Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века

ВложениеДатаРазмер
[file] Программа конференции09/10/07 1:39 pm181.26 КБ
[file] Доклады09/10/07 1:39 pm1.84 МБ

Гуманизм в воспроизводстве социального

Гуманизм в воспроизводстве социального

 

 

М.П. Бузский


Одной из заметных тенденций современного общества выступает своеобразное размывание социального как особой «ткани», или «субстрата» общественной жизни. Однако это происходит как бы латентно и не вызывает особого беспокойства из-за явно заниженного статуса социального и его роли в жизни общества. Сегодня не только не существует какой-либо общепризнанной интерпретации социального, выведенной из согласованных и принятых оснований, но и явно недооценивается его роль в воспроизводстве целостного человека, в преодолении технократизма, в ограничении воздействия овеществленных процессов на само пространство экзистенциально-смыслового бытия человека, в самом осуществлении исторического процесса.

Человек и деньги - есть ли свобода выбора?

Человек и деньги - есть ли свобода выбора?

С.Г. Болинова
аспирантка
Нижегородского государственного
педагогического университета


Сегодня, когда деньги стали претендовать на ведущую роль в развитии цивилизации и культуры, одной из актуальных проблем становится соотношение в человеке духовного и биологического начал. Двойственность и противоречивая природа денег отражается на существовании личности, где само бытие человека оказалось раздвоенным. С одной стороны, постоянное стремление к идеальным способам существования, к реализации своей духовности является необходимым условием сохранения человеческого существа. С другой стороны, естественная необходимость удовлетворять свои утилитарные потребности и обустраивать физическое существование составляют предметно-эмпирическое измерение бытия, без которого невозможна достойная человеческая жизнь. При этом особое значение приобретает проникновение экономического фактора на все уровни человеческого бытия, начиная от обыденного мышления и заканчивая официальной идеологией. Меняется общественная психология; интенциональность сознания приобретает экономический характер, происходит становление новой «денежной» ментальности.

Культурно-поведенческий стереотип

Культурно-поведенческий стереотип как маркер феноменов общественного сознания


Г.Ю. Беляев
к.п.н., центр теории воспитания
Института теории и истории педагогики РАО

Предмет воспитания как общественного явления - эстафета поколений, формирование и становление новых поколений, вводимых в полноценный и полноправный контекст культурной традиции.

Под культурой (следуя общекультурной традиции Нового Времени 17-20 веков н.э.) условимся понимать сферы общественной жизнедеятельности, постоянно воспроизводящие ту или иную картину мира, определенные образы мира в сознании и поведении людей, так сказать, «способы жить», взаимодействовать друг с другом, с миром природы согласно определенным обычаям, устоям, правилам, нормам, законам, ритуалам, заповедям.

Известно, что в парадигме современной науки для всех систем живой природы выявлены два канала передачи информации.

О некоторых гуманистических аспектах экономики

О некоторых гуманистических аспектах экономики


Е.А. Бельцева
к. ф.н., доцент кафедры философии
Вятского социально-экономического института
г. Киров


Актуальность проблемы исследования экономического воспитания в современных условиях рынка обусловлена процессами коренных преобразований в ведущих сферах общественной жизни, а именно гуманизации и гуманитаризации. Большая часть наших сограждан ещё не усвоила, и, соответсвенно, не может внедрить в жизнь законы рыночной экономики. При социализме основным доходом была заработная плата, которую потом и расходовала семья. Новые экономические условия привели к глубокому кризису, к хроническому «дефициту» человечности, к отсутствию понимания между людьми, к изменению ценностной ориентации в сторону материальных благ.

Философско-нравственный аспект гуманизма и его выражение в ХХI веке

Философско-нравственный аспект гуманизма и его выражение в ХХI веке

 

К.К. Бегалинова
д.ф.н., профессор, член-корреспондент АЕН,
заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин
Семипалатинской государственной медицинской академии

У.К. Альжанова
к.ф.н., доцент, профессор
Семипалатинской государственной медицинской академии
Республика Казахстан

Гуманизм как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества, трансформируясь в новый способ своего выражения в ХХ1 веке. Этимологический смысл этого слова "человечность", "человеческие отношения". Фактически содержание и смысл этого понятия намного глубже и значительнее. Речь идёт о сущности человека и общества, о сущности межличностных отношений. Их нельзя свести только к узкому этикету, уважению, внимательности, скромности и т.д.

Общественный субъект в контексте диалектики

Общественный субъект в контексте диалектики сознательного и бессознательного


Т.И. Бармашова
к. ф
.н., доцент кафедры философии
Красноярского аграрного университета


Как известно, человеческая активность определяется не только сознательными, но и бессознательными формами отражения. Это касается не только индивидуально-психологического субъекта, но и общественного. В зависимости от того, какой вид отражательной активности преобладает у субъекта, его можно характеризовать как социально-зрелый субъект, отличающийся позитивной направленностью своей активности в общественном развитии, или как социально неразвитый субъект, представляющий собой удобный объект для манипулирования.

Стратегия опережающего развития гуманистической культуры для мира

Стратегия опережающего развития гуманистической культуры для мира ХХI века


Э.В. Баркова

 

В ряду важнейших определений современного мира, называемого информационной, постиндустриальной эпохой или временем глобализации, отсутствует, как правило, одно из главных: наше время - время дефицита гуманизма, радикальное свертывание его характеристик и проявлений в пространстве социума. Между тем, именно эта тенденция приводит не только к заметному отставанию в развитии гуманистической культуры, но и к деструкции, разбалансированию всего современного мира как развивающейся системы, к утрате устойчивости его бытия.

Экзистенциализм - это гуманизм?

Экзистенциализм - это гуманизм?


А.Ю. Байбородов
аспирант кафедры философии
Пермского государственного педагогического университета



Предваряя наше рассуждение этим вопросом, следует поставить другой вопрос: может ли экзистенциализм стать духовным ориентиром современного человека?

Известно, что экзистенциальная философия, возникшая в период между двумя мировыми войнами, явилась реакцией на социально-политическую и духовную ситуацию своего времени. Ныне она фактически уходит в историю, хотя по большому счёту сохраняет свою актуальность: по-прежнему остро стоят вопросы о смысле человеческого бытия и ценности человеческой жизни, вопросы личностного самоопределения и выбора. Это тем более актуально перед лицом глобальных проблем современности.

Проблемы современной России в литературном творчестве подростков

Проблемы современной России в литературном творчестве подростков


С.В. Багоцкий
общество испытателей природы
г. Москва


В сознании многих оппозиционно настроенных российских граждан немолодого возраста прочно укоренилась мысль о современных подростках, как «поколении пепси», которому не нужны высокие материи и которое мечтает лишь о том, чтобы «красиво разлагаться». Как «там»! Эти граждане как то не замечают, что их взгляды на современных подростков очень трогательно совпадают со взглядами, бурным и мутным потоком изливающимися с экрана проклинаемого ими россйского телевидения.

Логика гуманизма в современном мире

Логика гуманизма в современном мире

В.Л. Афанасьевский
к.ф.н., доцент кафедры философии
Самарской государственной экономической академии

 

На первый взгляд, принцип гуманизма не вызывает никаких сомнений. Но и он может встретить непонимание со стороны представителей как раз гуманитарной общественности. Оказалось, что, во-первых, система ценностей разных обществ может быть так различна, что вызывает, неприятие, казалось бы, универсальных принципов культуры. Во-вторых, интенции культурного развития некоторых обществ привели к таким результатам, что, видимо, настанет необходимость пересмотреть содержание и этого принципа.

Коперниковский поворот современного гуманизма

Коперниковский поворот современного гуманизма

В. Арсланов.

 

Исторически гуманизм был открытием мира - и через открытие мира - человека. Почему же мир был закрыт до эпохи гуманизма, и в каком смысле закрыт? Человечество создает не только зрение, но и искусственную слепоту, подобную религиозному мировоззрению. Искусственная слепота часто бывает противоположной стороной великих прозрений человечества: трансцендентное христианское мировоззрение явилось наказанием за великие открытия первоначального христианства - истинной человеческой природы, основание которой - равенство всех людей.

На пути к социальному освобождению Человека

На пути к социальному освобождению Человека
(ассоциированное социальное творчество versus либерализм)

 

А.В. Бузгалин
д.э.н., профессор МГУ им. М.В.Ломоносова,
президент Фонда «Альтернативы»


Никто не даст нам избавленья -
Ни бог, ни царь и ни герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.

Информационное письмо

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Подкомитет по образованию

Фонд «Альтернативы»

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем Вам, что

в г. Москве, в Российской государственной библиотеке,

3-5. 06. 2004

Ленты новостей