О некоторых гуманистических аспектах экономики

О некоторых гуманистических аспектах экономики


Е.А. Бельцева
к. ф.н., доцент кафедры философии
Вятского социально-экономического института
г. Киров


Актуальность проблемы исследования экономического воспитания в современных условиях рынка обусловлена процессами коренных преобразований в ведущих сферах общественной жизни, а именно гуманизации и гуманитаризации. Большая часть наших сограждан ещё не усвоила, и, соответсвенно, не может внедрить в жизнь законы рыночной экономики. При социализме основным доходом была заработная плата, которую потом и расходовала семья. Новые экономические условия привели к глубокому кризису, к хроническому «дефициту» человечности, к отсутствию понимания между людьми, к изменению ценностной ориентации в сторону материальных благ.

Внутренняя противоречивость и неоднозначность гуманизма стала причиной больших споров между философами. Мартин Хайдеггер ставил под сомнение необходимость существования данного понятия (7, 316). Отрицательно относился к гуманизму Н. Бердяев, считая, что он давно изжил себя и привел к искажению образа человека (2, 11). Однако современные исследования возвращают нас к гуманизму, роль которого на современном этапе видится в гуманизации человеческого сознания, в формировании гуманного отношения к личности, которое должно осуществляться на всех уровнях общества, начиная с семьи.

Положение семьи в условиях рыночной экономики стало совершенно другим. Сохраняя статус первичной ячейки общества, где объединяются любящие, их родственники, дети, внуки и правнуки, семья значительно расширяет свои производственные функции. Производство продуктов питания на приусадебном или дачном участке, малое домашнее производство или работа на дому укрепляют, сплачивают семью, делают её более мобильной, дружной, работоспособной. Усиление трудового, нравственного и эстетического воспитания детей, их физическое и профессиональное самосовершенствование осуществляется родителями на личном примере, долгосрочно и постоянно. Дети совместно с родителями производят товары и услуги, учатся у них разумному использованию полученной прибыли.

Давно известно, что экономика как наука в первоначальном виде берёт своё начало с домашней экономики. Данный термин ввёл еще Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.), составив его из двух греческих слов: «эйкос» - хозяйство и «номос» - закон, так что «экономика» в переводе с древнегреческого означало «искусство ведения домашнего хозяйства». Авторы современных учебников оспаривают данное происхождение слова; первое его употребление приписывают Ксенофонту(430-350 г.г. до н.э.). Постепенно значение понятия «экономика» расширилось. Сейчас оно включило в себя всё, что относится к экономической жизни общества. Однако в современной России начался период активного возрождения домашних хозяйств, а вместе с ним и домашней экономики.

Первоначально понятие об экономике ребенок получает в семье, а затем в школе при выполнении заданий и творческих проектов. Семья - это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, именно поэтому, познакомившись в семье с азами домашней экономики, человек уже сознательно изучает другие ее составляющие.

Именно поэтому изучение предмета «Основы домашней экономики» становится крайне актуальным и может стать основой для формирования гуманной экономической культуры личности. В процессе обучения у человека формируются навыки ведения домашней финансовой документации, участия в рыночных отношениях семьи; воспитывается уважение к собственности, ответственность, экономность, в целом, формируется экономическое мышление, культура потребления. Молодой человек готовится к выполнению своих социальных ролей: производителя, потребителя, гражданина, семьянина.

Современным жителям России, особенно старшему поколению тяжело и подчас невозможно изменить сформированное десятилетиями социалистическое, «распределительное» мировоззрение и в одночасье стать бизнесменами, предпринимателями. Иждивенческие, потребительские установки нашего образа жизни уже начали передаваться по наследству, их сформировала окружающая среда и теперь очень сложно переключиться на совершенно новую созидательную деятельность. Бизнесмен, предприниматель за все отвечает сам. Получил прибыль - хорошо, получил убыток - проанализируй ситуацию и постарайся выйти из нее.

Встает вопрос: можно ли в условиях семьи успешно заниматься предпринимательским бизнесом? Ответ однозначен: да, можно и даже необходимо. Направлений в такой деятельности много, так как это прежде всего - инициатива, творчество, самовыражение в условиях неопределенности и риска. Приведем в качестве примера несколько направлений такой деятельности:

  • Индивидуальная трудовая деятельность (репетиторство, выращивание цветов, овощей, уход за малышами и престарелыми и т.д.).

  • Создание частных семейных предприятий по производству товаров и услуг (учебно - наглядных пособий, разные виды ремонта и др.).

  • Выполнение различных работ на дому (секретарь фирмы при наличии средств коммуникации, пошив и вязание одежды и др.).

В условиях семьи можно заниматься и коммерческим бизнесом (различные сделки - покупка и перепродажа товаров и услуг, операции с ценными бумагами при повышении или понижении их курса и т.д.).

Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что подрастающее поколение в условиях рыночной экономики еще в школе должно начинать учиться зарабатывать деньги. Не просить у родителей, не грабить младших и физически слабых, а зарабатывать честно. В этом молодому человеку должны помочь взрослые, преподавая с самого раннего возраста основы экономики и формируя экономическую культуру, тем самым, помогая адаптироваться в современных условиях, сохраняя гуманное отношение к окружающим людям. Эта же мысль подчеркивается и в законе РФ "Об образовании", который определяет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, а значит, в интересах гуманизма. В современных условиях свободное развитие личности связано с усилением меры ответственности за судьбу страны, а также за индивидуальный выбор и за сложность задач, которые приходится решать человеку в его жизнедеятельности. Образование превращается в мощную общественную силу, оказывающую непосредственное влияние не только на развитие науки и культуры, но и на экономику, на социальные и политические процессы, на успешную реализацию способностей каждого конкретного человека.

Наступившее столетие - век стремительных перемен, резкого ускорения исторического времени, глобализации, универсализации и доминирования новых информационных технологий; в это же время это столетие все более жестоких ресурсных, экологических и демографических ограничений. Но чем более жесткие требования будет выдвигать перед человечеством природа, тем большее значение будут приобретать человеческие способности и качества. В этом смысле можно сказать, что в отличие от XX века, который принять было образно называть веком электричества и атома, научно - технического прогресса, XXI век призван стать веком образования.

Развитие образования, повышение его качества составляет один из решающих факторов международного позиционирования России. Сегодня именно человеческий потенциал дает наибольшие основания относить нашу страну к числу развитых, тогда как по целому ряду других позиций она принадлежит скорее к развивающимся. Росту российской экономики в скором будущем будут препятствовать нехватка не только материального, но и интеллектуального капитала. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор как один из приоритетных.

Среднее профессиональное образование занимает значительное место в системе образования, в настоящее время такое образование имеют 22% населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33% от общей численности занятых специалистов. В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена по более чем 280 специальностям. Сейчас это связано с качественными изменениями - с созданием и введением новых современных образовательных стандартов и программ, совершенствованием структуры подготовки специалистов, с введением новых направлений и специальностей. Важным направлением изменения профессиональной структуры является рост подготовки специалистов в области бытового обслуживания населения. Формируются новые направления подготовки специалистов экономики и управления. За последние три года введено более 20 новых специальностей (парикмахер, автослесарь, психолог и др.), а так же в классификатор введен новый факультет «Домоведения» с присвоением квалификации экономиста.

До революции 1917 года в системе образования существовал курс экономика домашнего хозяйства. В 1764 году закрытые институты положили начало женскому образованию, где были предприняты попытки дать девушкам понятие о домашнем хозяйстве. Но эти попытки представляли собой лишь намеки на полезность этого рода обучения. В 1858 году в Петербурге была открыта первая Мариинская женская гимназия. После чего подобные гимназии появились по всей царской России и стали наиболее распространенным типом средней женской школы. В каждой такой гимназии создавались и реализовались свои варианты учебных планов. В конце XIX века женские гимназии приблизились по содержанию образования к мужским. Составитель "Руководства к хозяйству и домоводству в вопросах и ответах" (1904 год) М. Редекин считал, что конечная цель всякого образования и воспитания - сделать человека способным занимать то место, которое ему предназначено жизнью.

Слушательниц курсов, школ домоводства учили, каким образом можно "устроить домашнюю жизнь так, чтобы при возможно полнейшем и закономерном удовлетворении всех потребностей тела и красоты внешней обстановки, наибольшая часть времени все - таки уходила на удовлетворение высших потребностей, обязанностей и радостей жизни: духовное саморазвитие, благотворительность, общественную деятельность, науку, искусство, воспитание детей". В программе нашлось место и таким вопросам, как выбор жилища, утвари, обстановки и уход за ними; распределение времени и занятий всех членов семьи и прислуги; основные правила обращения с вещами в целях возможно большего их сохранения и многое другое, необходимое хорошей хозяйке дома. Преподавание делилось на практическое и теоретическое. Практическое состояло в обучении приготовления различных блюд, заготовления продуктов впрок и т.д. Теоретическое преподавание включало знакомство учениц с мясоведением, припасоведением, домашним счетоводством, гигиеной кухни и питания, правилами и приемами домоводства.

С одной стороны, экономическое образование на уровне домоведения позволяло девушкам найти себя в более высоком социальном слое общества, например, они находили работу в качестве экономок. С другой стороны, экономическая подготовка способствовала росту семейного бизнеса, профессиональной самозанятости, а отсюда и выживаемости русской семьи в экстремальной ситуации - революциях, войнах, засухах, политике правительства в области сельского хозяйства. Роль женщины состояла не только в воспитании экономических качеств детей, но и в сохранении семьи как социального института в периоды бедствий и перестроек. Семья - первичный элемент, от устоев которого зависит стабильность государства и общества.

Из всего выше сказанного возникает вопрос: "Стоит ли сейчас изучать экономику домашнего хозяйства как базовый, фундаментальный курс?" Так как получается, что экономика домашнего хозяйства и антропоэкономика являются основой становления всех экономических наук: антропоэкономики, микроэкономикаи, макроэкономики, мегаэкономики и другие экономические науки. Однако в современной системе образования антропоэкономика не изучается. Идею о базовом положении антропоэкономики в основе других экономических наук поддерживают многие европейские страны.

Подводя общий итог исследования можно сказать, что экономика домашнего хозяйства необходима как база для изучения других экономических наук и преподавать её должны в учебных заведениях отдельным предметом, и в целом она способствует гуманизации общественной жизни, формирует новый тип человека, умеющего зарабатывать деньги и учитывать интересы окружающих людей.


Литература:


  1. Анисимов П.Ф. основные направления модернизации среднего профессионального образования на рубеже веков. //Среднее профессиональное образование.2000 - №8, стр.3-11.

  2. Бердяев Н. А. Новое средневековье. - М., 1991.

  3. Бубнов М.В. Требования современного этапа развития экономики и социальной сферы к содержанию труда рабочих и пециалистов.//Среднее профессиональное образование, 2002 - №2, стр.3-5.

  4. Симоненко В.Д. Основы домашней экономики: книга для учителя образовательной области "Технология", Брянск.: БГПУ, 1995. - 195с.

  5. Соловьева М.Ф. Экономика домохозяйства: - Киров.: Издательство ВГПУ, 1999. - 23с.

  6. Третьякова Л. Быть осмысленной хозяйкой в доме: (из истории образования)//Образование и рынок, 1997 - №1, стр.52-55.

  7. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / Проблема человека в Западной философии. - М., 1988.