Введение

Введение


Кризис и саморазрушение так называемого "реального социализма" в СССР и большинстве других стран мировой социалистической системы привели к глобальным сдвигам в социальной теории. Доминирующие позиции (особенно ярко проявляющие себя в преподавании) заняли неопозитивизм и неолиберализм в странной смеси с постмодернизмом - в философии, неоклассика и неоинституционализм - в экономической теории и т.п. В последние годы, правда, дает о себе знать «славянофильская» тенденция, восходящая к работам Бердяева, Булгакова и др. Крах марксизма в России стал казаться едва ли не очевидным.

Предлагаемая ниже работа представляет собой краткое изложение основных идей нашей монографии «Глобальный капитал» (М.: УРСС, 2004) - одной из немногих в настоящее время в России работ, прямо заявляющих себя как современное марксистское исследование, претендующее на разработку новых аспектов этой теории, отвечающих на вызовы новой эпохи - генезиса информационного общества, глобализации и ростков протоимперии.

Следует так же учесть, что на протяжении последнего года в центральной печати появляется целый ряд работ (в том числе - известных либералов)1, а в научной среде проходит ряд дискуссий, в которых активно обсуждается вопрос о роли и актуальности марксизма в XXI веке. При этом марксизм обычно отождествляется с его догматически сталинской версией. Между тем наряду с сохраняющимся ортодоксальным марксизмом в нашей стране (как и во всем мире) развивается новое течение, которое мы обозначим как «постсоветский марксизм».

Это имя пока не устоялось, но оно указывает на социопространственное и социовременное позиционирование этой школы, а так же на то, что она выросла из критики как старых догматических версий марксизма и попперовского либерализма ХХ века, так и современных вариантов неосталинизма («философии имперскости», державности и т.п.) и постмодернистских «дискурсов».

Отличительными чертами формирующейся школы постсоветского марксизма2 становятся:

  • критическое наследование достижение классического марксизма и его гуманистических отечественных международных течений второй половины ХХ века3;

  • критика догматических сталинистских версий марксизма и развитие, пересмотр ряда тезисов на основе опыта последних десятилетий;

  • открытый диалог с другими школами, прежде всего (но не только) экзистенциализмом и другими гуманистическими течениями, классическим институционализмом и т.п.;

  • акцент на понимании современной (в широком смысле слова, начиная с XX века) реальности как эпохи глобальных, качественных изменений в самих основах общественной жизни, создающих предпосылки для генезиса не только пост-капиталистического, но и постиндустриального, пост-экономического общества («царства свободы»); в этом смысле мы можем назвать наше течение «марксизмом постиндустриальной эпохи»;

  • диалектическое отношение к опыту «реального социализма» как противоречивому, сочетающему черты тупиковой авторитарно-бюрократической системы - с одной стороны, и прогрессивных ростков социалистических отношений - с другой.

Такой подход позволяет нам рассмотреть современную социально-экономическую жизнь целостно, системно-диалектически, в контексте её исторического развития.

1 См., например: Гайдар Е., Мау В. Марксизм между научной теорией и светской религией (либеральная апология). - Вопросы экономики, 2004, № 5,6. Авторы дали развернутую критику этой версии «либерального марксизма» в своих статьях «Зачем нам нужен либеральный марксизм?» (Вопросы экономики, 2004, № 7) и - более полная и развернутая версия - Начало и конец либерализма в России (Экономико-философские тетради, 2004, № 2). Позже в Вопросах экономики вышли и другие статьи, а в начале 2005 г. (№ 1 и № 2) был опубликован отчет о круглом столе по проблемам современного марксизма.

2 Постсоветский марксизм в России - это пока что достаточно аморфная школа, его сторонники существенно различаются в трактовке тех или иных конкретных явлений современной действительности. Значительная часть авторов, работающих в марксистской парадигме, по-прежнему тяготеет к постулатам классической ее версии и вряд ли согласится с предложенным выше критическим отношением к опыту реального социализма.

В данной статье, не претендующей на обобщение всех течений новой возникающей школы, дается авторская версия ее основных принципов. Более подробно основные положения статьи раскрыты в монографиях: Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. М., 2004; Бузгалин А.В. Ренессанс социализма. М., 2003.

3 Речь идет о работах Г.Батищева, В.Вазюлина, Н.Злобина, Э.Ильенкова, В.Келле, В.Лекторского, М.Лифшица, В.Межуева и др. - в нашей стране, Д.Лукача, Б.Олмана, И.Мессароша, А.Шаффа и т.п. - за рубежом (См.: Adorno T.W. Negative Dialectics, Continuum, New York, 1995; Aronson R. After Marxism, New York - London, 1995; Bensaid D. Marx`for our times. L., 2002; Callinicos A. Against Post-Modernism, Cambridge, 1989; Derrida J. Specters of Marx, London - New York, 1994; Jameson F. Late Marxism, London - New York, 1996; Meszaros I. Beyond Capital: Towards a Theory of Transition, New York, 1995; Meszaros I. Marx's Theory of Alienation. L., 1970; Ollman B. Alienation. N.Y.-Cambridge, Cambridge University Press, 1971; Schaff A. Alienation as Social Phenomenon. Oxford, 1980, 1990; ; Батищев Г. Диалектика творчества. Спб., 1997; Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1962; Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975; Вазюлин В.А. Логика истории. М., 1988; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1979; . Злобин Н.С. Культурные смыслы науки, М., 1997; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991; Келле В., Ковальзон М. Теория и история. М., 1979; Лившиц М. К. Маркс. Искусство и общественный идеал. М., 1979; Лекторский В. и др. Материалистическая диалектика. М., 1979; Мандел Э. Власть и деньги. М., 1991; Межуев В.М. Культура и история. М., 1976; и др.)

Безусловно, все эти ученые разномасштабны по своему влиянию на философию. Весьма существенно различаются их философские концепции. Однако все они в общем и целом принадлежат к пространству критического марксизма, для которого характерны подлинно диалектический метод, традиции гуманизма, критического отношения к сталинизму.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Аватар пользователя Совок

Марксизм

   Критика сталинизма-это уже,наверно не марксизм.

Сталинизм - это не марксизм

 

Товарищ Совок!

Если бы не господство в гуманитарных науках сталинского периода (начиная примерно с 1929 года) засилия твердокаменного догматизма, то не было бы и краха СССР и столь сокрушительного поражения социализма, которое произошло в 1990-х годах. Страх сковал творческую мысль ученых, а трудящиеся массы были отчуждены от участия в управлении своей собственностью и своими делами. И все это благодаря сталинизму. Дело здесь не только во влиянии личности Сталина на политическую жизнь страны, но и в образовании целой школы "сталинистов", которые верховодили как в науке, так и в управлении страной.

В.Паульман

 

Аватар пользователя Совок

Ответ В.Паульман.

   Мне Ваши мысли кажутся абсолютно абсурдными и не логичными.На тему сталинизма можно было бы спорить 50 лет назад,когда поспорили хрущёв и Мао Цзе Дун.История разрешила этот спор в пользу сталиниста Мао.Это хорошо видно по наследству,которое оставил после себя Мао в лице современного Китая,и по наследству,которое оставил хрущёв в лице современной россии.

О Хрущеве и МаоЦзедуне

 

По Вашему, Хрущев не был сталинистом Вы сделали большое поистине историческое открытие: Вы опровергли общеизвестный факт, что Хрущев с 1931 года по день смерти Сталина был верным его соратником. Оставался он сталинистом вплоть до своей кончины (несмотря на разоблачение преступлений Сталина на XX съезде). Что же касается сталиниста Мао Цзедуна, то невозможно отрицать того факта, что он оставил своим преемникам страну в глубоком, кризисе. После «Большого скачка» и культурной революции экономика Китая стагнировала. Только в ходе культурной революции погибло до 20 миллионов человек. И только благодаря новому курсу КПК во главе с умеренным Чжоу Эньлаем и реабилитированным Дэн Сяопином началось возрождение и подъем экономики Китая, которая стала ведущей державой мира.

Эх, Совок, Совок....!?

Borisov Eduard

Надо совсем лишиться логики и знаний, чтобы отрицать крупнейшую роль Сталина в построении социализма в ССС и в победе в Великой Отечественной войне. Но надо стать совсем слепым, чтобы не видеть преступлений Сталина в ходе этого  строительства. И крайне недемократического характера того социализма. Хрущев сдела абосолютно правильно, что назвал черное - черным, хотя и не отрицал

ни коллективизации, ни индустриализации. Но при другом руководителе , а точнее, при коллективном руководстве в духе Ленина,

и путь построения социализма был бы проще, и такой войны, с большой вероятностью, не было бы.  Гитлер просто не пришел бы, видимо, к власти, поддержи ВКПб социал-демократов и Тельмана против Гитлера.

  

In the 21st century, LV

In the 21st century, LV female bag brand also not only coach factory outlet confined coach outlet online to design and sell high-range and bags,and Discount louis vuitton handbags a wide range of areas are involved, such as LV bag, LV female bag, LV male bag, purse,LV belts, LVshoes, V scarf, LV jewelry, LV watches and other fields, and quickly seized an international market became tide pointing label. Before I had bought two LV female bag, and for this I but pay considerable cost, in the summer heat the noon under the scorching sun insolates walking at high temperature of street, save lunch eating cheap bread, a little money to save, saving money just, just can be Cheap louis vuitton Bags done, not coach outlet online afraid slow was afraid you won't, and friends work together to create their own coach outlet world.

 

Sometimes recall a few years ago or small and friends playing together, how louis vuitton handbags happy, like all night playing a game like life now simply can't, also have no time, but there are still LV bag with me, always make friends did not far from me, coach handbags outlet and this feeling I continues, no friends in the side, actually very uncomfortable, but have LV bag like all the friends all around the same, I love friends love LV bag.

 

LV bag don't let friends far away from louis vuitton On Sale you, every time said to this topic always thought of oneself to have several good friends? Beer and skittles really unreliable, GUCCI bag sometimes can play a good role, it is to let you know friends really friend, also lets you of friend can't far away from you, before Louis vuitton bags Sale you lose depend on besides GUCCI bag besides still have a lot of good friends cheap coach bags beside coach outlet online you, with you, this is what friends are important, also is the important. Bag LV.

Learning To Make Better

Learning To Make Better Financial Decisions Whether material items matter to you or not, finances hold an important place in everyone's life. In order to stay out of debt and properly manage your money, you should educate yourself on finance. Read this article, and you should be able to understand personal finances much better. Using information about your income and expenses, you should be able to create a budget. Look at how much you and your partner earn after taxes each month. You need to include income from all sources, including that which comes from rental properties or part-time employment. When creating your budget, you might have to modify some of your spending habits to keep your total household expenses below your total household income. Next, you should make a list of all your expenses. Some things to include are various types of insurance premiums, food costs and discretionary expenses like entertainment. The list ought to be as complete as possible. If you know where you stand, you can build a budget. You can start by getting rid of spending habits that you can do without such as buying drinks at a coffee shop during your daily commute. A more economical idea is to pack a lunch at home, and bring it to work with you. If you prefer hot meals over sandwiches, prepare a casserole or stir fry on the weekend to use for lunch throughout the week. An honest budget assessment will lead you to expenses you can eliminate. Upgrade your home and its systems to reduce your electric, gas, and water bills. In order to lower the costs of heating your home, you should install energy efficient windows that keep hot air in and cold air out. Upgrading your hot water heater is another way to lower your utility bills. To ensure you are operating your dishwasher as efficiently as possible, and optimizing water and energy savings, you may want to read the owner's manual. Leaky pipes will have an effect on your water bill, so be sure to fix them. If your current electronic devices are a couple of years old, consider replacing them with newer and more energy-efficient models. Shifting all of your electronics to energy-efficient models can take a big bite out of your electricity spending. Appliances and electronics that have an indicator light that is always on should be unplugged when not in use to help conserve energy. These tiny lights can actually drive up your power bill totals. Check the roof of your house and insulation. Leaks in either will cause an unnecessary increase in your monthly electric bill. In the long run, these upgrades pay for themselves. These ideas will help you be more successful with cash flow, and you will be able to keep your finances in check. Lower utility bills can be easily obtained by spending a little money on the upkeep of your home through appliance updates. Once your bills fall, you will have more financial room to maneuver. learn more here

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".