Якоч Д.

Якоч Д.

 

Дата рождения :   22 ноября 1936 г. один пригород Будапешта

 Учёба :  восьмилетка , Ишасег пригород Будапешта

                 гимназия , Будапешт

                 университет: Ун. им. Этвеша Лоранда английская венгерская филология

                                             ЛГУ , русская

 Канд. ф н  ЛГУ , 1972  ,

                доцент 1974 Сегедский Ун ,1974 .

                 Преподавал : Сегедский Ун. ЛГУ( 2 года ) , Софийский Ун ( 5 лет ) ,Одесский Ун. ( 1 семестр )

                Пенсия : 1996 .

 

 

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

ВОТ И ДЕРЕВО ХУРМЫ С ПЛОДАМИ, КОТОРОЕ Я ПОСАДИЛ.

И НА ОДНОМ СНИМКЕ Я НА ФОНЕ ДЕРЕВА.

ПЛОДЫ УЖЕ ЗРЕЮТ.
ВАШ ДАНИЭЛЬ


ВложениеДатаРазмер
[file] jakoch.jpg03/04/09 4:15 pm150.54 КБ
[file] jakoch2.jpg03/04/09 4:20 pm41.29 КБ
[file] jackoch3.jpg24/10/13 10:43 pm327.29 КБ

Историко-литературная концепция Г.В. Плеханова

Даниэль Якоч (Jakócs, Dániel)

Историко-литературная концепция

Г.В. Плеханова последней трети XIX - начала XX веков

(Писатели – народники, Л.Толстой, М.Горький). 1972 г.

Основные тезисы автореферата кандидатской диссертации

(Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени университет имени А.А.Жданова).

http://real-d.mtak.hu/937/

Письмо Г. Киселева Г. В. Плеханову

Найденное венгерским исследователем Даниэлем Якочем письмо Г.Киселева к Г. Плеханову нигде ранее не публиковалось. В письме отражен взгляд Ленина на ситуацию, сложившуюся в России после Февральской революции.

Дорогие читатели,

редакция сайта будет Вам очень признательна, если Вы найдете и пришлете библиографический источник этого письма.

Письмо Г. Киселева Г. В. Плеханову

 Zürich 28. Marz 1917

Дорогой товарищ, Георгий Валентинович!

На состоявшемся вчера реферате Ленина присуств.(овало) около 300 человек. Ленин рассматривает буржуазн.(ую) революцию закончившейся и оценивает существующий момент как переходное время ко второй революции, которую ожидает даже в мае. «Она порождается голодом и войной» и он предлагает готовиться к ней. Отсюда Ленин не придаёт большого значения вопросу созыва Учред.(ительного) собрания и сомневается в физической возможности созвать его во время войны. Так относится и  к лозунгу требовать мир, называя выступление Горького по этому поводу пошлостью и утопией ,поскольку он обратился с данным предложением к теперешнему правительству Милюкова и Гучкова. Россия ведёт империалистическую войну, изменились люди ,стоящие у правительства, но характер войны не изменился, а следовательно, не может меняться и отношение к ней и со стороны «интернационалистов». Основным лозунгом момента Ленин считает не допущения организации полиции, вооружение, вооружение и ещё сто раз вооружение рабочих и народа, создание по всей стране сеть советов депутатов рабочих, сельскохозяйственных батраков (отдельно), бедных крестьян (отдельно) и средних крестьян (также самостоятельные советы). Создание Общероссийского Совета рабоч.(их) депутатов, который тогда должен обращаться к пролетариям всех других стран с предложением создать перемирие и мир. Делая это Общеросс.(ийский) Совет рабоч.(их) депутатов должен заявить: а/ что никаких военных договоров он не признаёт, b/ существующие буржуазные договоры он должен опубликовать, чтобы этим дискредитировать и обезвредить буржуазию перед народными массами. Важнейшими условиями мира Совет должен объявить: 1. Возврат колоний. 2. Что все народы должны быть свободными; Что отрицая всякое угнетение одной нации другой он признаёт только добровольный союз  республиканских народов; Что уплату военных долгов рабочие возлагают всецело на капиталистов. Такая программа действий русских рабочих привлечёт доверие и симпатии к русской револ.(юции) со стороны рабоч(их) других стран и они в точности последуют – должны последовать – примеру русских рабочих. Должен создаться всемирный  Сов.(ет) Раб.(очих) депутатов. Он  начнёт всемирную рабочую революцию, эта революция положит конец империалист.(ической) войне. – Ленин закончил –да здравствует Коммуна!

Поздравление

"В эти трагические дни для всей Восточной Европы и особенно для народов России и Украины Редколлегия интернетжурнала поздравляет всех редакторов, сотрудников и читателей журнала Альтернатив с праздником Великой Октябрьской Социалистической Революции !!!"

  С любовью, ваш Даниэль

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ В ОЦЕНКЕ ЛЕНИНА

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ В ОЦЕНКЕ ЛЕНИНА

Д. Якоч

Не подлежит сомнению, что из богатейшего и многостороннего теорети­ческого наследия Ленина его гносеология то есть , его теория отражения самое существенное для марксистской эстетики и науки о литературе. Но со­всем не легко из разработанной Лениным теории познания делать верные для эстетики и литературоведения выводы. До сегодняшнего дня существует такое понимание теории отражения, согласно которому независимо от особеннос­тей жанров от писателей требуется зеркально верное изображение действитель­ности в литературе. При таком подходе к вопросу фотографически верное изоб­ражение, возможно более адекватное и точное воспроизведение действитель­ности или некоторых элементов действительности, считается критерием реализ­ма в литературе. Мы совсем не отрицаем правомерности и даже необходи­мости воспроизведения и изображения некоторых (но не всех) сторон (качеств) и взаимосвязей объективного мира в определённых жанрах литературы, но нам кажется неправильным видеть в требовании верного изображения действи­тельности сущность применения в эстетике ленинской гносеологии. В этом отношении необходимо принимать во внимание положение Ленина, по кото­рому „сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его."1 Нам кажется, что способность человеческого сознания творить мир имеет особенно большое значение в художественной литературе и искусстве. Кроме этого, даже те литературные произведения, которые не изображают ни­каких сторон, качеств или отношений существующего независимо от нас мира, но выражают мысли, переживания, настроения общественного человека дан­ной эпохи должны рассматриваться нами как отражение объективного мира. (В данном случае надо отличать изображение от отражения). При применении ленинской гносеологии в эстетике нельзя забывать о том, что по мнению Лени­на „диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксизма."2 Следовательно применение ленинской теории познания в эстетике и литературоведении и есть применение диалектики как метода исследования художественных произве­дений. С этой точки зрения очень поучительно проследить, как применял Ленин диалектику как метод исследования при анализе творчества Льва Толстого. Это вопрос метода научного анализа литературных явлений. Но параллельно с этим, необходимо рассмотреть и вопрос о том, в каком смысле и почему са­ма художественная литература, (в данном случае творчество Толстого) рас­сматривается Лениным как отражение объективного мира. Следовательно, нужно рассматривать статьи Ленина о Л. Толстом в двух аспектах:

ВОСПРИЯТИЕ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО Л. ТОЛСТЫМ

ЕВА РОТА-КОВАЧ – ДАНИЕЛЬ ЯКОЧ

ВОСПРИЯТИЕ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО Л. ТОЛСТЫМ

Л. Н. Толстой с большим интересом изучал итальянскую культуру. Этот интерес значительно усилился после 1880 г. Толстой, продолжая традиции Герцена, уже раньше с симпатией следил за освободительным движением итальянского народа. Интерес к итальянской культуре отчасти объясняется этой симпатией. Кроме того, 80-ые годы являются началом интенсивного изучения Толстым теоретических проблем искусства. Изучение, исследование теории искусства и эстетики усилили его интерес и любовь к итальянскому искусству.

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ Г. В. ПЛЕХАНОВА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХIХ — НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Даниэль Якоч

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ Г. В. ПЛЕХАНОВА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХIХ — НАЧАЛА XX ВЕКОВ

 

Вступление к автореферату



Опубликование автореферата диссертации, написанной ещё в конце 1960-х в начале 1970-х годов, само по себе требует нескольких пояснительных слов. Кроме этого, я не мог представить себе, что моя тема – «историко-литературная концепция Г.В. Плеханова» – скрывает в себе на редкость оригинальное своеобразие. Я ограничи­ваюсь только ссылкой на часть первой главы с анализом трёх главных «действующих лиц» театра русской истории – буржуазии, пролетариата и крестьянства.

Поздравление

Дорогие Друзья! Редакционная Коллегия Вилагсабадшага поздравляет всех сотрудников и читателей интернет журнала Альтернатив с праздником 96-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции!!!

Ваш Даниэль Якоч

Пролетариат и культура. 3 часть - внеочередная

Даниэль Якоч

Третья (внеочередная) часть

цикла статей из серии

«Понятие рабочего класса и проблемы культуры»

тезисы

Мотто: Традиции всех мёртвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых. ( Marx: Der 18te Brumaire des Louis Napoleon , глава I, первый абзац, второе предложение).

Элегии и другие стихотворения

Даниэль Якоч

Рецензия на сборник стихов Янниса Моциоса

«Элегии и другие стихотворения»

Под названием «Элегии и другие стихотворения» вышел новый сборник стихов Янниса Моциоса. Его имя как поэта, переводчика и литературоведа давно известно и за пределами Греции. Девятнадцатитомная венгерская энциклопедия мировой литературы упоминает его уже в 1982-ом году. За свой долгий и плодотворный творческий путь он написал уже 26 томов. В этом сборнике он опубликовал свои новые стихотворения на 41 страницах и на 121 страницах в своем переводе произведения, главным образом, следующих русских поэтов: Пушкина, Блока, Хлебникова, Маяковского, Есенина, Пастернака, Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама, Арсения Тарковского, Евтушенко, Игоря Жданова, Ники Турбиной, Николая Красильникова, а также и поэтов других национальностей. Так как в случае художественной литературы переводчика надо считать соавтором оригинала, и так как мы знаем автора, мы уверены в том, что стихотворения перечисленных русских и не перечисленных других авторов и на новогреческом языке сохранили свою прелесть и привлекательность.

Булгаков и Пастернак: венгерское прочтение

Булгаков и Пастернак: венгерское прочтение

интервью Л.Булавки с Даниэлем Якочем

из сборника

«Культура. Власть. Социализм. Луначарский и не только» М. 2013.

  1. Часть М.Булгаков

Даниэль, я знаю, что как филолог и литературовед, Вы давно начали заниматься исследованием творчества Михаила Булгакова. С чего и как все это началось?

Несколько вводных слов к этой статье.

Поздравление

Дорогие Друзья поздравляем вас и весь авторский коллектив

журнала Альтернативы :

С Днём победы

Даниэль

I congratulate you

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

Даниэ Якоч

Внеочередная часть серии

Тезисы

Мотто: Традиции всех мёртвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых. ( Marx, Der 18te Brumaire des Louis Napoleon, глава I, первый абзац, второе предложение.)

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

Даниэль Якоч

Часть четвёртая

Теперь переходим к последствиям разделения пролетариата на работников физического и умственного труда. С одной стороны, Маркс считал этот процесс исторической необходимостью при капитализме, с другой стороны, он указал на то, что данный процесс имеет и отрицательную сторону. ”Как в самой природе голова и рука принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяются умственный и физический труд. Впоследствии они разъединяются и доходят до враждебной противоположности” (см. «Капитал», том I, отдел V, глава 14). Если мы переводим это на будничный язык, то человек становится односторонним, или неловким и слабым, или интеллектуально менее развитым. Кроме того, капиталист использует интеллигенцию как непосредственных руководителей производства против интересов физических рабочих, и тем самым создаёт между ними враждебные отношения. Маркс рассматривает положение пролетариев физического труда исторически, как это он делает всегда. Конкретно он характеризует два исторических периода, мануфактуру и фабрику, то есть машинное производство. Наиболее жалкой является судьба рабочих в мануфактурный период, их лишили умственного труда настолько, что его в данном случае можно считать нулём, но и физически они изготавливают только небольшую часть продукта. Их Маркс называет „частичными рабочими”. Ненамного лучше положение фабричных рабочих, они становились придатками машин. Однако та характеристика труда, которую Маркс дал раньше, остаётся в силе, если мы рассматриваем трудовой процесс на фабрике как деятельность всех физических и интеллектуальных рабочих вместе взятых, как труд „совокупного рабочего” (см. «Капитал», том I, глава XIV).

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

 

Ласло Димеши, Даниэль Якоч

Пятая часть

Начало независимого от власти капитала автономного искусства

 

     Так как мы не можем быть уверенны в том, что читатели этой части прочли предыдущие части нашей серии, мы считаем нужным подчёркнуть, что по марксистким понятиям рабочим классом или пролетариатом являются только те работники физического и умственного труда, которые не имеют средств производства и живут своим трудом, то есть зарабатывают свой « хлеб насущный» продажей своей рабочей силы. «Под пролетарием в экономическом смысле следует разуметь исключительно наёмного рабочего, который производит капитал, увеличивает его стоимость и выбрасывается на улицу, как только он становится излишним для потребностей господина капитала, как называет эту персону Пекер.» (Карл Маркс, Капитал, том I, Госиздат политической литературы, М. 1955 стр. 620.) В «Капитале» и в других работах  Маркса можно найти ещё несколько аналогичных определений пролетариата, но мы выбрали именно данное потому, что в этом определении особенно ясно выражается тот факт, что одной из специфических, важнейших черт рабочего класса является постоянное существование промышленной резервной армии. Понимание этого факта особенно важно в наше время потому, что численность и пропорции резервной армии достигли колоссальных размеров. Данный факт оказывает угнетающее давление на общественную психику и через неё на состояние искусства.

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

Даниэль Якоч

 

Первая часть


            Вначале я должен ответить на вполне естественный вопрос: Почему надо говорить об этом? В наше время распространяют то мнение, что рабочий класс исчезает, и это мнение имеет успех. Данный факт показывает, что для многих людей - я сказал бы для большинства - отнюдь не ясно понятие рабочего класса. В последней, пятьдесят второй главе III-его тома Капитала Маркс теоретически поставил этот вопрос, но, к сожалению, после полторы страницы рукопись, то есть сам Капитал обрывается.

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

 

 

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

 

Часть третья

Разделение пролетариата на две большие группы: на работников физического и умственного труда и его влияние на духовное производство

A munkásosztály fogalma és a kultúra kérdései
Harmadik rész
(Orosz nyelven)

 

 Даниэль Якоч

В данном вопросе везде царит хаос и об этом косвенно свидетельствуют те «теории», которые защитники капитализма выдумывали за последние 70 лет. На поверхности наблюдается уменьшение численности профессиональных рабочих в центральных странах капиталистической мировой системы, а обыденное сознание везде только их причисляет к пролетариату. На этом основании и утверждают, что рабочий класс исчезает, и поэтому современное общество уже нельзя уже называть капитализмом, что существуют более важные признаки для характеристики современного общества ит. д. и т. п. Без претензии на полноту хотел бы только упомянуть их , они в большинстве случаев находятся на уровне политической пропаганды и публицистики, и только потому заслуживают внимание, что помогают затуманить сознание широких масс. Эти пропагандистские «теории» часто выхватывают какую-то отдельную черту капитализма, которая и раньше существовала, но не рассматривалась без взаимосвязей с другими сторонами капиталистического производства. Капитализм это общество товарного производства, а одна из особенностей товара заключается в том, что необходимо продавать его, то есть нужен потребитель. Капитализм всегда нуждался в потреблении, в этом смысле всегда был обществом потребления. Ловкие апологеты и пропагандисты просто переименовали капитализм используя характерную черту капитализма для его восхваления. Смотрите, какое это чудесное общество, оно работает для потребителей, и не только работает, а прямо живёт пади них. При этом мудро молчали о том, что они так усердно стараются продавать товары, чтобы реализовать свою прибыль. И всё же капитализм середины ХХ-ого века в этом отношении, то есть в отношении потребления имел одну особенность. Агенты реклама довели своё дело до такого искусства, что «потребители» в массовом масщабе покупали товары, которые им совершенно не были нужны. Герой итальянского фильма « Рабочий класс идёт в небо» купил себе 8 будильников сам не понимая почему. В наше время капитализм стали называть постиндустриальным обществом не смотря на то, что индустрия совсем не исчезла и не может исчезать а просто перевели крупнейшие заводы в Азию и Латинскую Америку, где рабочая сила значительно дешевле покупается. Я приводил данные случаи манипуляции понятиями, чтобы показать насколько нужно нам точно и основательно разобраться в основных в понятиях.

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

Понятие рабочего класса и проблемы культуры

(Часть вторая)

 Д. Якоч

 Мы уже в первой части указали на то, что в современном капитализме большинство произведений материальной и духовной культуры создаётся наёмным трудом. Однако кроме этого надо принимать во внимание и то обстоятельство, что удельный вес умственного труда внутри общего количества наёмного труда сильно возрос. Следовательно, сильно увеличилось число пролетариев умственного труда, особенно по сравнению с предыдущими историческими эпохами. Парадоксальность современного положения заключается в том, что именно этот профессионально наиболее образованный слой пролетариата не осознаёт своё классовое положение, он имеет только групповое сознание. Для успешной защиты интересов пролетариата необходимо анализировать это положение в ближайшем будущем. К сожалению, в бывших странах народной демократии не лучше обстоит дело и с пролетариями физического труда, они тоже не особенно ясно осознают себя как класс. В этих странах во время социалистического развития рабочим классом считали прежде всего слой профессионально образованных рабочих. Фактически пролетариата уже не было в строгом смысле этого слова. Были бывшие капиталисты и бывшие пролетарии. Фактически существовало групповое сознание людей физического и умственного труда. Это были открытые общественные слои, переход из одной группы в другую происходил свободно и постоянно. Теперь снова есть пролетариат и буржуазия. У новой буржуазии очень быстро образовались свои организации, и возникло классовое сознание. Задача уже существующих пролетарских организаций воссоздать классовое сознание у пролетариата. Как делать это?

Накануне Великой Октябрьской Социалистической Революции

Накануне

Великой Октябрьской Социалистической Революции[1]

 
 
Мотто:
 
  Как велики были ее пороки и добродетели! 
И те, и другие удивительны, 
Так как сила оставила на них свою печать. 
Ох, почему я проснулся? Чтобы, осмотревшись, 
Лучше понять ничтожество этой эпохи 
С пороком, скрытым под улыбающимся лицом 
И со лживой добродетелью привычки.
 
                    (Имре Мадач. Трагедия человека,

Х-ая сцена, прозаический перевод)


   
         Данными словами характеризует Имре Мадач Великую Французскую Революцию, приписывая свои мысли Кеплеру, и если все это можно считать верным в отношении к Великой Французской Революции, то еще больше в отношении к Великой Октябрьской Социалистической Революции. «Few Historical events have made so great an impact оn the world as the Bolshevik Revolution» («Мало исторических событий оказали такое огромное влияние на мир, как Большевистская Революция». Так, с большими буквами! Samuel H. Baron, Plekhanov. The Father of Russian Marxism, page VII. Stanford University Press,California,1963)
         Выше цитированными словами начинает американский профессор С.Х. Бэрон свою монографию о Плеханове. Сильные стороны или профессиональные недостатки данной монографии не меняют объективность суждения профессора Бэрона. В 1963-ом году он мог позволять себе быть объективным в оценке влияния «Большевистской Революции». Величие исторических событий, революций определяется не тем, сколько людей или исследователей признают их значение, а тем, в какой мере и в какой глубине изменили они весь ход истории. После 1917-ого года весь мир стал необратимо иным, чем он был раньше. Именно поэтому продолжаем писать большими буквами название октябрьской петроградской революции 1917-ого года наперекор современной официальной, то есть буржуазной идеологии.

Под влиянием Великой Октябрьской Социалистической Революции «экономическая элита» развитых капиталистических стран сделала значительные уступки трудящимся своих стран и поэтому добились успехов рабочие «западных стран» в борьбе за повышение заработной платы, и поэтому смогло возникать и возникло так называемое «государство благоденствия» с участием социал-демократических партий, ставших компромиссными. Сегодня стараются показать «государство благоденствия» как заслугу социал-демократических партий. Естественно, что борьба местных рабочих играла большую роль в возникновении «государства благоденствия».

Ленты новостей