А.Солженицын: от критики насилия в СССР до апологетики насилия в США

 

А.Солженицын: от критики насилия в СССР до апологетики насилия в США
(Или может быть не стоит вспоминать?)

Л. А. Булавка

 


Кажущаяся парадоксальность этого заголовка будет разъяснена автором при помощи всего лишь нескольких цитат из выступлений весьма известного писателя, ныне представляемого как едва ли не главная жертва советской системы - А.Солженицына.

Но цитаты ниже. А сейчас два слова о мифологической стороне критики советской системы.

Слов нет, диктат сталинщины и духота брежневского застоя не просто заслуживали критики - они требовали разоблачения свершавшихся преступлений. И те, кто вопреки господствовавшей пассивности и угрозам собственной жизни вставали на защиту правды - люди героические в подлинном смысле слова. Их было немного. Но они были. Мне посчастливилось быть близко знакомой с одним из них - Петром Марковичем Абовиным-Егидесом. А вот передо мной книга (подаренная его женой Тамарой Самсоновой - Егидес) «Не поминайте лихом..», написанная Раисой Борисовной Лерт, также принадлежащая к этому числу.

Но, во-первых, я категорически не согласна (это в адрес квази-либералов) с тем, что выступление против сталинизма есть вечная и абсолютная индульгенция на отпущение любых других грехов. Выступления против одних пороков не означает освобождение от ответственности за другие. А претенденты на это среди желающих «обустроить» Россию имеются.

Речь идет об известном писателе А.Солженицыне, с одной стороны, не побоявшемся в период исторического лихолетья выступить против насилия сталинского и брежневского режима, в том числе, в своем творчестве (его книга «Один день Ивана Денисовича» стала событием не только культурной, но и общественной жизни СССР), но с другой...

Далее позволю привести лишь некоторые выдержки из выступлений А.Солженицына в Америке, в том числе на приеме в Сенате США в 1975 г. и что особенно важно - в период еще не угасших в этой стране общественных волнений, вызванных развязанной Американским правительством Вьетнамской войны1:

  • «...США, хотят они того или не хотят, поднялись на хребет мировой истории и несут на себе тяжесть руководства, если не всем миром, то еще доброй половиной его... Потому и вы, члены Сената и члены Палаты Представителей, каждый из вас - не рядовой член рядового парламента, но вы взнесены на особую высоту в современном мире....»2


Не правда ли, звучит куда как актуально?

Правда, стиль риторики писателя, равно как дух самого выступления А.Солженицына уж очень напоминает речи тех, кто также некритично восславлял сталинский режим.

Между идеологами сталинизма и известным писателем есть еще одна общность: как первые старались не упоминать в своих речах о Гулаге, так и А. Солженицын, восхваляя власть США, постарался забыть о ее преступлениях.

Но мы все же напомним о них, хотя бы частично.

1945 г. - США сбрасывают атомные бомбы на мирных жителей Японии: г. Хиросима (6 августа) и г. Нагасаки (9 августа).

Кроме того, правительство США развязывают чудовищную войну во Вьетнаме (1964 - 1973 гг.)3:

  • 2- 4 млн - общее количество жертв мирных граждан.

Военные потери:

  • 1 миллион 100 тыс. (600 тыс. раненых). - северовьетнамцев,

  • 230 тыс. (300 тыс. раненых) южновьетнамцев,

  • 58, 2. тыс. (153, 3 тыс. раненых) - американцев,

  • 5 тыс. (11 тыс. раненых) - южнокорейцев,

  • 1, 1 тыс. (4, 2 тыс. раненых) - китайцев,

  • 520 - австралийцев.

По статистике, на одного убитого вьетнамского солдата, американцы тратили до 30 000 патронов.

Но это не мешает А.Солженицыну в своем выступлении в Америке в 1975 г. говорить следующие слова:

  • «США давно проявили себя как самая великодушная и самая щедрая страна в мире»4.

  • «Кто помогает больше всех и бескорыстно? США»5

  • «Вы страна ...Простора души. Щедрости. Великодушия»6.

Солженицын сокрушается об испытаниях, которые обрушила на американское общество вьетнамская война, говорит о страданиях американских военнопленных и прославляет их, как героев: «Недавно ваша страна пережила длительное вьетнамское испытание, утомившее и разделившее ваше общество».

«Часть ваших военнопленных, вернувшихся рассказывали Вам, что их пытали... Это лучшие ваши люди. Это ваши первые герои, которые в одиноком поединке устояли (аплодисменты)»7.

Судьба миллионов жертв, которые не были американцами, внимания со стороны Солженицына не удостоилась...

Говоря о насилии в СССР («Мы там по рождению рабы»8), известный писатель умалчивает о преступлениях властей США.

Данная избирательность в оценках говорит о том, что писателя, если и волнует проблема насилия, то не сама по себе, а в связи с его другими - более приоритетными, чем эта проблема, интересами.

Во-вторых, есть другой миф (и это уже в адрес псевдо-коммунистов и псевдо- либералов): антисталинизм зачастую отождествляется с антикоммунизмом, а точнее - с антибольшевизмом. Правда, в одном из своих американских выступлений А.Солженицын идет еще дальше:

«Но никакого сталинизма никогда не было. Это выдумки хрущевской группы для того, чтобы свалить на Сталина все коренные особенности, все коренные вины коммунизма. А между тем, все самое главное успел сделать Ленин до Сталина»9.

Практика идейного противостояния в истории нашей страны и особенно в последнее десятилетие показала, как, пятясь назад, спинами друг к другу, казалось бы, из разных позиций, и «либералы» - антикоммунисты и сталинисты в итоге сходятся, обнаруживая при всех внешних различиях, далеко идущее родство: миром должен править свой (= хозяин).

И те, и другие, по сути, отрицают главное - право и возможность человека (= общества) быть самостоятельным творцом истории и культуры. Не отсюда ли монархический дух А. Солженицына?

А вот как определил сущность Октябрьской революции гений диалектики киноискусства С. Эйзенштейн, которого называли «Леонардо»: «Историческое разрешение того, что веками в огне и крови не могло разрешиться. Сброшен хозяин».

Ниже мы приводим отрывки из книги «Сны земли» Григория Померанца, связанные с проблемой, особенно важной, как нам кажется, для читателей нашего журнала и посвященные спору о природе Октябрьской революции и Советской системы. Именно Г. Померанцу, в том числе, по этому вопросу, принадлежит одна из интереснейших страниц в полемике с А. Солженицыным.

У этих двух известных людей, казалось бы, есть много общего. Приведем в качестве примера лишь некоторые моменты (более подробно относительно Г.Померанца, т.к. факты жизни и деятельности А.Солженицына известны более широко).

  • Оба они по роду своих занятий являются людьми творческой профессии. Если А.Солженицын - писатель, то Г. Померанц - философ-эссеист, культуролог, критик, мемуарист, хотя в периоды гонения он работал и киоскером Союзпечати (1946 г.), и учителем сельской школы (1953 г.).

  • Оба они участвовали в Великой Отечественной войне. Например, Г.Померанц прошел от Сталинграда до Берлина, дважды был ранен.

  • Оба выступили критиками сталинизма. Г.Померанц в 1949 г. был арестован и осужден по обвинению в антисоветской деятельности. После смерти Сталина в 1953 г. был освобожден, а в 1956 - реабилитирован.

  • Оба имели глубокий конфликт в отношениях с властями, причем, не только в сталинский, но и в брежневский период. Например, с 1976 по 1988 г. было запрещено упоминание имя Г.Померанца в советской прессе.

Но историческая общность людей далеко не всегда предполагает их идейную общность, равно как и участие в истории еще не определяет точность исторического глазомера.

Например, участие А.Солженицына в Великой Отечественной войне не помешало ему в вышеупомянутом выступлении в США в 1975 г. сказать следующее:

«Англия, Франция, США - державы победительницы во Второй мировой войне»10.

«Америка помогла выиграть Европе первую и вторую войны...»11.

И при этом А.Солженицын недвусмысленно умалчивает о роли СССР в этой войне, но зато он не забывает сказать о том, что холодная война «она и сегодня идет только со стороны коммунизма»12.

Закончить данное вступление я хотела бы двумя замечаниями.

Первое. Критический марксизм именно в силу своей научности предполагает конкретно-исторический, а не абстрактно-общий подход в оценках общественной реальности, будь то событие, страна или человек. Правда, А.Солженицын заявлял прямо противоположное мнение: «Ну, что марксизм - не наука, у нас в Советском Союзе среди интеллигентных людей ясно. Даже неудобно сказать, что марксизм есть наука»13.

Однако именно марксистский взгляд позволяет не мазать действительность одной черной или одной белой краской, как это делает «интеллигентный человек» Солженицын. Марксизм помогает понимать, что нет простых, однозначных, одноцветных явлений. Например, глобализация - это не только компьютер в каждом доме, но это еще и глобализация беды, расползающаяся по миру. Изуродованные бомбежками дети, старики, дома, города. И конца этому нет. И все с тревогой смотрят в одну сторону: Америка.

Но нет единой Америки, как нет и единой России. Есть Америка Буша и есть Америка тех, кто выступал против войны во Вьетнаме и Ираке. И это тоже не надо забывать.

Второе. Данное вступление выражает лишь авторское отношение к вопросу исторического глазомера А. Солженицына и к его практике (не вообще, а на примере данного случая) паразитирования на идеях демократии и гуманизма.

У Г.Померанца отношение к позиции А. Солженицына свое, и читатель сам в этом разберется. Вот почему мы и предлагаем Вам познакомиться с фрагментом дискуссии по вопросу общественной природы событий Октября 1917, ставящей во многом точки над i.


Далее читайте полемику Г.Померанца с А.Солженицыным «Мой затянувшийся спор» - см. журнал «Альтернативы».2006. № 4. Стр. 168 - 175.

1 Вызванные этой войной волны общественного протеста захватили практически всю Америку. Одним из самых известных инцидентов антивоенного движения является жестокое подавление антивоенной демонстрации во время Национального Демократического Съезда в Чикаго, куда в августе 1968 г. протестуя против американского присутствия во Вьетнаме прибыли сотни тысяч людей.

2 Речь 15 июля 1975 г. на приеме в Сенате США.\\ Солженицын А.И. Американские речи. - Париж:YMKA-PRESS, 1975.

3http://ru.wikipedia.org/wiki/Война_во_Вьетнаме

4 Речь в Нью-Йорке 9 июля 1975 г. \\ Солженицын А.И. Американские речи. - Париж:YMKA-PRESS, 1975.YMCA PRESS, с.31

5 там же.

6 там же, с.51

7 Речь в Нью-Йорке 9 июля 1975 г., с.36

8 Речь в Нью-Йорке 9 июля 1975 г., с.88

9 Речь в Нью-Йорке 9 июля 1975 г., с.68

10 там же, с. 27

11 там же, с.31

12 Речь в Вашингтоне от 30 июня 1975 г. (приглашение АФТ КПП). \\ Солженицын А.И. Американские речи. - Париж:YMKA-PRESS, 1975, с. 93.

13 Речь в Нью-Йорке 9 июля 1975 г., с. 61

 

Опубликовано в журнале «Альтернативы» 2006. № 4. Стр. 163-168.