Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века

Гуманизм в воспроизводстве социального

Разделы: 

Гуманизм
в воспроизводстве социального

 

 

М.П. Бузский

Одной
из заметных тенденций современного
общества выступает своеобразное
размывание социального как особой
«ткани», или «субстрата»
общественной жизни. Однако это происходит
как бы латентно и не вызывает особого
беспокойства из-за явно заниженного
статуса социального и его роли в жизни
общества. Сегодня не только не существует
какой-либо общепризнанной интерпретации
социального, выведенной из согласованных
и принятых оснований, но и явно
недооценивается его роль в воспроизводстве
целостного человека, в преодолении
технократизма, в ограничении воздействия
овеществленных процессов на само
пространство экзистенциально-смыслового
бытия человека, в самом осуществлении
исторического процесса.

Человек и деньги - есть ли свобода выбора?

Разделы: 

Человек
и деньги — есть ли свобода выбора
?

С.Г.
Болинова
аспирантка
Нижегородского
государственного
педагогического
университета

Сегодня,
когда деньги стали претендовать на
ведущую роль в развитии цивилизации и
культуры, одной из актуальных проблем
становится соотношение в человеке
духовного и биологического начал.
Двойственность и противоречивая природа
денег отражается на существовании
личности, где само бытие человека
оказалось раздвоенным. С одной стороны,
постоянное стремление к идеальным
способам существования, к реализации
своей духовности является необходимым
условием сохранения человеческого
существа. С другой стороны, естественная
необходимость удовлетворять свои
утилитарные потребности и обустраивать
физическое существование составляют
предметно-эмпирическое измерение бытия,
без которого невозможна достойная
человеческая жизнь. При этом особое
значение приобретает проникновение
экономического фактора на все уровни
человеческого бытия, начиная от обыденного
мышления и заканчивая официальной
идеологией. Меняется общественная
психология; интенциональность сознания
приобретает экономический характер,
происходит становление новой «денежной»
ментальности.

Культурно-поведенческий стереотип

Разделы: 

Культурно-поведенческий стереотип как маркер феноменов общественного сознания

Г.Ю. Беляев
к.п.н., центр теории воспитания
Института теории и истории педагогики РАО

Предмет воспитания как общественного явления — эстафета поколений, формирование и становление новых поколений, вводимых в полноценный и полноправный контекст культурной традиции.

Под культурой (следуя общекультурной традиции Нового Времени 17-20 веков н.э.) условимся понимать сферы общественной жизнедеятельности, постоянно воспроизводящие ту или иную картину мира, определенные образы мира в сознании и поведении людей, так сказать, «способы жить», взаимодействовать друг с другом, с миром природы согласно определенным обычаям, устоям, правилам, нормам, законам, ритуалам, заповедям.

Известно, что в парадигме современной науки для всех систем живой природы выявлены два канала передачи информации.

О некоторых гуманистических аспектах экономики

Разделы: 

О
некоторых гуманистических аспектах
экономики

Е.А.
Бельцева
к.
ф.н., доцент кафедры философии
Вятского
социально-экономического института
г.
Киров

Актуальность
проблемы исследования экономического
воспитания в современных условиях рынка
обусловлена процессами коренных
преобразований в ведущих сферах
общественной жизни, а именно гуманизации
и гуманитаризации. Большая часть наших
сограждан ещё не усвоила, и, соответсвенно,
не может внедрить в жизнь законы рыночной
экономики. При социализме основным
доходом была заработная плата, которую
потом и расходовала семья. Новые
экономические условия привели к глубокому
кризису, к хроническому «дефициту»
человечности, к отсутствию понимания
между людьми, к изменению ценностной
ориентации в сторону материальных благ.

Философско-нравственный аспект гуманизма и его выражение в ХХI веке

Разделы: 

Философско-нравственный
аспект гуманизма и его выражение в ХХI
веке

 

К.К.
Бегалинова
д.ф.н.,
профессор, член-корреспондент АЕН,
заведующая
кафедрой социально-гуманитарных
дисциплин
Семипалатинской
государственной медицинской академии

У.К.
Альжанова
к.ф.н.,
доцент, профессор
Семипалатинской
государственной медицинской академии
Республика
Казахстан

Гуманизм
как понятие и способ бытия человека,
возникнув в эпоху Возрождения, проходит
через всю историю человечества,
трансформируясь в новый способ своего
выражения в ХХ1 веке. Этимологический
смысл этого слова «человечность»,
«человеческие отношения». Фактически
содержание и смысл этого понятия намного
глубже и значительнее. Речь идёт о
сущности человека и общества, о сущности
межличностных отношений. Их нельзя
свести только к узкому этикету, уважению,
внимательности, скромности и т.д.

Общественный субъект в контексте диалектики

Разделы: 

Общественный
субъект в контексте диалектики
сознательного и бессознательного

Т.И.
Бармашова
к.
ф
.н.,
доцент кафедры философии
Красноярского
аграрного университета

Как известно,
человеческая активность определяется
не только сознательными, но и
бессознательными формами отражения.
Это касается не только
индивидуально-психологического субъекта,
но и общественного. В зависимости от
того, какой вид отражательной активности
преобладает у субъекта, его можно
характеризовать как социально-зрелый
субъект, отличающийся позитивной
направленностью своей активности в
общественном развитии, или как социально
неразвитый субъект, представляющий
собой удобный объект для манипулирования.

Стратегия опережающего развития гуманистической культуры для мира

Разделы: 

Стратегия
опережающего развития гуманистической
культуры для мира
ХХI
века

Э.В. Баркова

 

В
ряду важнейших определений современного
мира, называемого информационной,
постиндустриальной эпохой или временем
глобализации, отсутствует, как правило,
одно из главных: наше время — время
дефицита гуманизма, радикальное
свертывание его характеристик и
проявлений в пространстве социума.
Между тем, именно эта тенденция приводит
не только к заметному отставанию в
развитии гуманистической культуры, но
и к деструкции, разбалансированию всего
современного мира как развивающейся
системы, к утрате устойчивости его
бытия.

Экзистенциализм - это гуманизм?

Разделы: 

Экзистенциализм
 — это гуманизм?

А.Ю. Байбородов
аспирант
кафедры философии
Пермского
государственного педагогического
университета

Предваряя наше
рассуждение этим вопросом, следует
поставить другой вопрос: может ли
экзистенциализм стать духовным ориентиром
современного человека?

Известно, что
экзистенциальная философия, возникшая
в период между двумя мировыми войнами,
явилась реакцией на социально-политическую
и духовную ситуацию своего времени.
Ныне она фактически уходит в историю,
хотя по большому счёту сохраняет свою
актуальность: по-прежнему остро стоят
вопросы о смысле человеческого бытия
и ценности человеческой жизни, вопросы
личностного самоопределения и выбора.
Это тем более актуально перед лицом
глобальных проблем современности.

Проблемы современной России в литературном творчестве подростков

Проблемы
современной России в литературном
творчестве подростков

С.В. Багоцкий
общество
испытателей природы
г.
Москва

В
сознании многих оппозиционно настроенных
российских граждан немолодого возраста
прочно укоренилась мысль о современных
подростках, как «поколении пепси»,
которому не нужны высокие материи и
которое мечтает лишь о том, чтобы «красиво
разлагаться». Как «там»! Эти
граждане как то не замечают, что их
взгляды на современных подростков очень
трогательно совпадают со взглядами,
бурным и мутным потоком изливающимися
с экрана проклинаемого ими россйского
телевидения.

Логика гуманизма в современном мире

Логика гуманизма в современном мире

В.Л. Афанасьевский
к.ф.н., доцент кафедры философии
Самарской государственной экономической академии

 

На первый взгляд, принцип гуманизма не вызывает никаких сомнений. Но и он может встретить непонимание со стороны представителей как раз гуманитарной общественности. Оказалось, что, во-первых, система ценностей разных обществ может быть так различна, что вызывает, неприятие, казалось бы, универсальных принципов культуры. Во-вторых, интенции культурного развития некоторых обществ привели к таким результатам, что, видимо, настанет необходимость пересмотреть содержание и этого принципа.

Коперниковский поворот современного гуманизма

Разделы: 
Авторы: 

Коперниковский поворот современного гуманизма

В. Арсланов.

 

Исторически гуманизм был открытием мира — и через открытие мира — человека. Почему же мир был закрыт до эпохи гуманизма, и в каком смысле закрыт? Человечество создает не только зрение, но и искусственную слепоту, подобную религиозному мировоззрению. Искусственная слепота часто бывает противоположной стороной великих прозрений человечества: трансцендентное христианское мировоззрение явилось наказанием за великие открытия первоначального христианства — истинной человеческой природы, основание которой — равенство всех людей.

На пути к социальному освобождению Человека

Разделы: 

На
пути к социальному освобождению Человека
(ассоциированное
социальное творчество
versus
либерализм
)

 

А.В.
Бузгалин
д.э.н.,
профессор МГУ им. М.В.Ломоносова,
президент
Фонда «Альтернативы»

Никто
не даст нам избавленья -
Ни
бог, ни царь и ни герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею
собственной рукой.

Информационное письмо

ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Подкомитет
по образованию

Фонд
«Альтернативы»

 

Уважаемые
коллеги!

Сообщаем
Вам, что

в
г. Москве, в Российской государственной
библиотеке,

3-5.
06. 2004

Подписка на RSS - Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века