Основные тезисы выступления участников семинара


Основные тезисы выступления участников семинара

 

В.Г. Арсланов

Критика Д. Лукачем сталинизма за преобладание тактики над стратегией. Философская суть этого метода парадоксально совпадает с идеалистической диалектикой, которая конструирует результат, исходя из саморазвития первоначального чисто умственного содержания (абстрактно). Материалистическая диалектика Маркса и Ленина прямо противоположна идеалистической, которая основана на движении к конкретному результату как продукту конкретной действительности, необходимой активной частью, которой в обществе является сознательная деятельность человека.

Вопрос о преобладании тактики над стратегией в современном левом движении (на примере альтерглобалистского движения).

Л.А.Булавка

В выступлении было показан генезис советской культуры, а именно то, что советская культура является результатом диалектического снятия революционного социального творчества 20-х гг., его идеальным.

Более того, автор показал, как разотчуждение (принцип деятельностного преодоления отчуждения) является не только исходным отношением советской культуры, но и становится ее конкретным всеобщим, определяя

  • содержание (противоречия) общественного идеала,

  • художественный метод освободительной тенденции - соцреализм,

  • сущность Нового человека

Кроме того, в выступлении была показана еще и диалектика превратных форм советской культуры как результат отказа от диалектики.

 

А.В.Бузгалин

В выступлении показана необходимость использования метода восхождения от абстрактного к конкретному при исследовании социальных процессов. Лишь прослеживая существенные закономерно формирующиеся и разрешающиеся противоречия общественных систем, можно выделить закономерности генезиса, развития и заката, диалектику рождения и снятия. Таким методом ныне не «принято» пользоваться, но именно разработка важнейших достижений Э.В.Ильенкова могут и должны активно использоваться в XXI веке.

 

Г.Г. Водолазов

В своем выступлении профессор Г.Г. Водолазов охарактеризовал особенности той системы воспитания и образования, которую назвал «Школой Ильенкова».

«Если распространенный ныне тип обучения, - сказал он, - можно охарактеризовать как «образовальщину», формирующую главным образом людей не творческих, исполнителей, приучаемых действовать по шаблону, то школа Ильенкова, следуя сократовским традициям можно назвать «мыслильней», где формируется человек-творец. А уроки Ильенкова можно назвать уроками творчества, нравственности и свободы».

 

А.И.Колганов

В своем вступлении автор подчеркнул, что диалектика не может применяться как некий набор инструкций - необходимо проникать в диалектику реального объекта, развивающегося от своего элементарного генетически-всеобщего (абстрактного) бытия ко всему многообразию проявлений. Лишь этот процесс развития вплоть до гибели есть конкретное - результат и онтологический, и гносеологический.

 

Лобастов Г.В.

Иного способа, кроме деятельного разворачивания предмета, обнаружения его предельного основания и удержания через это основание всех его наличных и возможных форм, постичь диалектику как отвлеченную универсальную способность, выраженную в теоретической форме науки логики, нельзя. Рефлексия всеобщих способов связывания исторически развивающихся определений предмета способна обнаруживать (и одновременно полагать в свое собственное основание) универсальный диалектический схематизм, который в реальной познавательной практике может осуществляться только как всеобщая способность движения в особенном материале, как способность воспроизведения сути реально-эмпирических вещей в теоретической форме.

 

 

Науменко Л.К.

«Наращивание эвристического потенциала диалектики предполагает и конкретизацию, и переосмысление идей самой диалектики.

В выступлении поднимались три проблемы:

  • фиктивной реальности,

  • формализации,

  • «нелинейной» логики!.

 

Б.Ф. Славин

Диалектика всегда была революционной теорией. Сегодня марксизм боятся этой революционности. Диалектика еще раз подтверждается современными кризисами. Возможным революционным выходом из ситуации.

Ленин говорил о материалистическом прочтении диалектики. Например, понятие «свободы» нельзя понимать как только познанная необходимость, основанная на познании, но и как преодоление препятствий, власть над обстоятельствами и отношениями. Практическое преодоление препятствий проявляется в конкретном. Ленин мог видеть в единичном опыте всеобщее. Это единичное он находил в опыте масс.

К сожалению, мы не изучаем диалектику по Ленину, поэтому не можем сегодня анализировать ситуацию. Левые не имеют такой теории.

 

Г.А. Багатурия

 

Основной философский вопрос у Маркса и Энгелься о том, что бытие определяет сознание. Взаимодействие между бытием и сознанием. Однако при известных обстоятельствах сознание будет определять бытие. Обратное влияние сознание на бытие связано с практикой, с пониманием I Тезиса К. Маркса о Фейербахе. Практическая деятельность показывает, что вещь в себе познаваема.