Если мы, рассматривая общество как саморазвивающуюся субстанцию, определились с тем, что оно в своём развитии движется к безлюдным производствам, полному исключению ручного и рутинного труда, с доминированием в нём труда интеллектуального, творческого, и соответствующему изменению его социального состава, то стоит рассмотреть и возможные пути движения к этому, чтобы хотя бы попытаться обеспечить максимально благоприятные условия для большинства членов общества в этот период.
Интересна позиция Петрова по данным вопросам (как, собственно, и по многим другим) тем, что она в своей основе созвучна и с позициями многих других его коллег-философов, а вот у людей не из их цеха, может вызывать некоторые сомнения в её обоснованности. Попробуем представит эту позицию в максимально сжатом виде и прокомментировать, предложив несколько иной подход к рассмотрению данного вопроса.
Государство появилось как следствие разделения общества на классы угнетателей (господствующий слой общества) и угнетённых (подчинённый). И появилось оно именно как система посредством которой господствующий слой общества реализовывал свои общие (коренные) для этого господствующего слоя общества интересы, не зависимо от того, внутренние это интересы (внутри какого-то общества, страны) или внешние. Это сущность государства, которая измениться в принципе не может.
Без осмысления законов развития общества, невозможно и разумное влияние на процесс его развития. При этом большинство современных коммунистов, в целом (абстрактно) соглашаясь с существованием законов развития общества от воли и желания людей независимых, на практике исходят исключительно из воли людей, как основы его развития. Они исходят из того, что каким будет общество в будущем, определяется исключительно волей людей, как люди решат, так и будет. И всё вроде бы верно, в конце концов, именно люди своей деятельностью всё меняют в обществе.
(Или почему осмысление того, что делать сегодня коммунистам, надо начинать не с чтения работ классиков научного коммунизма, а с осмысления закономерностей развития нашего мира начиная с атомов и молекул).
В суждениях о грядущей смене общественно-экономических формаций (ОЭФ) обычно обращаются к прошлому опыту, к опыту перехода от феодализма к капитализму.
Разобщённость коммунистического движения во многом обуславливается не только амбициями лидеров конкретных его направлений, но и отсутствием общего мировоззренческого основания. Споры между представителями отдельных его течений ведутся исключительно по частностям, без формулирования общей концепции мировоззрения. Это позволяет из одних и тех же посылок делать различные выводы по направленности реальной деятельности коммунистов.
Разобщённость в стане коммунистов во многом связана с представлением об основах власти в том будущем социалистическом государстве за становление которого они и борются. Эти разногласия можно разделить на две большие группы: власть партии или власть класса. И то, что выступающие за власть партии настаивают на том, что это и есть единственно возможная форма власти класса (через партию), сути не меняет. Но и каждую из этих групп можно разделить ещё на двое.
То, что современное коммунистическое движение крайне раздроблено, наверно ни для кого не секрет. Причины раздробленности, в конечном счёте, можно свести к нежеланию подавляющего большинства (а практически почти поголовно) активистов левого и коммунистического движения совместно определиться с ближайшей целью движения в её развёрнутом, не допускающим широкого толкования, однозначно определённой как понятие, виде. В наиболее примитивном виде деление идёт на поклонников тех или иных исторических личностей, как в выборе апостолов коммунистического мировоззрения, как религии.
Вопрос, как это может показаться, совсем не праздный, иначе не было бы столько коммунистических и левых организаций неспособных к единству действий и конкурирующих друг с другом. Большинство активистов и представителей коммунистических организаций предпочитают говорить о том, как должна быть устроена экономика и социальная сфера в будущем социалистическом государстве, но не сама система власти. Но ведь любые преобразования в стране можно делать только, имея соответствующие возможности, т.е. власть.
На сайте Объединённой коммунистической партии (ОКП) появилась статья секретаря ЦК этой партии Сергея Иванникова «В ожидании теории» http://ucp.su/category/articles/1084-v-ozhidanii-teorii/ , наглядно демонстрирующая теоретический уровень их главных идеологов. И вот такая партия претендует на объединение в своих рядах всех коммунистов. Привожу её полностью и здесь, если там надумают убрать.
Вряд ли кто-то станет оспаривать, что общество — это самостоятельная развивающийся система со своими законами функционирования. А поскольку общество может существовать только при условии обмена с окружающей средой веществом и энергией то, по своей сути, это открытая термодинамическая система. И если это, в целом, вряд ли кто-то будет серьёзно оспаривать то, то что общество является частью природы нередко не просто оспаривается, но и категорически отрицается, в том числе (если не в первую очередь) и в коммунистической среде.