Benutzeranmeldung

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Sie sind hier

СОЦИАЛИЗМ ДЛЯ XXI ВЕКА

Франсуа Утар

 СОЦИАЛИЗМ ДЛЯ XXI ВЕКА Синтетический взгляд как основа для размышлений  

Введение

Социализм – это проект еще до того, как он стал концепцией. Поэтому до того, как использовать само слово, необходимо предварительно рассмотреть его содержание. Собственно говоря, что такое социализм сегодня? Сталинизм, маоизм, Пол Пот, социал-демократия, «третий путь»? Мы – полностью во власти неопределенности, так что требуется новая «система отсчета».Есть, однако, серьезная чрезвычайная ситуация: мы сталкиваемся с разрушительными социальными и экологическими последствиями, вызванными сегодняшней экономической моделью. Мировая гегемония капитала в форме неолиберализма не только построена на новой материальной базе (информационные и коммуникационные технологии), но и сделала возможной генерализацию подчинения труда капиталу (по Марксу). Это не только «реальное подчинение» (в процессе производства – через заработную плату), но и «формальное», т. е. осуществляемое финансовыми средствами: через цены на сырье и сельскохозяйственную продукцию, внешний долг, «налоговые гавани», внутреннюю налоговую систему, поощряющую индивидуальное богатство, а также средствами юридическими – посредством норм, навязываемых такими международными организациями, как Всемирный Банк, МВФ и ВТО.Это последнее (формальное) подчинение затрагивает все группы человечества – ввиду разрушительных явлений в экологической сфере и глобального подчинения закону стоимости. Сегодня у этнических меньшинств и коренных народов подвергается угрозе возможность выживания из-за эксплуатации лесов и разрушения биоразнообразия; женщины становятся первыми жертвами приватизации служб здравоохранения, воды, электричества; мелкие крестьяне – жертвы транснациональных предприятий агробизнеса. На самом деле в опасности находится человеческая жизнь как таковая. Культурные и социальные последствия очень серьезны, поскольку такой процесс усиливает противоречия во всех социальных отношениях, не только через увеличение социальных и экономических разрывов, но и через рост гендерных, расовых и кастовых конфликтов.Поэтому новый проект должен начинаться с ясной и радикальной делегитимации капитализма в его логике и в его конкретных аспектах в любом обществе. Осознание невозможности гуманизации капитализма составляет необходимую основу нового конкретного проекта. С этой целью можно предложить три уровня рефлексии: 1) уровень утопии (какого общества мы хотим?), 2) средств и 3) стратегии. Мы попытаемся применить эти три уровня к различным аспектам человеческой реальности: экологическим, экономическим, политическим и культурным, – и предложить, в рамках синтетического подхода, несколько гипотез в качестве основы для дискуссии.1. Цели утопии

Какое общество мы хотим построить? Такой вопрос может показаться очень расплывчатым, рядом абстрактных идей, мечтой. Но останемся ли мы людьми, если у нас не будет возможности мечтать? Мы хотим жить в человеческом обществе сотрудничества и мира. Это уже означает, что мы отказываемся жить в мире чистой конкуренции и агрессии. С самого начала такое предложение вносит противоречие с неолиберальным обществом. Для более конкретного определения того, что мы можем назвать утопией, можно определить четыре цели или принципа, соответственно вышеперечисленным «измерениям»: экологическому, экономическому, политическому и культурному.

1) Приоритет – использованию возобновляемых природных ресурсов

Между человеком и натурой существует фундаментальный симбиоз. Природа – источник жизни (pachamama, мать-земля, как об этом говорят коренные народы Южной Америки; это соответствует древней традиции индуизма и буддизма). Агрессия или разрушение природы неминуемо будет покушением и на человеческую жизнь. Природа не может эксплуатироваться с точки зрения чисто инструментальной рациональности, характерной для того типа «модерна», который экономически и культурно порождается капитализмом и приводит ко все более разрушительным последствиям для природы. «Крик Земли», как пишет бразильский представитель «теологии освобождения» Леонардо Бофф, сегодня носит имена: опустынивание, деструкция климата, «птичий грипп», СПИДТакой принцип приоритета, отдаваемого использованию возобновляемых природных ресурсов, означает отказ от деятельности и методов производства, разрушающих экологическую среду. Использование невозобновляемых ресурсов должно быть подчинено коллективному управлению, чтобы обеспечить его рациональный характер. Этот принцип, однако, – лишь часть реальности; он должен также согласовываться со следующими принципами.

2) Доминирование потребительной стоимости над меновой стоимостью

Такое разделение, проведенное Карлом Марксом, полезно, когда мы думаем о будущем. Потребительная стоимость – это то, что вносит вклад в качество жизни – во всех ее измерениях. Меновая стоимость – это рынок, выполняющий подчиненную функцию по отношению к потребительной стоимости. В капиталистической логике, однако, рынок господствует не только над экономической деятельностью, но и над всей коллективной организацией человеческой жизни. Экономическая ценность отсутствует для капитализма, если труд, (материальные) блага и услуги не превращаются в товары. Это можно назвать «принудительным навязыванием закона стоимости», и это, по словам экономиста и философа из Коста-Рики Франца Хинкеламмерта, означает смерть субъекта. Людей заставляют покориться этому вторгшемуся в социальную реальность закону, подчиняя все человечество логике капитализма. Именно поэтому американский экономист и историк капитализма Карл Поланьи сделал вывод о необходимости восстановить место экономики в обществе.

3) Демократическое участие во всех сферах коллективной жизни

Демократическое участие, или возможность для человека-субъекта участвовать в принятии решений, не может быть ограничена политической сферой. В этом смысле можно сказать, что вся социальная реальность является политической, начиная с экономики. Принцип демократического участия должен прилагаться ко всем уровням коллективной жизни, от местного до глобального масштаба.

4) Интеркультурность

Все культуры участвуют в культурной и духовной жизни человечества. Никто не может быть уничтожен или маргинализован. Это относится ко всем выражениям культуры, праву, науке, религиям и духовным проявлениям. Изменения, происходящие от взаимодействия и взаимного обогащения, приветствуются: культуры не статичны.Исходя из этих четырех принципов, мы можем обратиться к вопросу о средствах.2. СредстваПровозгласить принципы недостаточно. Построить какое-то общество – значит применить соответствующие средства, чтобы воплотить принципы в действительность.

1) Отношение к природе

Можно указать три основных средства для реализации первого принципа – приоритетного использования возобновляемых ресурсов. Первое из них – переход природных ресурсов, существенных для жизни, например, воды, семян, воздуха, в руки общества. Такие ресурсы составляют «достояние человечества» и должны быть выведены из сферы действия закона стоимости, как он определяется капиталистической экономической системой.Второе необходимое средство – обновление крестьянского сельского хозяйства. Это предполагает, во-первых, борьбу против концентрации земель и сельскохозяйственного производства в руках транснациональных корпораций и против направляемой ими коммерциализации, создающих основу для разрушения природы, не говоря уже о социальных катастрофах; во-вторых, поддержку сельского хозяйства с применением только органических удобрений.И последнее из упомянутых средств – решение задачи восстановления атмосферы, почв, вод и, в конечном счете, климата.

2) Доминирование потребительной стоимости над меновой стоимостью

Есть многочисленные средства для обеспечения реализации этого принципа. Приведем лишь некоторые из них.         Содействие производству, ориентированному на большинство населения, с использованием общественных инструментов. Это противостоит нынешней модели развития, отдающей предпочтение эффектным проявлениям развития, распространяющегося на 20% населения. Таковы следствия капиталистической логики, в соответствии с которой требуется создать высокую платежеспособность меньшинства, чтобы поглотить производимые товары «для избранных», поддерживая тем самым накопление капитала.         Введение в экономические расчеты качественных составляющих, таких, как благосостояние, (качество жизни), природная среда, продовольственная безопасность. Решения были бы совсем другими, если бы такого рода составляющие принимались во внимание при оценках издержек производства и обмена.         Ограничение влияния финансового капитала путем налогообложения международных потоков (налог Тобина), ликвидации «налоговых гаваней» и банковской тайны, отмены внешнего долга стран Юга.         Отмена патентов в их сегодняшней форме и адаптация системы роялти для того, чтобы избежать монополии транснациональных корпораций.         Экономическая переоценка предприятия как места общего труда, выполняющего социальную функцию, а не как источника прибыли для акционеров.         Признание и экономическая переоценка занятости, сейчас не признаваемой в качестве таковой (например, домашней работы женщин) или недооцениваемой (социальные, медицинские службы), и создание рабочих мест в секторах, имеющих дело с качественными составляющими экономики (улучшение качества жизни, личные бытовые услуги и т. д.).         Организация распространяющейся на всех системы социального обеспечения под общественным контролем.         Экономическая переоценка общественного обслуживания – как обслуживания сообщества, а не клиентов.

3) Принцип демократии

Демократия – не только цель, но и средство. В этом смысле демократия должна быть распространена на все уровни коллективной деятельности, включая экономическую сферу. Но следует также содействовать «демократии участия» как инструменту усиления низового контроля в этих сферах. Это относится не только к территориальному «измерению» (деревни, кварталы, общины), но и к предприятиям и административным органам.

4) Принцип интеркультурности

Здесь средства также разнообразны, главные из них – следующие:         Защита и конкретизация прав народов против прав бизнеса, что означает фундаментальные изменения в философии международных финансовых и коммерческих организаций.         Защита культур в разных проявлениях их выражения при помощи адекватных мер.         Социализация научных результатов без их монополизации индустриальными или иными отдельными субъектами.         Защита светского характера государства как базы для философского и духовного диалога и универсального экуменизма.3. СтратегииЕсть разнообразные типы стратегий реализации средств, конкретизирующих изложенные принципы.1) Делегитимация капитализма как выражение обесчеловечивающего типа «модерна», что предполагает использование всех возможностей для развития критического мышления в экономике, экологии, политике и культуре. В этом смысле Социальные форумы сыграли важную роль в выработке коллективного понимания.2) Ускорение формирования коллективных действующих субъектов на глобальном уровне через сети сопротивления (хороший пример – Via Campesina).3) Обновление левого политического поля через сближение различных политических организаций (больше не приходится думать о единой партии, которая была бы монопольной обладательницей всей истины), с центральной ролью этики.4) Содействие возникновению нового исторического субъекта, в состав которого будет входить не только рабочий класс, но все социальные группы, затрагиваемые капиталистической системой в своей повседневной жизни: мелкие крестьяне, женщины, этнические меньшинства и т. д.5) Отстаивание центральной роли этики как норм коллективного и индивидуального поведения, соответствующего данной утопии, что предполагает институционализацию социальных и политических процессов в качестве базы для индивидуального поведения и постоянное уточнение конкретных аспектов этики с участием всех.В заключение можно сказать: если мы называем социализмом именно это – речь идет о пророческом и конструктивном проекте, способном противостоять «варварству» и превратиться в посткапиталистическую реальность, – одновременно о защите человечества и о любви к ближнему.Июль 2006 г.