Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Дело Америки – делать дело

Разделы: 

От­цы-пил­иг­ри­мы в на­ча­ле 17 ве­ка строи­ли на аме­ри­кан­ском кон­ти­нен­те но­вое об­ще­ст­во в пред­ви­де­нии то­го, что в но­вой стра­не с ее ог­ром­ны­ми ре­сур­са­ми, при­над­ле­жа­щи­ми тем, кто спо­со­бен их ос­ваи­вать, че­ло­век в про­цес­се тру­да воз­ро­дит в се­бе ес­те­ст­вен­ные ка­че­ст­ва, дан­ные ему Бо­гом, и из­ба­вит­ся от по­ро­ков Ста­ро­го Све­та. В Но­вом Све­те пол­ная сво­бо­да от го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­вен­ных пред­рас­суд­ков при­ве­дут к не­бы­ва­ло­му ду­­хо­в­­ному рос­ту. Че­рез не­сколь­ко сто­ле­тий, к 20-м го­дам про­шло­го ве­ка, идея ду­хов­но­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния транс­фор­ми­ро­ва­лась в идею увеличения материальных богатств, и пре­зи­дент Каль­вин Ку­лидж в 1925 го­ду, дал но­вое оп­ре­де­ле­ние це­лям Но­во­го Све­та - «American business is business», де­ло Аме­ри­ки де­лать де­ло.20-е го­ды прошлого века называли эпо­хой Про­цве­та­ния. Ис­чез­ла без­ра­бо­ти­ца, так как Аме­ри­ка по­став­ля­ла в раз­ру­шен­ную вой­ной Ев­ро­пу ог­ром­ный объ­ем сво­их то­ва­ров и по­лу­ча­ла ди­ви­ден­ды с во­ен­ных зай­мов ев­ро­пей­ским стра­нам. За­ра­бот­ная пла­та аме­ри­кан­ских ра­бот­ни­ков бы­ла в не­сколь­ко раз вы­ше, чем у ев­ро­пей­цев. Те же, кто был во­вле­чен в биз­нес, в де­ло­вую иг­ру, вкла­ды­вал день­ги в ак­ции, по­лу­ча­ли не­бы­ва­лые пре­ж­де при­бы­ли. При­чем ко­ли­че­ст­во вне­зап­но раз­бо­га­тев­ших ис­чис­ля­лось уже не тысячами, как в преж­ние вре­ме­на, а сотнями тысяч. В борь­бу за бо­гат­ст­во вклю­чи­лись мно­гие слои на­се­ле­ния. а пер­вых эта­пах раз­ви­тия ин­ду­ст­ри­аль­но­го про­из­вод­ст­ва ос­нов­ная мас­са на­се­ле­ния пас­сив­но при­ни­ма­ла свою роль как ра­бот­ни­ков, соз­да­вав­ших бо­гат­ст­ва для не­сколь­ких со­тен «ка­пи­та­нов ин­ду­ст­рии». По­сле Первой ми­ро­вой вой­ны с подъ­е­мом аме­ри­кан­ской эко­но­ми­ки де­ло­вая ак­тив­ность на­се­ле­ния рез­ко воз­рос­ла, поя­ви­лось мно­же­ст­во воз­мож­но­стей, так как рас­ши­рял­ся спрос на раз­но­об­раз­ные про­мыш­лен­ные то­ва­ры. Уве­ли­чи­ва­лось ко­ли­че­ст­во пре­тен­ден­тов, но­вых пред­при­ни­ма­те­лей и кон­ку­рент­ная борь­ба ста­ла при­об­ре­тать все бо­лее ост­рые фор­мы.Не толь­ко в США, но и на ста­ром кон­ти­нен­те, прав­да, не с та­кой ин­тен­сив­но­стью, так­же шел рост эко­но­ми­ки. В ка­ж­дой стра­не эко­но­ми­че­ская ди­на­ми­ка име­ла свои осо­бые фор­мы, свое идео­ло­ги­че­ское обос­но­ва­ние, свя­зан­ное с на­цио­наль­ны­ми тра­ди­ция­ми, на­цио­наль­ной ис­то­ри­ей и по­ли­ти­че­ским уст­рой­ст­вом.На За­па­де этот про­цесс про­хо­дил в столк­но­ве­нии эко­но­ми­че­ских ин­те­ре­сов раз­лич­ных клас­сов. В Со­вет­ской же Рос­сии, это бы­ла борь­ба за власть, так как толь­ко при­над­леж­ность к ее вер­ти­ка­ли да­ва­ла мо­но­по­лию не­мно­гим на вла­де­ние об­ще­на­цио­наль­ным бо­гат­ст­вом.В 20-е годы все ви­ды и фор­мы об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний ста­ли вос­при­ни­мать­ся как борь­ба. По­ли­ти­че­ские ло­зун­ги этого времени: со­вет­ские - «Борь­ба с клас­со­вым вра­гом», «Борь­ба с пе­ре­жит­ка­ми», «Борь­ба за по­вы­ше­ние тру­да», «Борь­ба за вы­со­кий уро­жай», аме­ри­кан­ские - «Кон­ку­рент­ная борь­ба», «Борь­ба с бед­но­стью», «Борь­ба с пре­ступ­но­стью». «Моя борь­ба», так на­звал свою про­грамм­ную кни­гу Адольф Гит­лер.В тоталитарных Гер­ма­нии и Рос­сии по­ли­ти­ка и эко­но­ми­ка были полностью починены государству, конкуренция в экономике была отменена, результаты труда получало и распределяло государство, поэтому население «боролось» не за свои интересы, а за цели, поставленные по­ли­ти­че­ской но­менк­ла­ту­рой. В США, в ус­ло­ви­ях экономической де­мо­кра­тии, в борьбу за индивидуальное богатство бы­ли втя­ну­ты все классы, поэтому она от­ли­ча­лась от дру­гих стран небы­­ва­ло­й в ис­то­рии широтой и ин­тен­сив­но­стью.Тео­рия борь­бы всех про­тив всех бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на еще в 17 ве­ке анг­лий­ским фи­­­­­­­л­­о­­софом Джо­ном Лок­ком, его крат­кая фра­за «ка­ж­дый сам за се­бя», - ста­ла квинт­эс­сен­ци­ей жиз­нен­ных по­сту­ла­тов капиталистической эпохи.В 19 ве­ке Дар­вин пе­ре­вел фи­ло­соф­ские и по­ли­ти­че­ские идеи Лок­ка на язык нау­ки о че­ло­ве­ке, ан­тро­по­ло­гии. В его ка­те­го­ри­ях че­ло­век - выс­шее жи­вот­ное в жи­вот­ном цар­ст­ве, на­хо­дя­щее­ся в по­сто­ян­ной борь­бе за вы­жи­ва­ние, в ко­то­рой по­бе­ж­да­ет силь­ней­ший. Че­ло­век про­изо­шел от обезь­я­ны, он часть при­ро­ды, а в при­ро­де не су­ще­ст­ву­ет ду­ши, толь­ко «во­ля к жиз­ни». Тео­рия Дар­ви­на обос­но­ва­ла и оп­рав­да­ла борь­бу за ма­те­ри­аль­ные бо­гат­ст­ва, кон­ку­рен­цию, как глав­ную си­лу эво­лю­ции и про­грес­са. Кон­ку­рен­ция при­во­дит к вла­сти силь­ных, и толь­ко они спо­соб­ны из­ме­нять и со­вер­шен­ст­во­вать об­ще­ст­во.Точ­нее и от­кро­вен­нее Дар­ви­на и Лок­ка о жиз­ни, как борь­бе всех про­тив всех, го­во­рил Ниц­ше, ко­то­рый счи­тал, что об­ще­ст­во мо­жет раз­ви­вать­ся толь­ко бла­го­да­ря став­ке на силь­ных, со­чув­ст­вие к сла­бым раз­ру­ша­ют са­ми ос­но­вы жиз­ни, ли­ша­ет об­ще­ст­во ди­на­ми­ки, а экс­плуа­та­ция сла­бых силь­ны­ми естественная, ор­га­ни­че­ская функ­ция природы.Идеи Ниц­ше бы­ли дис­кре­ди­ти­ро­ва­ны в об­ще­ст­вен­ном мне­нии тем фак­том, что его имя и его фи­ло­со­фия бы­ли взя­ты на воо­ру­же­ние фа­ши­ст­кой про­па­ган­дой, но в прак­ти­ке эко­но­ми­че­ской де­мо­кра­тии на прин­ци­пах, про­воз­гла­шен­ных Ниц­ше, стро­ят­ся мно­гие фор­мы об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний.Аме­ри­кан­ский эко­но­мист Грэм Сам­нер пи­сал в се­ре­ди­не 19 ве­ка: «У нас есть толь­ко две аль­тер­на­ти­вы – сво­бо­да кон­ку­рен­ции, в ко­то­рой по­бе­ж­да­ют силь­ней­шие, что при­ве­дет к вы­жи­ва­нию все­го луч­ше­го и унич­то­же­нию худ­ше­го, или от­сут­ст­вие сво­бо­ды и по­бе­да худ­ше­го над луч­шим».Ал Дун­лап, пре­зи­дент SunbeamCorporation, ком­па­нии, за­ни­маю­щей­ся вы­со­ки­ми тех­но­ло­гия­ми, не фи­ло­соф, он че­ло­век прак­ти­ки, а прак­ти­ка под­твер­жда­ет идеи, вы­ска­зан­ные в 19 ве­ке: «Для то­го, что­бы ин­ду­ст­рия бы­ла кон­ку­рен­то­спо­соб­ной, она не долж­на быть оза­бо­че­на судь­ба­ми лю­дей. Ин­ду­ст­рия – это не цер­ковь, шко­ла, кол­ледж или фи­лан­тро­пи­че­ский фонд».Аль­тер­на­ти­вой кон­ку­рен­ции бы­ло со­хра­не­ние ста­тус-кво хри­сти­ан­ских нрав­ст­вен­ных норм, т.е. осу­ж­де­ние борь­бы ме­ж­ду людь­ми за улуч­ше­ние сво­ей жиз­ни, со­ци­аль­ная и эко­но­ми­че­ская пас­сив­ность и со­хра­не­ние мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ции ос­вя­щен­ной ав­то­ри­те­том церк­ви - раз­де­ле­ние об­ще­ст­ва на не­мно­го­чис­лен­ную эли­ту и ос­нов­ную мас­су на­се­ле­ния жи­ву­щую в ве­ко­вой ни­ще­те. Кон­ку­рен­ция же да­ет ка­ж­до­му воз­мож­ность стать по­бе­ди­те­лем, и, хо­тя, боль­шин­ст­во по­тер­пят по­ра­же­ние, в про­цес­се кон­ку­рен­ции бу­дут соз­да­ны та­кие бо­гат­ст­ва ка­ких не зна­ла че­ло­ве­че­ская ис­то­рия, и часть этих бо­гатств по­лу­чат и по­бе­ж­ден­ные.Для то­го, что­бы кон­ку­рен­ция бы­ла эф­фек­тив­ной, об­ще­ст­во долж­но рас­про­щать­ся с тра­ди­ци­он­ной хри­сти­ан­ской эти­кой «все лю­ди - бра­тья». Материальное бо­гат­ст­во создает не мо­раль, оно возникает в про­цес­се ожес­то­чен­ной кон­ку­рент­ной борь­бы. Ес­ли со­блю­дать биб­лей­скую за­по­ведь о все­об­щем брат­ст­ве, то нуж­но от­дать зна­чи­тель­ную часть соз­дан­ных цен­но­стей сла­бым, не­иму­щим, боль­ным, не­спо­соб­ным уча­ст­во­вать в про­цес­се про­из­вод­ст­ва, что не­из­беж­но при­ве­дет за­мед­ле­нию эко­но­ми­че­ско­го рос­та.Те же, кто не­­­­­­­­­­­­­­п­­­р­­­и­­­­­­сп­­о­с­об­лен к ус­ло­ви­ям, в ко­то­рые ста­вит ра­бот­ни­ка ин­ду­ст­ри­аль­ное про­из­вод­ст­во, долж­ны быть вы­бро­ше­ны из иг­ры, они ста­но­вят­ся из­лиш­ним, тор­мо­зя­щим дви­же­ние бал­ла­стом - это не­из­беж­ная пла­та за ма­те­ри­аль­ное про­цве­та­ние все­го остального об­ще­ст­ва.Про­тес­тан­тизм, из которого вырос капитализм, ви­дел в кон­ку­рент­ной борь­бе, в ко­то­рой по­бе­ж­да­ет силь­ней­ший, бо­же­ст­вен­ное пред­на­чер­та­ние - по­бе­ди­тель по­лу­ча­ет пра­во на вход в цар­ст­вие не­бес­ное. «По­бе­ди­тель (в кон­ку­рент­ной борь­бе) по­лу­ча­ет не толь­ко бо­гат­ст­во, он по­лу­ча­ет би­лет в рай», - пи­сал Алек­­­си­с То­­­­­к­ви­ль о слия­нии мо­ра­ли про­тес­тан­тиз­ма с мо­ра­лью биз­не­са.Джон Мор­ган, соз­да­тель бан­ков­ской сис­те­мы Аме­ри­ки, был од­ним из по­бе­ди­те­лей. Он был че­ло­ве­ком глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­ным, на свои сред­ст­ва стро­ил церк­ви и вы­сту­пал в них с вос­крес­ны­ми про­по­ве­дя­ми. В одной из бесед с прихожанами он произнес одну из наи­бо­лее из­вест­ных своих сен­тен­ций: «Я ни­че­го не дол­жен об­ще­ст­ву. Свои день­ги я по­лу­чил от Бо­га». Мор­­­­г­ана недаром называли ба­ро­ном–гра­би­те­лем, он сде­лал свои день­ги на фи­нан­со­вых ма­хи­на­ци­ях, ос­та­вив сво­их парт­не­ров по биз­не­су ни­щи­ми, и по­лу­чил свой «би­лет в рай».Мар­к Тве­н, имея в виду великого финансиста Моргана, писал об источнике его бо­гатств: «Это день­ги ле­ни­вых, не­удач­ни­ков и не­­­ве­ж­д, ко­то­рые ему до­ве­ри­лись».Пе­ред на­ча­лом Гра­ж­дан­ской вой­ны Мор­ган ку­пил 5 ты­сяч сло­ман­ных ру­жей, хра­нив­ших­ся в ар­се­на­ле нью-йорк­ско­го гар­ни­зо­на, по $3 за шту­ку, и про­дал их по $22 в Вир­жи­нии, где то­гда шли ак­тив­ные во­ен­ные дей­ст­вия и ар­мии Се­ве­ра сроч­но тре­бо­ва­лось ору­жие. Од­ним рос­чер­ком пе­ра он «за­ра­бо­тал» око­ло чет­вер­ти мил­лио­на дол­ла­ров. Ко­гда вы­яс­ни­лись де­та­ли этой сдел­ки, то­гда Мор­ган и про­из­нес в свою за­щи­ту став­шей зна­ме­ни­той фра­зу: «Свои день­ги я по­лу­чил от Бо­га».Свои день­ги Мор­ган по­лу­чил от го­су­дар­ст­ва, отдавшего ему часть доходов все­го об­ще­ст­ва, и это не един­ст­вен­ный, но наи­бо­лее ем­кий ис­точ­ник, на ба­зе ко­то­ро­го соз­да­ют­ся бо­гат­ст­ва круп­ны­ми кор­по­ра­ция­ми и ор­га­ни­за­ция­ми. Так бы­ло во вре­ме­на Мор­га­на, так­же это про­ис­хо­дит и се­го­дня. Прав­да, ба­рон-гра­би­тель Мор­ган был осу­ж­ден об­ще­ст­вен­ным мне­ни­ем. Се­го­дня же в этой сфе­ре про­изо­шел зна­чи­тель­ный про­гресс, пе­ре­да­ча об­ще­ст­вен­ных средств кор­по­ра­ци­ям уза­ко­не­на.Когда-то Маркс го­во­рил о при­ба­воч­ной стои­мо­сти, как глав­ной при­чи­не кон­цен­тра­ции бо­гат­ст­в в ру­ках пред­при­ни­ма­те­лей. В 20 ве­ке эко­но­ми­че­ская нау­ка вы­дви­ну­ла дру­гой те­зис - бо­гат­ст­во яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том ис­­­по­л­­ь­­­зо­­ва­ни­я но­вых ма­шин, но­вой тех­­­­н­ики, но­вых ме­то­дов про­из­вод­ст­ва. Биз­нес ор­га­ни­зу­ет труд мно­гих лю­дей, по­лу­чаю­щих сред­ст­ва к су­ще­ст­во­ва­нию, по­это­му боль­шая часть ре­зуль­та­тов их тру­да законно