Славин Б. Ф.

Славин Борис Федорович

Славин Борис Федорович родился 26 января 1941 г. в Волгограде. Окончил историко-филологический факультет МГПИ имени В.И.Ленина и аспирантуру при кафедре философии гуманитарных факультетов МГУ им. Ломоносова. Работал учителем истории и обществоведения в школе, преподавал общественные науки в МГУ и МГПИ. В 1980 году возглавил кафедру общественных наук ЦИУУ. Профессор, доктор философских наук. С 1987 года работал в ИМЛ при ЦК КПСС, с мая 1991 года стал заместителем директора Института теории и истории социализма ЦК КПСС (бывший ИМЛ). С осени 1991 года работал в «Правде» в качестве члена редколлегии и заведующего отдела политологии. С 2000 года - главный редактор газеты «Новая жизнь». В настоящее время - помощник президента Горбачев-Фонда.
Славин Б.Ф. - действительный член Академии политических наук, автор более 300 научных работ по проблемам социальной философии, современной политики, социал-демократии и теории социализма, переведенных на разные языки мира. Его книги «После социализма... Метаморфозы российской политики конца ХХ века» (М.,1997 г.); «Диалоги о социализме» (М., 2001г. - в соавторстве с В.Межуевым); «О социальном идеале Маркса» (М., 2004 г.); «Социализм и Россия» (М., 2004 г.), «Неоконченная история.Три цвета времени. Беседы с Горбачевым» (М.,2005г.) и др. получили положительный отзыв в обществе. По своему мировоззрению Славин Б.Ф.принадлежит к школе критического марксизма, а по политическим взглядам относится к левой социал-демократии. В настоящее время член исполкома Движения «Союз социал-демократов».

ВложениеДатаРазмер
[file] slavin.jpg15/01/08 11:16 am105.96 КБ

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ЧТО И ПОЧЕМУ?

Будущее Новороссии решается не только на фронтах

Будущее Новороссии решается не только на фронтах

Открытое письмо

членов редколлегии журнала «Альтернативы»

защитникам Донецкой и Луганской народных республик

Дорогие товарищи!

Мы обращаемся к Вам именно так, ибо вместе с Вами переживаем все те трагедии, которые выпали на Вашу долю. Мы – товарищи, ибо мы, ученые университетов и исследовательских центров России, входящие в редколлегию выходящего уже более 20 лет журнала «Альтернативы», все эти годы последовательно выступаем за право народов самим решать свою судьбу, отстаивая свою честь, достоинство, жизнь. Эти принципы, как показывает опыт этих месяцев, разделяет и большинство из Вас, несмотря на все многообразие Ваших идейных позиций.

СССР: тоска по прошлому

СЕГОДНЯ

«СССР: тоска по прошлому»

Программа «Право голоса» ТВ Центр

21 марта 2014 г.

в 18.25 час.

http://www.tvc.ru/channel/brand/id/36/show/episodes/episode_id/29869/

с участием

Б.Славина, Л.Булавка, А.Бузгалина

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ РЕВОЛЮЦИОНЕРА

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ РЕВОЛЮЦИОНЕРА

(О малоизвестных и неизвестных фактах из жизни Ленина) 

Борис Славин 

Жизнь и деятельность В.И. Ленина до сих пор являются объектом пристального внимания не только историков, но и политиков. Для одних он вождь самого глубокого революционного прорыва масс в будущее, яркий пример бескорыстного служения идее справедливости, для других - немой укор тому политическому курсу, который превращает миллионы людей в бесправных рабов, а горстку спекулянтов и мафиози в самодовольных господ общества. Последнее во многом объясняет непрекращающиеся попытки фальсификации творчества Ленина и его роли в истории.

 

Ненависть к Ленину его классовых противников политически понятна, труднее понять его нынешних «последователей», пытающихся представить великого революционера-интернационалиста «крутым» национал-патриотом, не видящим различий между «красными» и «белыми». Как это ни парадоксально, но на искажении образа пролетарского вождя ныне сходятся антикоммунисты-западники и коммунисты-державники, подменяющие правду истории историей мифа. Особенно это относится к последним годам жизни Ленина. Рассмотрим подробнее это время, раскрывающее жизненный подвиг и трагедию революционера.

НЕУСВОЕННЫЕ УРОКИ «ВЕХ»

ДОБРОЕ УТРО! УДАЧНОГО ДНЯ!

Столетие сборника «Вехи» отмечается необычайно широко: «круглые столы», научные конференции, обилие публикаций в журналах и газетах. Невольно возникает вопрос, почему так много внимания этой небольшой и, скажу прямо, далеко неоднозначной книге?

Думаю, это происходит потому, что совпало по своему социально-политическому содержанию время начала двух веков: ХХ и ХХI. Это типичное межреволюционное время. В начале прошлого века оно было связано с реакцией общества на революцию 1905 года, сегодня – с концом «революции» 1990-х гг. и крушением политики либерального фундаментализма, породившей глобальный экономический кризис капитализма. История идет по спирали. Как мы видим, спустя сто лет общественность снова заговорила о Марксе, о социальных потрясениях и социализме.

«Вехи» нередко считают своеобразным Манифестом всей русской интеллигенции. На мой взгляд, это ошибочное мнение: интеллигенция в России никогда не была единой. «Вехи» - есть идейное проявление лишь одной ее части, при этом части, напуганной первой народной революцией гораздо больше, чем, например, «кровавыми воскресеньем» 9 января 1905 года, устроенного последним русским царем.

ПОНИМАТЬ, А НЕ ФАЛЬСИФИЦИРОВАТЬ ИСТОРИЮ. (К вопросу о сталинском тоталитаризме)

 

«Философия практики» и революция глазами А. Грамши

«Философия практики» и революция глазами А. Грамши

(Статья написана в связи с проведением итало-российского сим­позиума «Антонио Грамши — 70 лет спустя»)

Славин Борис

В последнее время стало модно говорить, что Антонио Грамши не бьш последователем ни Маркса, ни Ленина. Я думаю, что это какое-то недоразумение. Хотя подобные заявления звучат современно, они очень далеки от истины и тех конкретных текстов, которые написаны рукой Грамши. Конечно, сегодня многое в России, связаное с именами клас­сиков марксизма, является в определенной мере запретным, что и по­рождает, на мой взгляд, подобные недоразумения. Но в науке запрет­ных тем не бывает, поэтому я постараюсь показать, в чем состояла орга­ническая связь Грамши и Маркса, Грамши и Ленина в понимании рево­люции и связанной с ней «философии практики». Одновременно, я хо­тел бы провести различие между взглядами Грамши и так называемым «ортодоксальным марксизмом», представленным такими именами, как Плеханов и Бухарин.

Необычные идеи и люди

Борис Славин

Необычные идеи и люди

Ниже даются мои воспоминания о таких выдающихся людях ХХ века, как Побиск Кузнецов, Эвальд Ильенков, Михаил Лифшиц, Александр Зиновьев, Святослав Федоров. Эти воспоминания вошли в мою новую книгу Идеология возвращается. - М.: «Социально-гуманитарные знания», 2009, которая, надеюсь, скоро поступит в продажу.

НЕУСВОЕННЫЕ УРОКИ «ВЕХ»

 НЕУСВОЕННЫЕ УРОКИ «ВЕХ»

Славин Б. Ф.

Столетие сборника «Вехи» отмечается необычайно широко: «круглые столы», научные конференции, обилие публикаций в журналах и газетах. Невольно возникает вопрос, почему так много внимания этой небольшой и, скажу прямо, далеко неоднозначной книге?

Думаю, это происходит потому, что совпало по своему социально-политическому содержанию время начала двух веков: ХХ и ХХI. Это типичное межреволюционное время. В начале прошлого века оно было связано с реакцией общества на революцию 1905 года, сегодня – с концом «революции» 1990-х гг. и крушением политики либерального фундаментализма, породившей глобальный экономический кризис капитализма. История идет по спирали. Как мы видим, спустя сто лет общественность снова заговорила о Марксе, о социальных потрясениях и социализме.

«Вехи» нередко считают своеобразным Манифестом всей русской интеллигенции. На мой взгляд, это ошибочное мнение: интеллигенция в России никогда не была единой. «Вехи» - есть идейное проявление лишь одной ее части, при этом части, напуганной первой народной революцией гораздо больше, чем, например, «кровавыми воскресеньем» 9 января 1905 года, устроенного последним русским царем.

Российское образование в 2020-м: программа для долгожителей?

 

Российское образование в 2020-м: программа для долгожителей?

 

 

«Настоящее видеть намного труднее, чем будущее». Эта фраза, принадлежащая, кажется, Вернеру Эрхарду, лучше всего характеризует процесс обсуждения представленного правительством проекта под названием «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», более известного как Программа-2020.

В поисках идеологии и новой модели развития

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет по образованию

Центр изучения проблем информационного общества

при 1 зам. председателя комитета

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНИОН РАН Институт экономики РАН

Выступление в Горбачев-фонде на конференции по 1937 году

Выступление в Горбачев-фонде на конференции по 1937 году

Славин Б.Ф.

Я буду говорить не так, как многие говорили до меня. За этим столом утверждали, что не надо мифов, особенно связанных со сталинским временем. Я с этим полностью согласен. Но не создаем ли мы новые мифы, анализируя деятельность Сталина и его репрессивную тоталитарную систему? Не происходит ли у нас странное смешение, когда носителями тоталитарной системы у нас выступают не только инициаторы массовых преступлений, но и их жертвы, не только следователи НКВД, но и их подследственные, которых они доводили до самоубийства в прямом и переносном смысле слова?

Об актуальных проблемах социального развития России

 

Об актуальных проблемах социального развития России

 

Б.Славин

 

Приближающиеся парламентские и президентские выборы в России остро ставят перед гражданами вопрос: кому отдать свой голос? Чтобы объективно ответить на этот вопрос нужно понять, как сегодня решаются наиболее острые социальные проблемы российской жизни. В первую очередь надо знать, что сделала для их решения существующая власть в лице президента страны и Федерального собрания.

Выступление в клубе «Свободное слово» по теме «Шестидесятники»

Выступление в клубе «Свободное слово» по теме «Шестидесятники»

Славин Б.Ф.

Вы знаете, какое у меня возникло впечатление от услышанного? В оценке такого явления, как шестидесятничество, сегодня проявилось мировоззрение каждого из выступающих, то есть, говоря о шестидесятниках фактически все говорят о своем мировоззрении, о своем понимании советской истории, и своем смысле жизни. И это естественно, понятно.

«Новый социализм» для «новой» социал-демократии

«Новый социализм» для «новой» социал-демократии

Б.Ф. Славин (Москва)

Современный «левый поворот» в России, как и во всем мире, прямо связан с банкротством идей неолиберального фундаментализма с его игнорированием роли социального фактора в условиях становления постиндустриальной цивилизации. Необходимость такого поворота особенно сильно ощущается сегодня в России, перенесшей в 90-е годы печальные плоды гайдаровской «шоковой терапии» и грабительской приватизации, породивших в стране десятки миллионов нищих и маргиналов, невиданную в мирное время детскую беспризорность, незатихающую преступность и коррупцию во властных структурах. Одним словом: возникший в ходе радикальных реформ варварский олигархический капитализм оказался большим злом, чем его исторический предшественник - казарменный социализм.

О социализме, свободе и тоталитаризме

О СОЦИАЛИЗМЕ, СВОБОДЕ И ТОТАЛИТАРИЗМЕ

Борис Славин

Ленты новостей