Испытание нищеты и социальной сегрегации среди детей и молодежи в Берлине

Испытание нищеты и социальной сегрегации среди детей и молодежи в Берлине

Урсула Шуберт 

Доклады Международного теоретического форума «По ту сторону кризиса: потенциал фундаментального образования, науки и культуры» (19-20 апреля 2010). Организаторы Фонд «Альтернативы», Фонд им. Фридриха Эберта.

В столь богатой стране как Германия неохотно говорят о нищете и особенно о детской нищете. Все партии стараются разработать все новые стратегии по устранению нищеты, особенно детской – к сожалению безрезультатно. Детскую нищету можно устранить только устранив богатство. Но для этого нет концепции ни у одной из партий.

Далее, на примере одного из городских округов Берлина будет показано,что из себя представляет нищета для тех, кого она затронула, и где проходит граница политики, в том числе и политики «левых» в рамках парламентской демократии.

Берлин разделен на 12 округов. В восточной стороне находиться округ Марцан-Хеллерсдорф, который до объединения был показательным округом ГДР, где проживало много номенклатурных работников, но также и нормальных граждан, в основном рабочих. После объединения многие хорошо зарабатывающие граждане покинули округ. Город и политическое руководство округа попытались противодействовать этому оттоку, они провели целый ряд мероприятий по реновации квартир и созданию хорошей инфраструктуры. Нужно сказать, что в этом округе прекрасные условия для жизни. Здесь чисто, много зелени, невысокая квартплата, хорошее медицинское обслуживание и широкая сеть магазинов. Я сама с удовольствием проживаю в этом округе!

С 2002 года партия левых в округе Марцан-Хеллерсдорф занимает пост бурмистра и городского советника по делам молодежи и семьи, С того же времени городом управляет коалиция социалдемократов и партии левых. Партия левых с того же времени руководит социальным отделом в Берлинском Сенате.

После того, как округ покинули обеспеченные люди, в нем остались в основном безработные, старики и бедные. В этом округе проживают 245 706 жителей. Из них 27 513 дети от 0 до 14 лет (статистика на 30.06.09).

Особенно драматичен большой уровень детской нищеты в некоторых регионах этого округа.

Атлас социальной структуры 2008 (администрация Сената по здоровью окружающей среды и охране потребителей 2008) наглядно показывыет, что большой процент 15-летних проживают в семьях, которые характеризуются как «бедные». В Марцан-Хеллерсдорфе имеются три района, в которых 70% 15-летних жителей проживают в таких «бедных» семьях. В данном случае речь идет о нищете в условиях сегрегации. Эти дети испытывают не только нищету, но и чувство социального отвержения.

 

Что такое нищета среди детей и молодежи в богатой Германии?

 

Рассматривая нищету детей и молодежи, за основу берется понятие, что нищета является многогранным феноменом, где субъективным детским и юношеским переживаниям уделяется особое внимание. Хотя недостаточные доходы и являются основой материального существования, не менее важную роль играют такие факторы как работа, образование, квартира, здоровье и участие в общественной жизни, так как они, в конечном итоге, определяют диапазон, в котором человек может удовлетворить свои потребности и участвовать в общественной жизни. Эти факторы обычно снижаются следом за доходами. В связи с этим ограничиваются рамки деятельности, шансы для участия в общественной жизни, а также субъективное благополучие. Эта субъективная сторона проблемы нищеты особенно негативно сказывается на развитии личности и социализации детей и молодежи.

Поэтому для преодаления нищеты среди детей и молодежи необходимо стремиться как к улучшению их жизненных условий , так и к улучшению их социальной среды. Особого внимания в этой борьбе заслуживают семьи и социальная среда, в которой они проживают. Одних денежных услуг здесь недостаточно, если попавший в нищету не в состоянии самостоятельно освободиться от такой ситуации. Часто бедные люди рассматриваются исключительно как нуждающиеся в помощи, не в состоянии позаботиться о своем существовании и вообще не умеющие устроить свою жизнь. При этом часто забывается, что общество несет высокую ответственность за то, что человек теряет или не может приобрести навыки, необходимые для поведения, концентрированного на труд, что являеться необходимой основой для самостоятельности.

В борьбе с нищетой часто из поля зрения выпадает субъективная роль людей, попавших в нищету. На первый план политических требований ставится в основном вопросы алиментации, в смысле повышения регулярных или назначения новых выплат. Эти меры далеко не удовлетворяют действительные нужды людей для их участия в общественной жизни.

На эту проблему ссылается исследование проекта „Arche“ «Ковчег» (Schmals, 2007), которое обращает внимание на широту диапазона детской нищеты и жизненного положения бедных семей. Проект „Arche“является проектом евангельской церкви округа Марцан-Хеллерсдорф, но уже получил поддержку во всем мире. Благодаря этому проекту многие семьи получают помощь в виде продуктов и одежды. Проект охватывает также целый ряд возможностей проведения детского досуга.

В рамках этого исследования проводились интервью с бедными детьми из Марцан-Хеллерсдорфа. Эти интервью были систематизированы по разным «образцам поведения». Под «образцом поведения» понимается субъективное восприятие детей относительно их собственной ситуации или поведению. Эти образцы поведения показывают, как в условиях нищеты ограничивается и отрицается роль ребенка как субъекта.

Были выявлены следующие образцы поведения:

 

1.Предотвращение нормальной социализации

 

Установлена воспитательная неспособность родителей определить результат нарушения социализации у детей.

 

С попаданием в ситуацию нищеты нарушается расширение социальных контактов. Из этого следует исключительная ориентация детей на имеющиеся в их распоряжении средства массовой информации. В таких условиях не может протекать нормальный процесс социализации.

 

2. Поведение родителей концентрируется на труд при отсутствии предпосылок для этого.

 

Очень часто родители-одиночки интенсивно стараются обязать своих детей раскрыть свои социальные компетенции в семье и за ее пределами, однако из-за нищеты такие требования зачастую оказываются чрезмерно высоки.

 

3.Попавшие в нищету родители не осознают своей недостаточной воспитательной компетенции и не стараются ее приобрести.

 

Установлено, что родители не в состоянии передать своим детям моральные ценности и нормы.

Родители проблемных детей сами выросли в удручающих условиях недостатка социализации, что негативно отражается на воспитании детей. Дети растут в условиях алкоголизма, злоупотребления медикаментами, насилия и халатного к ним отношения. Материальный недостаток и отсутствие образования формируют будни детей.

 

4. Попавшие в нищету родители осознают свою воспитательную некомпетентность и поэтому ищут помощь в соответствующих учреждениях.

 

5.Молодые взрослые, которые были опрошены во время исследования, не в состоянии планировать собственную жизнь. В их юношеской фазе никто не привил им такой ориентации.

 

6.Молодые люди не могут осуществить свои представления о будущем, хотя и в состоянии их сформулировать.

 

7.Дети и юноши страдают из-за недостатка способностей решать типичные юношеские конфликты.

 

8.Дети и юноши, с нарушенным поведением, постоянно переживают конфликты с окружающим миром и чувствуют себя одинокими. Поэтому конфликты становятся демонстративными.

 

9.Попрашайничество как способ приобретения ресурсов.

Недостаток отношений и ответственности родителей, а также отсутствие правил в детстве ведет к эгоцентрическому поведению и не позволяет научиться чувствовать близость и дистанцию. В условиях недостатка доходов в семье практицируется такая форма поведения как побирательство. Так формируется образец поведения, направленного на поиск и ожидание алиментации.

 

10.Границы поведения не осознаются

Проблемные дети, родители которых не обладают воспитательными способностями, не умеют решать конфликты. Они не могут признавать никаких границ собственного поведения. Они не обладают способностью распознать конфликт как таковой, разрешить его путем переговоров или избежать конфликта.Таким образом, возникает дефицит социализации, который оказывает влияние на дальнейшее социальное поведение детей.

 

11.Поиск авторитетов

Проблемные дети испытывают бессилие перед родителями. У таких детей появляется желание показать власть/силу и доминировать перед другими людьми. Они ищут людей, которые могли бы им дать чувство порядка, надежности и принадлежности. Указывается на опасность, что такие дети, ищущие для себя компенсационные возможности, сами могут подвергнуться социально неблагоприятному влиянию. Люди, пораженные нищетой имеют мало возможностей расширять социальные отношения.

 

12.Дети инвалиды особенно остро испытывают чувство недостаточного участия в жизни общества.

 

13.Проблемные дети и юноши страдают от недостаточной самостоятельности.

При недостаточных доходах отсутствие контактов может вести к тому, что родители держатся за своих детей, как за единственный источник дохода.

 

 

 

14. Проблемные дети и юноши стараются скрыть социальное положение семьи.

Семьи часто стараются скрыть нищету доходов. С этой проблемой особенно сталкиваются отцы семейств, не желающие, чтобы кто то узнал, что семья живет в нищете. Поэтому они запрещают своим детям участвовать в проекте „Arche“. Таким образом, эти дети имеют еще меньше возможностей для социальных контактов. Недостаточные доходы, социальная и культурная нищета накапливаются и этим мешают нормальному процессу социализации детей, что выражается замкнутостью.

 

15.Проблемные дети и юноши избегают контактов с другими детьми.

Замкнутость может быть результатом госпитализации или основываться на индивидуальных качествах (робкость) характера. Если замкнутые дети растут в условиях нищеты, то это еще более усиливает затруднение контактов. Социальные способности не могут развиваться. В „Arche“ этот дефицит может быть частично компенсирован.

 

16.Дети и юноши особенно сильно страдают, когда их ставят в неловкое положение определенными высказываниями.

Недостаток доходов в семье на прямую отражается на психике детей, когда их дразнят, например, высказываниями о плохом расположении зубов. Так как эти семьи зависят от получения дотаций больничной кассы или другого учреждения, операция затягивается, а это весьма негативно сказывается на психическом состоянии детей, потому что родители не могут ускорить процесс. Материальный недостаток не позволяет также семьям предложить своим детям компенсирующие возможности для повышения их чувства собственного достоинства.

Переживания многих таких детей отмечены «отчуждением» от окружающего социального и культурного мира. Дети вращаются в очень ограниченном радиусе, который в основном сводится к родительскому дому и школе. Другие социальные сферы, в силу бедности и воспитательной компетенции их родителей, детям не доступны. Они не могут воспользоваться опытом широкого общества. Их понимание о культуре ограничивается в основном средствами массовой информации, такими как телевидение, компьютер, интернет. Эти дети не могут посещать музыкальную школу или другие платные занятия. Конечно, в округе Марцан-Хеллерсдорф имеются разнообразные бесплатные проекты досуга для детей. Однако, чтобы их найти, с одной стороны нужна активность родителей, а с другой стороны необходим транспорт, который часто связан с расходами на дорогу.

Большая заслуга проекта „Arche“ состоит в том, что он помогает семьям увеличить их материальные рессурсы (через продукты и одежду) и создает возможность детям расширить радиус действий между родительским домом и школой. Правда, возможности такого проекта тоже ограничены, так как дети в основном общаются только с детьми из бедных семей. У них почти нет возможности сравнить себя с другими детьми, которые не знают нищеты. Cледовательно, они не могут научиться играть свою субъективную роль в создании более широкого социального круга. Однако, именно эта субъективная роль важна для социально творческой личности.

Если только «....свободное развитие каждого является условием свободного развития всех....» (Маркс 1848, 482), в таком случае, только тот может себя активно проявить как гражданин в самоорганизации общества, который в состоянии устроить и организовать свою собственную жизнь. Однако, многие молодые люди, выросшие в удручающих и отчужденных условиях не способны на такое. А ведь именно такие творческие субъекты понадобятся в будущем, которое нужно менять. Многие семьи, живущие в нищете, имеют плохие условия для того, чтобы передать своим детям необходимую самоуверенность, а также социальную компетентность, которая им нужна для активного участия в жизни в общества.

Об эффективности борьбы с нищетой можно судить только по тому, способны ли проблемные люди действовать как субъекты.

Борьба с нищетой должна быть направлена против социальной сегрегации.

Наряду с поощрением воспитательной компетентности родителей, через службу по делам молодежи, необходимо бороться с негативными условиями окружающей среды у детей.

Тот факт, что за последние годы сильно возрасла детская нищета, вызывает вопрос, удовлетворяют ли законы Германии, в их сегодняшней формулировке, нужды семей и детей или необходимо их коректировать и изменять. По нашему мнению, борьба с нищетой среди детей и молодежи явно должна быть закреплена в законе об оказании помощи детям и молодежи. Помощь молодежи должна быть нацелена на восстановление, обеспечение, а также улучшение социальных, физических, психических и культурных условий для детей и молодежи, чтобы они могли участвовать в социальной, экономической и политической деятельности общества.

Встает вопрос дефиниции неотложных мер в районах, в которых проживает определенная часть нищих детей. Установив количество нуждающихся в помощи, необходимо на политическом уровне принять решение о неотложных соответствующих мерах.

Также встает вопрос о создании общественного сектора по трудоустройству молодых людей, а также их семей в городских районах с социальной сегрегацией.

Необходимо продумать, как можно в дальнейшем помешать возникновению таких очагов сегрегации, где бедные люди чувствуют себя отчужденными. Все это требует высокого чувства ответственности каждого, а в особенности политиков (левых), за социальную окружающую среду.

 

 

Литература:

 

  • Schmals, Karl-Michael 2007: Eine Arche für die armen Kinder von Hellersdorf, Berlin

 

( Шмальс, Карл-Майкл, 2007: ковчег для бедных детей Хеллерсдорф, Берлин)

 

  • Marx, Karl 1848:Manifest der Kommunistischen Partei .In: MEW Bd.4, Dietz-Verlag Berlin 1959

(Маркс, Карл, 1848: Коммунистический манифест)

 

  • Senatsverwaltung für Gesundheit, Umwelt und Verbraucherschutz Berlin 2008/2009: Sozialstrukturatlas 2008.

(Администрация сената по вопросам здравохранения,окружающей среды и охране потребителей, Берлин 2008/2009    Атлас социальной структуры 2008)