашибатели, подхалимы, - особым уважением не пользуются, но повседневное общение и с ними ровное.

На чистоту отношений влияет и то, что в рабочем коллективе очень трудно носить любую маску. Без преувеличения, за каждым твоим словом и каждым движением следят десятки глаз. И, если человек пять лет проработал рабочим, коллеги его уважают - смело доверяйся такому - 99% за то, что он чист.


Влияние профессии на психологический тип рабочих.

Здесь нужно уточнить: на это влияет характер работы. Если человек занят на монотонной работе, не требующей напряжения мозгов: напр., швея-мотористка на потоке, это отрицательно сказывается на широте мышления, и, наоборот, разнообразнейшая работа требует работы ума и, как правило, это ум не ограничивается работой. Привыкший думать ползать не будет. А связь между уровнем мышления и уровнем психологической устойчивости - обратная. Гораздо легче завести, запутать, запугать, натравить на кого угодно люмпена, чем квалифицированного рабочего. В частности, такие мыслительные способности предоставляет ремонтная служба. И мне, как электрику, приятно отметить своего коллегу-президента Леха Валенсу (только как подтверждение моей "теории"! не более того!).


Молодежь на производстве.

Здесь, в отличие от двух других нижеупомянутых социальных слоев, одно примечание: на завод идет молодежь, определившая свое место в обществе как "рабочий" и поэтому более серьезная и спокойная, чем средний уровень своих сверстников. Нынешнее поколение уже не собирается оставлять все силы на работе. Работа рассматривается как источник дохода. Индикатор - приход на работу - молодежь приходит "в обрез". И это хорошо.

Тот, кто пришел действительно работать - быстро встречает поддержку со стороны старших, с ним с удовольствием делятся "маленькими хитростями" профессии. Такие очень часто воспринимают свою работу в крупном коллективе как способ самоутверждения - именно за ними - наше будущее.


Инвалиды на производстве. Пенсионеры на производстве.

Отношение ко всем трем вышеперечисленным группам характерно одним - к ним со стороны рабочих предъявляются боле повышенные требования и оценки более полярны. Если пенсионер подсачковывает, даже на том уровне, как и другие - значит, он ни на что не годен - нечего таких держать, пусть сидит на пенсии. Для молодежи формулировка - ветер в голове, только о развлечениях и думает, для инвалидов - только станки ломать, если ущербный, должен быть вдвойне внимательней, и т. п.


Женщины на производстве. Отношения между мужчинами и женщинами. Семейные отношения на работе.

По сравнению с предыдущими группами, требовательность несколько ниже. Характерная особенность - практически все более или менее длительное общение включает в себя элементы легкого флирта. В бытовом сознании рабочих женщина воспринимается тоже соседкой, но "свободной" - вне зависимости от реального положения. Я думаю, поэтому семейная пара на одном рабочем месте - редкость, т. к. в этом случае надо иметь повышенную устойчивость к комплексу "ревность". И, напротив, устойчивость династий на производстве существует и до сих пор, причем общий характер работы укрепляюще действует и на отношение "отцов" и "детей".


Какая информация сообщается о своей семье.

Как правило, специальных разговоров о семье не ведется. Такие разговоры "привязаны" к каким-то конкретным случаям. Более или менее подробно знают о семейных делах только члены той же "бригады". Об остальных - общие положения (холост-женат, есть ли дети и т. п.) без подробностей. В отличие от "звезд" вопросы семейные у рабочих - нечто такое, что нельзя выставлять напоказ, вопрос своеобразной семейной морали.


Вопросы культуры в рабочей семье и их обсуждение (в т. ч. физкультурные).

Явно распадаются на два течения. "Постсоветские" рабочие хвалят в основном БЫВШИЕ произведения искусства, вспоминают БЫВШИЕ спортивные дела. Среди молодежи - больше в ходу нынешняя культура (в основном музыкальная), физическая культура - гораздо в меньшей степени: заниматься негде (но если уж работяга решил заняться - будьте уверены - и штангу сам изготовит).


Профессиональное мастерство и отношение к его повышению. Новые "соцсоревнование".

Как и везде, "встречают по одежке, провожают по уму". Профессионалы в своем деле пользуются повышенным "рейтингом". Самый распрекрасный говорун (оратор, агитатор) для рабочих остается не вполне серьезным человеком, если он в своем ремесле - слабак (разумеется, это относится к рабочим). Поскольку сейчас основная направленность - на деньги, да и учить особо перестали, повышения квалификации путем упорного обучения мастерству в природе встречается редко. И даже возрожденное соревнование воспринимается с долей скепсиса ("ударники капиталистического труда"), хотя для конкурсов участников всегда предостаточно и победителям немножко завидуют.

Здесь кроется одна из язв капитализма. Меняются нормальные ориентиры: рабочий вовсе НЕ заинтересован в повышении мастерства. Он заинтересован в наивысшей оплате своего труда, что с мастерством связано только косвенно. Поэтому везде и всюду в мастерстве человек, работающий на свои цели, будет выигрывать у работающего на "чужого дядю" (как и в производительности труда).


Отношение к научному прогрессу.

В основном - никак не относятся. Есть ностальгия по "нашим достижениям", а по нынешним - "можем ведь!".


Отношение к "левым".

Несколько отвлеченное восприятие. Нынешних властителей демократами не считают, отмечают "правильноговорящих", некоторые голосуют за "левых". Своей партии не видят ни в одной из существующих. И если раньше было настроение: "Объединитесь, разберитесь между собой, тогда и мы пойдем за вами", то сейчас и этого нет.


Отношение к "старым" и "новым" профсоюзам.

Поскольку большинство "старых" профсоюзов не работает в защиту рабочих - воспринимают их только как источник неких льгот. Взносы платят скорее по привычке, да и то потому, что это делается по безналичке. Тот, кто разуверился в "старых", давно из них вышли. "Новые" воспринимают настороженно. Политическая апатия большинства не приводит их в эти профсоюзы. Особых льгот "новые" не приносит, а вот обязанностей добавляют - в них воспитывается АКТИВНАЯ жизненная позиция. И только принятие нового КЗоТа, который окончательно покончит с ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ защитой рабочих (вернее, покончит с ее иллюзией), откроет глаза слепым политически на то, что другого пути, кроме КОЛЛЕКТИВНОЙ борьбы, нет. Если смотреть в масштабах России, то заметно, что все зависит от конкретной организации на предприятии, а не от названия профсоюза, и что "активные" первички разобщены, не связаны единой активной системой, хотя попытки ее создания принимались неоднократно.


Наличие коммунистической идеологии.

Нет ее в осознанном состоянии в рабочей среде. Только-только, среди наиболее активных рабочих, на основе здоровой рабочей среды, начинается складываться НОВАЯ коммунистическая идеология, которая проявляется в многочисленных попытках выходцев из рабочей среды создать "свою, рабочую" партию. Возможно, что-то появилось реальное у С.Федорова, за что его и убрали. Несколько таких попыток подмяли крикуны типа Ампилова, а некоторых - направили в тред-юнионизм "наши барины", в т. ч. и из "Соцпрофа" и "Защиты".


Отношения вне производства.

Отличаются от производственных - за воротами завода рабочий превращается в обывателя. Совместное времяпровождение остается сразу после работы - у пьяниц, а также у мизерных групп по интересам: рыбаков, шахматистов и т. д. Отсутствуют социальные условия для такого времяпровождения - все услуги культурно-массовой работы платные.


Садовые участки.

Отличное средство для отвлечение рабочих от борьбы за свои права. Внушается иллюзия владения собственностью (это шесть соток-то!), внушается идеология мелкого собственника ("мое хозяйство", "моя земля"). Внушается иллюзия того, что можно прожить за счет огородика. Наконец, внушается иллюзия о "прибавлении здоровья на свежем воздухе".

Не буду здесь развенчивать все эти мифы, упомяну только о купле-продаже земли, о налогах и страхованиях, о транспорте и засухах, об экологии выделяемых зон и приобретенных на "дачах" радикулитах.

Единственная надежда - "нормальное" развитие производственного капитализма. Для того, чтобы выжать из рабочего все соки именно на производстве, производственный капитал будет лишать рабочих участков путем прямого отбора, путем резкого повышения налогов, путем повышения цен на общественный внегородской транспорт, путем лишения права пользования "старыми" (т. е. такими, которые у большинства рабочих) автомашинами и т. д. Уже сейчас это развито настолько, что можно предложить ЛЮБОМУ дачнику подсчитать, во сколько ему обходится килограмм картошки (проезд, питание, удобрение, плата за газ, свет, участок, строительство и т. п.). Уверяю вас, что сумма гарантированно превысит 5 рублей.


Обращение по имени и клички.

Обычное обращение в разговоре - по имени. Другое - к резко отделяемым группам: значительно более старшим; утвердившимся кличкам и т. п.

В обращениях - меткость и богатство языка. Мастер своего дела - только он заслуживает "звание" по отчеству, а "просто мастер", хотя ему за 60 - заглазно Петька, так им и останется до смерти.

Клички тоже отражают отношение. Есть - по происхождению (орловский); по вероисповеданию (баптист - оттенок иронии); по фамилии (окорок - от Окорокова). Между прочим, никакого обидного оттенка здесь нет, т.к. ее носитель - победитель по профессии в г. Москве.

А тонкость определений! Вот два человека с одной и той же фамилией - Пузырев. Работяга, поддавала, не очень сообразительный и с большим "трудовым мозолем" - Пупырь. Мастер участка, выпивоха, балаболка и пустозвон - Пузырек.

Начальство зовут в основном отстранено, по фамилии. Только отдельные "свои", уважаемые, удостаиваются имени-отчетства.


Распределение времени работы и времени отдыха.

За редким исключением (трудоголики) рабочие стараются работать поменьше, а вернее - в спокойном для себя режиме. Лишь когда вознаграждение (и не обязательно чисто материальное) представляется им достойным, работа идет в нормальном темпе. У повременщиков - это чаще всего аккордная работа. А так в рабочее время стараются урвать куски для свободного времени (прием пищи в не установленные часы, общение с товарищами, "халтура" и т. п.).

Установленное время, кроме обеда, тратится на игры, сон, работу для себя, небольшие прогулки, некоторые закупки, посещение различных контор (обычно за справками).


Отношение к сверхурочным.

К сожалению, работяги воспринимают сверхурочные как возможность дополнительно заработать. Кстати, такую возможность весьма часто "выбивают" искусственно, нарочно затягивая выполнение важных работ в основное время. Работая так, кроме гробления своего здоровья, рабочие лишают других рабочих мест, и, следовательно, в конечном счете, вызывают снижение своей зарплаты, т. к. ее нижний предел устанавливается конкуренцией рабочих. И "легкость" принятия сверхурочных в конечном счете уже ведет к увеличению продолжительности рабочего дня и уничтожению самого понятия "сверхурочные", что и фиксирует новый проект КЗоТа.

И, естественно, про кзотовские120 часов ограничения сверхурочных никто не вспоминает.


Игры на работе.

Коллективный характер работы сказывается и на коллективном характере бытующих игр. Наиболее распространено - домино, затем нарды, реже - шахматы. Физкультурные игры не совсем исчезли, но в них играют исключительно после работы.

Интересно, что своеобразной игрой стало разгадывание кроссвордов, но оно тоже приняло коллективный характер. Отгадывать в одиночку - признак плохого тона.


Юмор у рабочих.

Один из важнейших признаков психического здоровья - это способность генерировать и воспринимать юмор. Так вот, у рабочих с этим все в порядке. В нашем коллективе из 400 рабочих наберется едва ли десяток лишенных чувства юмора. Характерно - исходя их неантагонистических отношений, шутки и розыгрыши тоже беззлобные, не нацелены для причинения реального вреда. Примеры: спрячут ключи, подсунут чего-то экстравагантное в сумку - рассказывать не смешно, тем более не представляющим конкретную ситуацию. Но одно заявляю твердо и ответственно: нет дня, чтобы ты не пошутил, с тобой не пошутили, или бы не посмеялись вместе над чем-нибудь. Анекдоты - тоже слушаются коллективно - и только действительно смешные. Угрюмые люди особым уважением не пользуются - с ними СКУЧНО работать. О кличках я уже говорил. А для сведения присутствующих - название одного типа современной "обуви" - "г...давы" - внесли именно рабочие, перенеся его с названия шибко неудобной и тяжелой спец обуви.

Оценка "хозяина".

Различается по мере накопления конкретного опыта. Раньше говорили: плохо, что нет хозяина. Потом, когда прошла приватизация и у власти осталась старая номенклатура - это не хозяева, а воры. Когда же пришла новая генерация хозяев - немая сцена. Эти - не воры, но почему-то с рабочими не делятся... Мечты о хорошем хозяине потихоньку улетучиваются, но пока замены им нет, на идеи самоуправления глядят, "как в афишу коза" - полное неверие в себя. Причем сознают, что, по крайней мере, без мастера и части цехового начальства обойтись прекрасно могут.


Отношения с начальством разных рангов. Отношения к ИТР и интеллигенции вообще.

Чем выше ранг начальника, тем более уважительное обращение. А если точнее сказать, тем больше испытывает работяга патерналистские надежды. Хотя за глаза может ругать, но и здесь ранг начальства сказывается на крепости эпитетов - рабская психология.

ИТР воспринимаются как чужие, не нашего племени. Особенно разделяет то, что в случае конфликтов ИТР обычно остаются в стороне. Да и большинство рабочих не видят и не чувствуют их работу конкретно на своем рабочем месте. Более или менее положительные отзывы о тех, кто постоянно бывает в цехах и действительно знающий человек, остальные - "бездельники".

Научная интеллигенция, в общем-то, заслуживает положительных оценок, а нынешняя культурная - только нецензурных эпитетов. Среди молодежи есть положительные оценки по кино (телевидению) и эстраде - в другой сфере не встречал.

И еще. Хорошего начальника не бывает. Умный начальник - плохо: всегда найдет способ заставить плясать под его дудку. Глупый начальник - тоже плохо: выслушивать, а, главное, выполнять его идиотские распоряжение - сущее мучение.


Наиболее часто обсуждаемые темы.

Наиболее часто обсуждаемые - именно связанные с производством. Что интересно, сразу после работы - превалирует та же тема. За этим идет бытовая тема, далее - "всякая" политика.

Стоит упомянуть и места для таких бесед. Кроме рабочего места, популярна у мужчин - "курилка".


Экологические вопросы у рабочих.

Затрагиваются редко. Либо когда касается непосредственно того завода, где работают, либо когда обсуждают к.-л. экокатастрофу.


Политические оценки по России. Патриотизм. Политические оценки международной ситуации.

Оценка прежняя - у власти воры да бандиты, думают только о себе. Практически никому не верят, лишь временами отмечая то или иное правильное высказывание. По "высказываниям" чаще всего проходят Зюганов и Жириновский.

Патриотизм проявляется в форме "за державу обидно". Имеет оттенок национализма ("Крым у России отняли").

Общая оценка международной ситуации - вариации на тему "однополюсного мира". Когда узнают о международной борьбе за права - сетуют в основном на то, что у нас народ молчит, терпеливый. Никак не поймут, что они и есть народ ("А что я один могу сделать?").


Мера ответственности и мера участия в событиях на заводе, в городе, стране.

Считают себя ответственным только за происходящее на их участке, как-то участвуют в событиях только на заводе, или, если точнее, в цеху. В городе и стране кто-то принимает решение за них и это решение может обсуждаться, но выполняется.


Решение вопросов или уход от них?

От вопросов стараются уйти. Даже "припертые к стенке". Из 200 "выдавливаемых" с завода (т.е. сокращаемых) как-то попытались воспротивиться 4, а пришли хоть куда-то пожаловаться - 2-е.


Участие в активистском движении.

Осуществляется на уровне одиночек. Хотя вокруг каждого создается некоторый поддерживающий ареал, помогающий по мелочам, да и по разным вопросам обращаются прежде всего к ним, а потом уж в "официоз".


Есть ли рабочая солидарность?

Вне завода практически не существует в реальных делах. Максимум, на что пока способны коллективно - поддержать резолюцией митинга, поставить подпись. Очень редко - поддерживают материально. А уж о протестных действиях в пользу других работяг - речь не идет.


Пьянство и мат в речи и жизни рабочих.

Культивировалось и в т. н. "советское" время и пришедшей первой волной хозяев-воров, т. к. им нужно было молчание "находящихся на крючке" пьяниц и их безотказность. Лишь новая генерация капиталистов-производителей, которым нужна полная отдача, начала всерьез выкидывать пьющих с производств.

Пьянство и мат поставлены мной вместе, так как имеют одни и те же социальные корни и, я уверен, разрушающе действуют на одни и те же участки мозга и организма, разрушая чаще всего тормозные (мозг) и очищающие (печень) части организма. Не случайно образ хулигана для нас - это пьяный матерщинник.

Страшны тем, что сейчас любая альтернатива пьяного досуга после работы исчезает - это значит, что пьяное поведение с работы расползается домой и наоборот. Выпивают практически 100%. На работе потребляют - 30%. После работы регулярно - 50%.

Причина - социальная. Находясь на заводе в самом низу социальной лестницы (т.е. получая удары по психике от всех и вся), не обученные психологической устойчивости, не знающие, как еще можно сбросить стресс, не умеющие постоять за себя - тянутся к бутылке, проливают свои отрицательные эмоции ненормативной лексикой. Справедливость моих слов подтверждает то, что среди рабочих активистов указанные выше цифры пьянства - меньше на порядок.


Табакокурение.

Тот же наркотик и те же эффекты, что и др. наркотики. НО - официально не запрещен! И посему - почти 90% - курят, "расслабляясь" подобным образом. Действительно, "место для курения" - есть везде, а вот "места для выпивки" - почему-то нет. Дело в том, что курение не сразу и не сильно сказывается на производительности труда. А так - пусть лучше работяга нервно "вытянет" папироску, чем начальнику морду набьет.

И только там, где рабочая сила чрезвычайно дорога, и даже небольшое падение производительности, сокращение жизни рабочей силы, уменьшение здорового потомства рабов - лишают реальных прибылей капитал - там разворачивается антиникотиновая кампания. Сами подумайте - есть ли другая такая причина для такой кампании в США? НЕТ - все вредные последствия курения были известны давным-давно - и вдруг такой всплеск "антитабачников"!


Трудоголизм и сверхурочные.

Трудоголики встречаются среди старшего поколения. Болея ложной ответственностью за ЧУЖОЙ давно интерес производства, готовы "лечь костьми". А в сущности, как и с радостью работающие сверхурочно, служат снижению общей зарплаты.


Национализм и интернационализм.

Как в зеркале отражает, что рабочий - он на заводе рабочий, а за проходной - обыватель. Чрезвычайно распространен бытовой национализм по отношению тех, кто из СНГ и евреев, но, тем не менее, работающих рядом, неплохо работающих - числят так же как и других. На рынках - "азер", "черный", на работе "Мамед - золотые руки". Гораздо более интернационально воспринимается зарубежный рабочий. Результаты забастовок во Франции с удовольствием обсуждают (дело шло об уменьшении пенсии). Одобрить действия на словах - то же готовы. А вот из СНГ - они ведь были "поданными" а сейчас - "хозяева" - вот объяснение такого разного отношения.


Стал ли православным рабочий?

Нет, не стал. Хотя число носящих крестиков резко возросло, а число атеистов "официально" резко уменьшилось - подавляющее большинство лишь отмечают выпивкой церковные праздники. Фактически - у таких "верующих" - смутное впечатление о каком-то высшем разуме. Даже немногие, регулярно посещающие церковь - имеют о православии весьма смутное представление (неоднократно удивлял таких, приводя высказывания из Евангелия, о которых те понятия не имели). Единственно, что знают все четко - как хоронить.


Отношение к "гастрабайтерам".

Отрицательное, как к сбивающим расценки. Не понимают, что на самом деле лучшее "лекарство" - требовать равной оплаты за равный труд, в т. ч. и для "гастрабайтеров". Тем не менее, если рабочий трудолюбив или мастеровит - относятся нормально, но в общем к ним предъявляются повышенные требования.

? Трохин Сергей Юрьевич - электромонтер, ОАО «Московский подшиник».