Натаров Н. А.

Николай Артемьевич Натаров родился 17 августа 1921 г. в селе Городище Алчевского р-на Луганского округа (ныне Луганская область на востоке Украины).

Десятилетку окончил в 1939 г. в Гатчине Ленинградской области. В 1940 г. призван в армию, служил в артиллерии на территории Литвы (помкомвзвода 7-й батареи 174 гаубичного артиллерийского полка 5 стрелковой дивизии в звании сержанта в г. Каунас). За 4 дня до начала войны был переведён на формировочный пункт в полевом лагере близ деревни Новые Сенажишки в районе железнодорожной станции Козлова Руда, где при штабе 5-й с.д. формировался стрелково-артиллерийский батальон, предназначавшийся, чтобы занять доты на границе с Германией. Батальон этот не успели сформировать, присвоить номер и вооружить, как началась война. Так как часть стояла в 40 км от границы с Германией, то с начала войны часть сразу же попала в глубокое окружение, командиры бежали на машинах, бросив безоружных солдат и младших командиров. После всех попыток выйти из окружения Н. А. Натаров, будучи раненным при бомбёжке 28 июня и проведя без сна много суток, 1 июля 1941 г. попал в плен. В плену находился всё время в концлагерях. В 42-м году в составе группы из дюжины советских пленных подвергся медицинским экспериментам, которые проводил д-р Генрих Бернинг (известен почти как Йозеф Менгеле и часто упоминается в одном ряду с ним) и в результате которых был умышленно заражён туберкулёзом лёгких и в 43-м году отправлен умирать в лагерь Зандбостель, откуда был освобождён 29 апреля 1945 г. войсками союзников, когда уже не мог ходить, отправлен в госпиталь, и в Гатчину вернулся только в ноябре 45-го. На месте дома - лишь старое пепелище. Родители пропали без вести во время оккупации. Был тяжёлый 1946 год, болел туберкулёзом, работать не мог, специальности не было, жилья не было, питания почти не было никакого. Жил в доме инвалидов. И с этого самого времени он был обуреваем вопросом: «Почему общественный строй, по идее стоящий выше капитализма, на деле своих преимуществ не демонстрирует?». Стал изучать философию. В университет не принимали, видимо, как внука «врага народа» (дед был репрессирован и расстрелян в 1937 году). Работал лектором общества «Знание». Только после XX съезда поступил на философский факультет МГУ, который окончил в 1961 г. К 1962 году относится его первая большая работа «Диалектика технического прогресса и становление новой системы разделения труда». С 1963 по 1997 г. преподавал философию в Московском авиационном институте. Защитился только в 1987 г. Хотя по оценке коллег по философскому цеху мог идти на защиту на четверть века ранее, но у него было повышенное критическое отношение к своей работе. Кроме того, он был, по их же мнению, генератором идей, и новые идеи мешали ему оформить те, что возникли у него вчера. О диссертации же было сказано, что она написана для жизни, а не для защиты: идеи диссертации очень интересны, их много и здесь не надо вымучивать «новизну», диссертация заслуживает быть опубликованной. Но опубликовано у него очень мало по сравнению с написанным. Неопубликованные работы с 2012 года выкладываются в интернете (ссылка ниже).

Ответ же на вопрос, почему общественный строй, который по идее должен быть выше капитализма, на деле не демонстрирует явного над ним превосходства, если кратко, звучит так: потому что у нас не было социалистической социальной революции и не было общественного строя, который научно корректно можно назвать социализмом.

По выводам Н. А. Натарова, опирающегося на материалистическое понимание истории, заложенное К. Марксом, первопричина коренится в типологии труда, ибо труд – основа социальности. В первобытном обществе не было общественного разделения труда, а было естественное, половозрастное его разделение и технология была не производящая, а добывающая: производила всё необходимое для жизнеобеспечения человека природа, а человек лишь добывал, созданное ею. С отделением ремесла от земледелия и появлением производящих технологий на историческую арену выходит общественное разделение труда, вызванное к жизни технологиями, которые Н. А. Натаров называет низшими, основанными на использовании низших, неорганических форм движения материи: механических, физических, химических. Такие технологии не способны в одном очаге производства создать целостный продукт, удовлетворяющий все потребности человека, и вызывают необходимость обмена, рынка, денег и всего комплекса экономических отношений. Эти технологии антиэкологичны и ныне грозят уничтожить пригодную для жизни человека среду обитания. Поэтому на повестке дня переход к технологиям, которые Н. А. Натаров называет высшими, основанными на использовании высших – биологических и социальных – форм движения материи, при использовании которых будет преодолено общественное разделение труда и произойдёт ассоциирование, объединение труда, и сдерживающие всестороннее развитие способностей и талантов человека экономические производственные отношения утратят своё господствующее положение в качестве материальных общественных отношений, доминирующих в базисе общества, и их место займут открытые Н. А. Натаровым отношения развития. Это будет подобно тому, как при обретении экономическими отношениями роли господствующих материальных общественных отношений семейные отношения, бывшие единственными материальными общественными отношениями, составлявшими базис первобытного общества, не исчезли, а сохранились, но в подчинённом виде. Таким образом, по выводу Н. А. Натарова, будущее общество, которое он называет гуманистическим, будет обществом тройного порядка сложности, в отличие от капиталистического общества, являющегося обществом двойного порядка сложности и основанного на труде, имеющем двойственный характер (открытый Марксом), и будет основано на труде, имеющем тройственный характер (открытый Натаровым): помимо производства потребительной и меновой стоимости, труд в условиях господства отношений развития будет в первую очередь производить самогó адекватного новой эпохе человека, развивая его способности, таланты – все сущностные силы человека.

В работах Н. А. Натарова отмечается, что с открытием электрона (в теоретической сфере) и взрывом атомной бомбы в Хиросиме (в сфере практики) человечество вступило в новую эпоху. Но это мало кто осознал. По этому поводу ещё А. Эйнштейн сказал: «Выпущенная на волю энергия атома изменила всё, кроме мышления самого человека». Началась эпоха, в которой продолжение доминирования экономических отношений, с их нацеленностью не на истину, а на пользу, стало анахронизмом, – эпоха беспрецедентная, которую Н. А. Натаров называет гуманистической.

В комплексе с «отношениями развития» Н. А. Натаров ввёл категории «средства развития» и «время развития» (идущие на смену «производственным отношениям», «средствам производства» и «рабочему времени»). Он вводит в сферу социального мышления категорию «объективных потребностей и интересов эпохи», без коей всякое мышление о будущем неадекватно и бесплодно.

Н. А. Натаров задавался задачей выработки необходимой для движения к гуманистическому обществу теории реформ, которая представляется ему как вывод из комплекса частных теоретических установок:

  1. теории социальной этиологии;

  2. теории социальных стимулов;

  3. теории социального катализа;

  4. теории развития социального кадастра;

  5. теории технологической стратегии;

  6. теории социально-педагогических императивов;

  7. теории экологических императивов и приоритетов;

  8. теории развития семьи и других форм коллективного образа жизни и деятельности;

  9. теории становления творческой личности;

  10. теории становления ноосферы как важнейшего императива эпохи;

  11. теории становления адекватной духовной рефлексии;

  12. теории гуманистического воспитания, исключающего возникновение преступности.

Преобразования должны быть очень глубоки, настолько, чтобы изменить парадигму и строить новую модель бытия и мышления, утверждать новые ценностные ориентации.

Подробно об этих и многих-многих других наработках Н. А. Натарова, которые по сей день звучат как новое слово в социальной философии, читайте в его работах на сайте: https://www.sites.google.com/site/nanatarov.

ПЕРЕЧЕНЬ ПУБЛИКАЦИЙ Н. А. НАТАРОВА

  • Социальные проблемы экономической реформы. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1967. (брошюра Научно-методического совета по пропаганде философских знаний, 42 стр.)

  • Современная научно-техническая революция и диалектика социальных и экономических проблем // В.И. Ленин и развитие общественных наук: Тезисы докладов Межвузовской научной конференции кафедр общественных наук. М., 1970, с. 52-56.

  • Социальные проблемы современной научно-технической революции (в соавторстве с И.С. Шариковым) // Методические советы по изучению марксистско-ленинской философии. М.: Высшая школа, 1971, с. 100-108.

  • Роль научно-технической революции в строительстве коммунизма // Современная научно-техническая революция и её последствия. М., 1974, с. 11-18.

  • Стратегия технологии и перспективы экологии // Проблемы взаимодействия общества и природы (Тезисы I Всесоюзной научной конференции). М.: Издательство Московского университета, 1978, с. 102-103.

  • Принцип целостности в социально-философской концепции труда и НТР. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1986, 20 стр.

  • Проблемы развития диалектического мышления // Формирование научного мировоззрения студентов в вузе. М.: Академия наук СССР, Философское общество СССР, 1989, с. 52-61.

  • Философия жизни // «Пропеллер», № 16 (3354), 6 марта 1990, с. 1, 2.

  • Гуманитаризация технического образования – фактор гуманизации общества //Методические разработки к спецкурсам по философии. М.: Издательство МАИ, 1990, с. 30-36.

  • Гуманистическое мировоззрение и «человеческий фактор» (тезисы в соавторстве с В.Н. Замиловым) // «Роль научного мировоззрения в активизации человеческого фактора» (сборник). Москва – Чебоксары, 1990, с. 78-79.

  • Сущностные черты современной концепции социализма и стратегия перестройки // Социально-политические науки, 1990, № 12, с. 3-9.

  • Философские проблемы науки и техники (Соавторы: Ю.В.Крянев, М.А.Кузнецов, Л.И.Ожигова, Е.Ю.Бельская, Г.Е.Горчакова, М.А.Иванов, А.М.Малахова, Л.Ф.Петровичева, А.Ю.Сидоров). М.: Издательство МАИ, 1991, 68 стр. (Н.А.Натаровым в соавторстве с Е.Ю.Бельской написан раздел "Наука и техника в системе культуры", с. 5-17)

ПУБЛИКАЦИИ на сайте «АЛЬТЕРНАТИВ»:

  • Сколько стоит экономический детерминизм? (весна 1989 г.)

  • Синдром экономического мышления и основные идеи теории реформ (август 1993 г.)

  • Глава «О всеобщем идиотизме переживаемой эпохи» из книги «Если бы президентом определённо был я» (1995 г.)

ДРУГИЕ РАБОТЫ

Опубликованы на сайте https://sites.google.com/site/nanatarov

  • Развивающийся предмет маркситско-ленинской философии и её вузовский учебный курс (1984 г.)

  • О новом учебнике по философии и устарелости программ (август 1986 г.)

  • Две работы из серии «Из новейшей переписки К. Маркса и Ф. Энгельса»:

1. Письмо К. Маркса к Ф. Энгельсу (июнь 1987 г.)

2. Письмо Ф. Энгельса к К. Марксу (июль-август 1989 г.)

  • Сила товара и сила абстракции. О парадоксах и иллюзиях в теоретизированиях вокруг перестройки (лето 1989 г.)

  • Философия как специфическая дисциплина (1991 г.)

  • Мысли о здравом смысле и о роли теории (лето 1991 г.)

  • Эпоха – сквозь магический кристалл теории (август 1991 г.)

  • Путь к метасистеме – альтернатива «рынку» (проблемы гуманизации общества) (декабрь 1991 г.)

  • Обладал ли В. И. Ленин адекватным теоретическим потенциалом?

  • Открытое письмо президенту Ельцину (1992 г.)

  • Серия «Философские письма к президенту»

  • Серия «Философские письма к современникам»: 4 письма (ноябрь 1992 г.)

  • Соотношение существования и развития в процессе реформации общества (1993 г.)

  • Если бы президентом определённо был я (1995 г.)

ВложениеДатаРазмер
[file] natarov.jpg20/12/13 8:06 am16.92 КБ

Письмо четвёртое

Н. А. Натаров

Из философских писем к современникам о концепции будущего и об основных идеях теории реформ в России

Письмо четвёртое

Ноябрь 1992 г.

«СИНДРОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» В СОЦИАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АТМОСФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ

Вся наблюдаемая в эти дни 1992 г. так называемая реформаторская активность отличается двумя признаками: 1) верой в то, что сложившееся в нашей стране общество можно в относительно короткие исторические сроки вывести на достойный уровень «благосостояния», и 2) надеждой, что это можно сделать экономическими методами и средствами.

Письмо третье

Н. А. Натаров

Из философских писем к современникам об основных идеях теории реформ

Письмо третье

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КАК УСЛОВИЯ УСПЕШНЫХ РЕФОРМ

Уважаемые современники! Самое трудное в переживаемом нашей страной времени – это неясность и неопределённость перспектив и отсутствие ПОНИМАНИЯ того, что происходит с обществом и человеком сегодня.

То, что происходит сегодня, это – кризис. Но это не только экономический кризис. Это кризис универсальный, многосторонний. Сама глобальная ситуация является необычайно критической и требует не просто выработки нового мышления применительно к частным вопросам: к экономике, к технологии, к экологическим проблемам, к нравственным, ценностным, гуманистическим и т.д. (социально-психологическим, социологическим, демографическим, политическим и т.п.), но – осуществления социально-интеллектуальной революции с тем, чтобы поднять понимание вообще на принципиально новый уровень, на уровень объективных требований новой эпохи, в которую вступает человечество.

Письмо первое

Н. А. Натаров

Философские письма к современникам о концепции будущего и об основных идеях теории реформ в России

Письмо первое

(1993 год)

ПРЕДИСЛОВИЕ, ВВОДЯЩЕЕ В КУРС, В СУТЬ И В ПЕРСПЕКТИВУ

Если бы, да кабы, – гласит русская поговорка...

Если бы положение в нашей стране, сложившееся к 1992 году, можно было бы улучшить сугубо экономическими средствами и методами, ориентируясь на финансовую стабилизацию, как это видится и кажется Е. Гайдару и его команде, то это было бы фантастически счастливым исходом.

О всеобщем идиотизме переживаемой эпохи

Глава VI

О всеобщем идиотизме переживаемой эпохи

Натаров Н. А.

Глава «О всеобщем идиотизме переживаемой эпохи» относится к книге Н. А. Натарова «Если бы президентом определённо был я», которая писалась в преддверии президентских выборов 1996 года, но никакой политической амбиции этот заголовок не означал. Книга снабжена подзаголовком «Проблема фундаментальности мышления в теории адекватного реформирования российского общества на грани новой цивилизации» и определена как «социально-философская анатомия переживаемой эпохи» и «социально-философский анализ и социально-философский прогноз в аспекте соотношения категорий собственность и деятельность». Завершена глава не раньше октября 1995 года.

Наша эпоха теоретически начинается с открытия Джозефом Джоном Томсоном (1856-1940) – электрона в 1897 г. и определения его заряда в 1898 г., а практически – с 1945 г., когда осуществлена была атомная бомбардировка (6 августа) Хиросимы.

С этими фактами (теоретическим и практическим) должно было быть связано коренное преобразование социального мировоззрения, которое, однако, не произошло, что и породило идиотизм переживаемой нами эпохи.

СКОЛЬКО СТОИТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ?

СКОЛЬКО СТОИТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ?

Н. А. Натаров

 

Статья «Сколько стоит экономический детерминизм?» написана весной 1989 года как отклик на обращение к читателям журнала «Известия ЦК КПСС» в №1 за тот год М. С. Горбачёва, кратким письмом к которому открывался черновой вариант работы. Автору представилось тогда своевременным и целесообразным опубликовать на страницах того же журнала полемическую статью с методологической постановкой вопроса о развитии теории социализма и перестройки. На черновике сохранился отклик коллеги автора: «Прекрасная статья. Много интересных разработок, в частности, понятие базиса. Надо, как можно скорее, печатать. 24.3.89 г.» После этого черновик подвергся доработке в отдельных частях, в основном в виде добавлений нового текста.

Не будет, вероятно, открытием постановка вопроса о том, что создание целостной концепции социализма в эпоху перестройки нашего общества предполагает исследование фундаментальных оснований социализма. Но вместе с тем постановка вопроса о фундаментальности подхода к перестройке социализма граничит с новаторством в области методологии этого дела.

СИНДРОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ РЕФОРМ

СИНДРОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ РЕФОРМ

Н.А. Натаров

Статья Н. А. Натарова «Синдром экономического мышления и основные идеи теории реформ» написана в августе 1993 года и посвящена способу мышления, который укоренился в обществе и которому соответствовал способ практического действия, намечавшегося экономистами и правительством. Она была предложена для публикации газете «Известия», номерах в трёх, со ссылкой на прецедент: в 1992 г. в пяти или шести номерах «Известий» была напечатана «политическая мистерия» Г. Х. Попова, из которой следовал один-единственный вывод о том, что «у демократов нет программы». Вот автору и захотелось поделиться своими идеями с демократами, чтобы развеять пагубное влияние на социальный интеллект «синдрома экономического мышления».

Самым волнующим вопросом для нашего общества начала 90-х годов ХХ века, особенно после августа 1991 г., является его трансформация к лучшему посредством реформ, так как революции никто не хочет. Но каким должно быть это общество, никто не знает, так как ни соответствующей теории, ни убедительной программы нет.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Аватар пользователя Совок

О Натарове.

   На примерах  многих  выдающихся мыслителей: виден один общий для них момент биографии,а именно преодоление  поворота личной судьбы,связанный с экстремальными духовными и физическими испытаниями. Просматривается закономерность выхода интеллекта индивида на высший уровень в этом случае. Другими словами чтобы понять жизнь,надо пройти все испытания,огонь воду и медные трубы. Как говорят в народе:"Умная мысля всегда приходит опосля," после вот таких  испытаний.  Примеры Ленина,Сталина, Антонио Грамши и многих других революционеров свидетельствуют  об этом. И Философ Натаров в их числе,о чём говорят его работы,лежащие в русле ленинской борьбы с экономизмом.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Ленты новостей