Вы здесь
Дело Америки – делать дело
Отцы-пилигримы в начале 17 века строили на американском континенте новое общество в предвидении того, что в новой стране с ее огромными ресурсами, принадлежащими тем, кто способен их осваивать, человек в процессе труда возродит в себе естественные качества, данные ему Богом, и избавится от пороков Старого Света. В Новом Свете полная свобода от государства и общественных предрассудков приведут к небывалому духовному росту. Через несколько столетий, к 20-м годам прошлого века, идея духовного совершенствования трансформировалась в идею увеличения материальных богатств, и президент Кальвин Кулидж в 1925 году, дал новое определение целям Нового Света - «American business is business», дело Америки делать дело.20-е годы прошлого века называли эпохой Процветания. Исчезла безработица, так как Америка поставляла в разрушенную войной Европу огромный объем своих товаров и получала дивиденды с военных займов европейским странам. Заработная плата американских работников была в несколько раз выше, чем у европейцев. Те же, кто был вовлечен в бизнес, в деловую игру, вкладывал деньги в акции, получали небывалые прежде прибыли. Причем количество внезапно разбогатевших исчислялось уже не тысячами, как в прежние времена, а сотнями тысяч. В борьбу за богатство включились многие слои населения. а первых этапах развития индустриального производства основная масса населения пассивно принимала свою роль как работников, создававших богатства для нескольких сотен «капитанов индустрии». После Первой мировой войны с подъемом американской экономики деловая активность населения резко возросла, появилось множество возможностей, так как расширялся спрос на разнообразные промышленные товары. Увеличивалось количество претендентов, новых предпринимателей и конкурентная борьба стала приобретать все более острые формы.Не только в США, но и на старом континенте, правда, не с такой интенсивностью, также шел рост экономики. В каждой стране экономическая динамика имела свои особые формы, свое идеологическое обоснование, связанное с национальными традициями, национальной историей и политическим устройством.На Западе этот процесс проходил в столкновении экономических интересов различных классов. В Советской же России, это была борьба за власть, так как только принадлежность к ее вертикали давала монополию немногим на владение общенациональным богатством.В 20-е годы все виды и формы общественных отношений стали восприниматься как борьба. Политические лозунги этого времени: советские - «Борьба с классовым врагом», «Борьба с пережитками», «Борьба за повышение труда», «Борьба за высокий урожай», американские - «Конкурентная борьба», «Борьба с бедностью», «Борьба с преступностью». «Моя борьба», так назвал свою программную книгу Адольф Гитлер.В тоталитарных Германии и России политика и экономика были полностью починены государству, конкуренция в экономике была отменена, результаты труда получало и распределяло государство, поэтому население «боролось» не за свои интересы, а за цели, поставленные политической номенклатурой. В США, в условиях экономической демократии, в борьбу за индивидуальное богатство были втянуты все классы, поэтому она отличалась от других стран небывалой в истории широтой и интенсивностью.Теория борьбы всех против всех была сформулирована еще в 17 веке английским философом Джоном Локком, его краткая фраза «каждый сам за себя», - стала квинтэссенцией жизненных постулатов капиталистической эпохи.В 19 веке Дарвин перевел философские и политические идеи Локка на язык науки о человеке, антропологии. В его категориях человек - высшее животное в животном царстве, находящееся в постоянной борьбе за выживание, в которой побеждает сильнейший. Человек произошел от обезьяны, он часть природы, а в природе не существует души, только «воля к жизни». Теория Дарвина обосновала и оправдала борьбу за материальные богатства, конкуренцию, как главную силу эволюции и прогресса. Конкуренция приводит к власти сильных, и только они способны изменять и совершенствовать общество.Точнее и откровеннее Дарвина и Локка о жизни, как борьбе всех против всех, говорил Ницше, который считал, что общество может развиваться только благодаря ставке на сильных, сочувствие к слабым разрушают сами основы жизни, лишает общество динамики, а эксплуатация слабых сильными естественная, органическая функция природы.Идеи Ницше были дискредитированы в общественном мнении тем фактом, что его имя и его философия были взяты на вооружение фашисткой пропагандой, но в практике экономической демократии на принципах, провозглашенных Ницше, строятся многие формы общественных отношений.Американский экономист Грэм Самнер писал в середине 19 века: «У нас есть только две альтернативы – свобода конкуренции, в которой побеждают сильнейшие, что приведет к выживанию всего лучшего и уничтожению худшего, или отсутствие свободы и победа худшего над лучшим».Ал Дунлап, президент SunbeamCorporation, компании, занимающейся высокими технологиями, не философ, он человек практики, а практика подтверждает идеи, высказанные в 19 веке: «Для того, чтобы индустрия была конкурентоспособной, она не должна быть озабочена судьбами людей. Индустрия – это не церковь, школа, колледж или филантропический фонд».Альтернативой конкуренции было сохранение статус-кво христианских нравственных норм, т.е. осуждение борьбы между людьми за улучшение своей жизни, социальная и экономическая пассивность и сохранение многовековой традиции освященной авторитетом церкви - разделение общества на немногочисленную элиту и основную массу населения живущую в вековой нищете. Конкуренция же дает каждому возможность стать победителем, и, хотя, большинство потерпят поражение, в процессе конкуренции будут созданы такие богатства каких не знала человеческая история, и часть этих богатств получат и побежденные.Для того, чтобы конкуренция была эффективной, общество должно распрощаться с традиционной христианской этикой «все люди - братья». Материальное богатство создает не мораль, оно возникает в процессе ожесточенной конкурентной борьбы. Если соблюдать библейскую заповедь о всеобщем братстве, то нужно отдать значительную часть созданных ценностей слабым, неимущим, больным, неспособным участвовать в процессе производства, что неизбежно приведет замедлению экономического роста.Те же, кто неприспособлен к условиям, в которые ставит работника индустриальное производство, должны быть выброшены из игры, они становятся излишним, тормозящим движение балластом - это неизбежная плата за материальное процветание всего остального общества.Протестантизм, из которого вырос капитализм, видел в конкурентной борьбе, в которой побеждает сильнейший, божественное предначертание - победитель получает право на вход в царствие небесное. «Победитель (в конкурентной борьбе) получает не только богатство, он получает билет в рай», - писал Алексис Токвиль о слиянии морали протестантизма с моралью бизнеса.Джон Морган, создатель банковской системы Америки, был одним из победителей. Он был человеком глубоко религиозным, на свои средства строил церкви и выступал в них с воскресными проповедями. В одной из бесед с прихожанами он произнес одну из наиболее известных своих сентенций: «Я ничего не должен обществу. Свои деньги я получил от Бога». Моргана недаром называли бароном–грабителем, он сделал свои деньги на финансовых махинациях, оставив своих партнеров по бизнесу нищими, и получил свой «билет в рай».Марк Твен, имея в виду великого финансиста Моргана, писал об источнике его богатств: «Это деньги ленивых, неудачников и невежд, которые ему доверились».Перед началом Гражданской войны Морган купил 5 тысяч сломанных ружей, хранившихся в арсенале нью-йоркского гарнизона, по $3 за штуку, и продал их по $22 в Виржинии, где тогда шли активные военные действия и армии Севера срочно требовалось оружие. Одним росчерком пера он «заработал» около четверти миллиона долларов. Когда выяснились детали этой сделки, тогда Морган и произнес в свою защиту ставшей знаменитой фразу: «Свои деньги я получил от Бога».Свои деньги Морган получил от государства, отдавшего ему часть доходов всего общества, и это не единственный, но наиболее емкий источник, на базе которого создаются богатства крупными корпорациями и организациями. Так было во времена Моргана, также это происходит и сегодня. Правда, барон-грабитель Морган был осужден общественным мнением. Сегодня же в этой сфере произошел значительный прогресс, передача общественных средств корпорациям узаконена.Когда-то Маркс говорил о прибавочной стоимости, как главной причине концентрации богатств в руках предпринимателей. В 20 веке экономическая наука выдвинула другой тезис - богатство является результатом использования новых машин, новой техники, новых методов производства. Бизнес организует труд многих людей, получающих средства к существованию, поэтому большая часть результатов их труда законно