Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Капитал К.Маркса как описание процесса естественного отбора человека. Продолжение 2.

 

«Старая телеология пошла к черту, но теперь твердо установлено,

что материя в своем вечном круговороте движется согласно

законам, которые на определенной ступени — то тут, то там —

с необходимостью порождают в органических существах

мыслящий дух» 1

Разделение труда как название процесса естественного отбора человека.

 

«Существование классов вызвано разделением труда»2 Цель будущего человеческого общества – общество без классов. Путь достижения цели – уничтожение разделения труда.

У любого явления есть смысл, подоплека, сущность. В чем смысл такого явления, как разделение труда? Что явилось стимулом для его появления? Потребность кого или чего удовлетворялась его появлением?

            И здесь я снова вернусь к тому определению Ф.Энгельса, которое он дал деятельности человека при создании какого-либо продукта труда: — «Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально»3.

            Обращаю Ваше внимание на фразу: — «…он уже построил ее в своей голове». То есть перед тем, как начать материализацию этого проекта, а по-простому начать трудиться, он, человек уже «потрудился», создав продукт, продукт идеальный, сходства с которым он будет достигать уже другим трудом, трудом физическим живым или овеществленным, по окончании которого и получится уже материальный продукт – материальный аналог идеального.

            Человек трудится «дважды». Сначала он создает идеальный продукт и только потом – материальный. Но кто, или что трудится, создавая идеальный продукт, из какого сырья и каким инструментом он создает этот идеальный продукт?

            Получается, что в человеке есть другая ипостась, которая тоже трудится и тоже создает продукт, но продукт идеальный. Эта ипостась называется Разум. Разум, который занимается созданием (проектированием) идеального продукта — проекта нового бытия. И ему для жизни и дальнейшего развития тоже нужна пища, но пища идеальная. А что же является пищей, необходимой для жизнедеятельности Разума? Пищей или сырьем для Разума является то незнаемое, что окружает человека как во внешней, так и во внутренней природе. Это внутренние и внешние взаимосвязи в Природе, распутывая которые Разум вырабатывает знания в виде законов или закономерностей, присущих этим связям, на основе которых создает идеальные проекты, в которых и применяет открытые законы и закономерности, необходимые для создания новых форм Материи.

            А каким орудием труда оперирует Разум, распутывая связи в Природе ? Этим орудием труда Разума является Мышление.

            Сущность Разума – познание незнаемого. Чем больше незнаемого, тем больше пищи для Разума. Насколько велико незнаемое, настолько велики потребности разума.

            И эти потребности Разума в пище, Разум начал удовлетворять разделением своего труда. Разделение труда это способ удовлетворения потребностей Разума. В чем заключается это разделение труда? В распределении заданий по поиску пищи носителям Разума — человекам по разным формам Природы. Разделение происходит по типу незнаемого, например: на охотников (тип незнаемого — животный мир наземный), рыболовов (тип незнаемого — водный мир), земледельцев (тип незнаемого — мир земли), скотоводов (тип — мир домашних животных), жрецов (тип — мир звезд, ветров и погодных явлений) и т.д. и т.п. Каждое незнаемое общее, дробилось на все более и более мелкие свои части, создавая другие занятия для исследования, которые и называются профессиями или специальностями. Это дробление происходит и будет происходить всегда, потому что с каждым новым исследованием Разума, горизонты незнаемого только расширяются, а значит расширяются и потребности. По этому пути идет процесс естественного отбора человека, как способности мыслить и созидать.

            Разделение труда по животному типу (разделение по половым и возрастным различиям – на физиологической почве), это разделение труда женщины и мужчины (самца и самки), детей и родителей (взрослых животных и детенышей). В этих границах проходит процесс естественного отбора человека, как животного. Это разделение есть естественное разделение, перешедшее к человеку из мира животных, но и оно, по мере развития и осознания Разумом, будет корректироваться и изменяться, т.к. Разум будет вмешиваться и в е процесс естественного отбора человека, как животного.

Останется ли человек таким, каким мы видим его сейчас, и через 1000 лет? Нет, конечно, нет. Уже сейчас человек активно вмешивается в процесс естественного отбора человека, как животного. Замена естественных органов на искусственные, генная инженерия, ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), клонирование, даже трудно представить, что будет в уже в ближайшем будущем, все это говорит о том, что знание о внутренней природе человека, его физиологии, достигнет такой величины, что человек сможет лечить себя сам, без какого-либо вмешательства извне.

Продолжим.

В то же время для становления бесклассового общества «…коммунисты вполне правильно выдвигают главным своим требованием уничтожение частной собственности»4

Получается что цель одна – становление бесклассового общества, а пути два: первый – уничтожение разделения труда, второй – уничтожение частной собственности.

Из того, что мы знаем о разделении труда и о частной собственности, можно сделать вывод от том, что разделение труда есть источник частной собственности, но не наоборот. Поэтому основное внимание обратим на разделение труда.

            Что является источником разделения труда? Рост производительных сил, Что является источником роста производительных сил? Рост потребностей. Чьих потребностей? Вопрос не риторический, вопрос определяющий. Человеку, как животному, вполне хватает естественных условий существования. Выше уже было показано, что человек есть одна из форм Разумной Материи, потребность которой, как Материи состоит в познании незнаемого. Можно ли остановить рост потребностей Разумной Материи? Нет, потребности Разума безграничны. Раз рост потребностей безграничен, то и рост производительных сил не остановим. Как следствие, разделение труда при таких условиях уничтожить нельзя.

            Но Ф.Энгельс, в «Принципах коммунизма», написал, что «разделение труда, подорванное уже в настоящее время машиной, превращающее одного в крестьянина, другого в сапожника, третьего в фабричного рабочего, четвертого в биржевого спекулянта, исчезнет совершенно»5.           Способом, которым будет происходить уничтожения разделения труда, он назвал «воспитание, которое даст людям возможность быстро осваивать на практике всю СИСТЕМУ ПРОИЗВОДСТВА, оно позволит им поочередно производить от одной отрасли ПРОИОЗВОДСТВА к другой, в зависимости от потребностей общества или от их собственных наклонностей. Воспитание освободит их, следовательно, от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку. Таким образом, общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности. Но вместе с тем неизбежно исчезнут и различные классы.»6. При этом само уничтожение разделения труда будет происходить уже в условиях нового общественного строя, после обобществления средств производства.

            Но, понимая, что уничтожение разделения труда возможно только в случае уничтожения его источника, т.е. должен остановиться рост производительных сил, а это будет означать установление границы удовлетворения потребностей, что противоречит сущности Разумной Материи, нужно уточнить об уничтожении разделения какого труда идет речь в вышеприведенных цитатах Ф.Энгельса. В этих цитатах прямо говорится о том, что разделение труда должно исчезнуть совершенно в СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА, или как мы говорим сегодня, в сфере материального производства.

О каком же труде, разделение труда которого нужно уничтожить, идет речь? Здесь идет речь об уничтожении разделения труда, который осуществляет материализацию идеальных проектов, созданных Разумом. Этот труд может быть как живым, так и овеществленным. Именно об этом и говорит К.Маркс: — «Труд выступает уже не столько как включенный в процесс производства, сколько как такой труд, при котором человек, наоборот, относится к самому процессу производства как его контролер и регулировщик. (То, что имеет силу относительно системы машин, верно также для комбинации различных видов человеческой деятельности и для развития человеческого общения.) Теперь рабочий уже не помещает в качестве промежуточного звена между собой и объектом модифицированный предмет природы; теперь в качестве промежуточного звена между собой и неорганической природой, которой рабочий овладевает, он помещает природный процесс, преобразуемый им в промышленный процесс. Вместо того чтобы быть главным агентом процесса производства, рабочий становится рядом с ним»7.

Эта цитата говорит о том, что по мере замены живого труда на овеществленный труд, человек-рабочий вместо главного агента процесса производства, становится рядом с ним в качестве контролера и регулировщика. В переводе на современный язык, данные функции более всего подходят к профессии ОПЕРАТОР. Но что мешает заменить и этого ОПЕРАТОРА на механизм – робота? Ничего. И тогда человек будет полностью выведен из сферы материального производства.

Но этому должен предшествовать «обмен живого труда на овеществленный труд, т. е. полагание общественного труда в форме противоположности капитала и наемного труда…», который «…представляет собой последнюю ступень развития стоимостного отношения и основанного на стоимости производства»8.  

А что мы видим сейчас? Этот обмен – роботизация и автоматизация производства — идет такими быстрыми темпами, что уничтожение разделения труда в сфере материального производства должно случиться в обозримом будущем.

Но означает ли это, что с выводом человека из сферы материального производства будет уничтожен труд? Конечно нет. Труд, основной и присущий только человеку, как одной из форм организации Разумной Материи, останется. И это будет труд по созданию идеальных проектов будущего, свободный труд творцов, материализация которого будет происходить на почве искусственной земли, созданной человеком.

 

  1. К.Маркс Ф.Энгельс ПСС т.20 стр.510

2.Ф.Энгельс Принципы коммунизма

  1. К.Маркс Ф.Энгельс ПСС т.23 стр. 189
  2. Ф.Энгельс Принципы коммунизма
  3. Там же.
  4. Там же.
  5. К.Маркс Ф.Энгельс ПСС т.46-2 стр. 126-127
  6. Там же.

Комментарии

Аватар пользователя Совок

  Уничтожение разделения труда спорный тезис, принятый автором без доказательства на основании якобы утверждения Энгельса об этом.  Из приведённых цитат Энгельса мы никоим образом не можем приписать Энгельсу данное деяние.  В данных цитатах Энгельс лишь однозначно пишет о конкретном классовом капиталистическом разделении труда, которое будет уничтожено, но ни в коем случае не об уничтожении всеобщего  разделения труда при коммунизме.

   Короче автор идёт по проторенному пути многих, приписывающих МиЭ свои фантазии по поводу коммунизма, не будем пальцем указывать на оных. Он очевидно начитавшись в детстве сказок  вспомнил одну из них а именно сказку «По щучьему велению.» Сравните цитату автора:

  «это будет труд по созданию идеальных проектов будущего, свободный труд творцов, материализация которого будет происходить на почве искусственной земли,

  с мечтаниями главного героя сказки. Не напоминает ли этот тезис уважаемого автора пожелания Ивана лежащего на печи руководить оттудова материальным производством не слезая оттудова а лишь утруждая себя идеальным трудом по произнесению заклинания: «По щучьему велению, по моему хотению и т.д.»…

    Автор отступает от материалистического мировозрения. У человека сначала рождается идеальный образ, а потом он его пытается воссоздать в матеральном мире. Идеалистическая точка зрения. Материлисты считают по другому. Человек подмечает в природе определенные процессы, отражает их в своем сознание, а потом пропустив их через свое сознание пытается их воспроизвести. Так было с первыми примитивными орудиями камнями и палками, так было с колесом, так было с многими другим орудиями труда.

  По вопросу разделения труда. автор старательно цитирует Маркса. А потом красиво в выводах упрощает или просто передергивает.

  Теперь рабочий уже не помещает в качестве промежуточного звена между собой и объектом модифицированный предмет природы; теперь в качестве промежуточного звена между собой и неорганической природой, которой рабочий овладевает, он помещает природный процесс, преобразуемый им в промышленный процесс. Вместо того чтобы быть главным агентом процесса производства, рабочий становится рядом с ним»7.  Маркс

  Эта цитата говорит о том, что по мере замены живого труда на овеществленный труд, человек-рабочий вместо главного агента процесса производства, становится рядом с ним в качестве контролера и регулировщика. В переводе на современный язык, данные функции более всего подходят к профессии ОПЕРАТОР. Но что мешает заменить и этого ОПЕРАТОРА на механизм – робота? Ничего. И тогда человек будет полностью выведен из сферы материального производства.

  Откуда автор решил, что работник ( а не рабочий) это оператор. Ведь написано, что он ставит между собой и неорганической природой,которой работник овладевает, природный процесс, преобразовав его в промышленный. Ну какой оператор способен овладеть природным процессом и преобразовать его в промышленный. Ясно это может только высокообразованный человек, творческий человек.  

  А вот оператору свойственно именно то, что Маркс отмечает ранее. Теперь рабочий уже не помещает в качестве промежуточного звена между собой и объектом модифицированный предмет природы

  То есть уже тогда Маркс  понимал, что от создания и управления орудиями труда, человек должен перейти к  формированию и управлению промышленными процессами. Что мы собственно и наблюдаем в наше время. Так что никуда человек из сферы труда не выходит, а поднимается на более творческий уровень.

  Маркс говорил, что именно в коммунистической формации начнется подлинное развитие человека.

 

 

Аватар пользователя Совок

   «Получается что цель одна – становление бесклассового общества, а пути два: первый – уничтожение разделения труда, второй – уничтожение частной собственности.»
            Разберём эту цитату автора.   Первый тезис представляется крайне ошибочым.  Ниже это уточним.  Второй требует дополнительного разъяснения.  Мы не должны забывать что это высказывание классиков относится к частной собственности в условиях капитализма где частная собственность носит абсолютный сакральный характер, освящённый церковью и законом.  Такая частная собственность конечно должна быть уничтожена.  И как мы это наблюдаем в современных передовых странах именно по такому пути происходит там наступление на частную собственность, когда право частной собственности обременяется различными ограничениями и право частной собственности присутствует номинально, а фактически оно относительно и оттеснено правом государственной собственности, определяющим макроэкономику государства.  Мы не должны забывать что под понятием коммунизм МиЭ имели в виду бессклассовое общество, когда государство отомрёт.  В обозримом будущем такая перспектива пока не просматривается, поэтому чтобы не впадать в утопию о коммунизме пока лучше не вспоминать, всему своё время.  Все наши изыскания с большой долей вероятности могут относиться только к социализму.
      «Этот обмен – роботизация и автоматизация производства — идет такими быстрыми темпами, что уничтожение разделения труда в сфере материального производства должно случиться в обозримом будущем.»
    Мне кажется что принцип разделения труда это есть фундаментальный принцип существования человечества, и он необходимый его атрибут.  Чтобы не пустословить определим что мы имеем в виду под разделением труда.  А имеем в виду существование профессий.  А существование различных профессий это очевидно объективное обстоятельство без которого человеческое общество существовать не может.  Индивид не в состоянии овладеть всем трудовым опытом человечества этим опытом владеет только общество в форме разделения труда между индивидами.
   Таким образом представляется что автор безосновательно покушается на принцип разделения труда.
       «Сначала он создает идеальный продукт и только потом – материальный.»
       Кажется автор спотыкается на той же кочке, на которой спотыкаются многие современные  «материалисты», а именно признаёт кроме материи ещё какую-то идеальную субстанцию в виде идеального продукта.   Это грубая ошибка, есть материя и больше ничего.  «Идеальный» продукт это не что иное  как форма живой материи в виде нейронной субстанции мозга, постоянно изменящей своё физико-химическое состояние и посылающее управляющие сигналы телу.  Ничего «идеального» не существующего в природе мозг живого существа не производит.  Мозг только копирует образы окружающей материи.  Ничего сверхестественного  «идеального» того чего  нет в природе мозг изобрести не в состоянии.