Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

Разделы: 

24 ноября (четверг) в 19.00

Молодежный университет современного социализма проводит лекции на тему:

 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ

В ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

(из цикла «Философия марксизма»)

лектор: к.б.н. В.С. Фридман

 

Лекция проводится в Библиотеке №50

(ул. Октябрьская, д. 103, корп. 1)

План лекции:

I. Представление об инстинктах в науке о поведении и обыденном представлении. Есть ли инстинкты у человека? А высших обезьян?.. Как это проверить?

 

II. Социальная жизнь позвоночных животных: как её изучают, как делают выводы, что мы о ней знаем сегодня? Этапы (и основные тенденции) эволюции социальной организации, человек как их продолжение и квинтэссенция. Что могут сказать эти исследования об эволюционных корнях человеческого поведения, разума и общества, и что нет? А наоборот?.. (ибо не только «анатомия человека есть ключ к анатомии обезьяны», но в известном смысле и психология тоже).

 

III. «Человек» и «животное»: где провести грань? Разнообразие социальной организации приматов, реконструкция изменений в линии, ведущей к человеку. Идеологические импликации данных приматологии и этологии: кто, как и зачем это делает? Каковы последствия для науки и общества?

 

IV. Объяснительные схемы в исследованиях поведения: эндогенная детерминация («биологизаторство») vs социальное влияние, концептуальные изъяны первой и достоинства второй. Различия между дисциплинами в использовании той и другой схемы: классическая этология vs социобиология и эволюционная психология. Вненаучные влияния на популярность обоих объяснений среди исследователей. «Биологизация» поведения человека и «психологизация» поведения животных как феномен современного общества.

 

V. Интересные изоморфизмы между этологией и социальной психологией (стереотип и рациоморфные процессы вместо инстинктов). Социальная психология господства и равенства. Угнетение, иерархия поддерживающих его факторов: от телесности и среды до социологии и психологии. Борьба с угнетением: социальные механизмы, биологический бэкграунд.

 

VI. Психология интеллекта, её проблемы и парадоксы. Что показывают цифры IQ — интеллект или социализацию? Исследование «наследования интеллекта»: достижения, проблемы, идеологические выводы и социальный заказ. Интеллектуальная акселерация (эффект Флинна), проявление и возможные механизмы.

VII. Психология культуры: индивидуализм vs коллективизм, их способы измерения, формы проявления в оценке себя и общества, последствия для ума, здоровья, других человеческих качеств. Культурно-историческая психология: современное состояние.

 

VIII. Аберрации убеждения и познания у исследователей и «простых обывателей». Нейробиологические и психологические механизмы (когнитивный диссонанс, иллюзорная корреляция и пр.): их социальные детерминанты, способы рационализации и защиты, возможность преодоления.

 

IX. Агрессия, насилие, ненависть и преступность в современном обществе: «биологическая» vs «социальная» интерпретации. Исторический и кросс-культурный подход к их динамике.

 

X. «Происхождение человека» с «Происхождением семьи…» Ф. Энгельса — что подтверждается через 130 лет и что нет?

 

XI. Мозг, личность и психика: кто ответственен за альтруизм-эгоизм, свободу выбора, и связанные с этим эмоции? Кто мыслит и чувствует: мозг или действующее тело? «Нейромания» в развитых странах и её критика. Влияние культуры и структуры деятельности на когнитивные процессы, социальная обусловленность эмоций и др. человеческих качеств.

 

XII. Социальное познание: конструирование «я», «мы», «они» и «чужие». Информационное и эмоциональное влияние на эти процессы. Оценка рисков и выигрышей при принятии решений обычными людьми и экспертами (поведенческая экономика). Системы 1 и 2: социальные регуляторы соотношения между ними. Психология пропаганды и/или резистентности к ней — использование всего вышеперечисленного.

 

XIII. Различия «по принадлежности» (гендерные, национальные, расовые) — отдельная сущность или производные от класса и/или социального статуса? Психобиология гендерной социализации. Нация — естественное образование или социальный конструкт (от популяции к воображаемому сообществу). «Честный расизм», нейросексизм и другие способы как бы научной легитимизации предрассудков.

 

XIV. Обсуждение «естественности» общественных установлений. Биологические «обоснования» эгоизма и альтруизма, равенства-неравенства, свободы-подчинения авторитету, капитализма-социализма — что с ними не так и почему они так популярны сегодня?

 

Сведения о лекторе:

Фридман Владимир Семёнович – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; сооснователь научно-популярного сайта «Социальный компас»; автор многих работ по вопросам орнитологии, этологии, теории эволюции, охраны природы и методологии естествознания, в том числе книг: «Глобальный экологический кризис», «От стимула к символу: сигналы в коммуникации позвоночных», «Логика для биологов» (в соавторстве), «Урбанизация «диких» видов птиц в контексте эволюции урболандшафта» (в соавторстве).

 

Встреча на ст. метро «Марьина роща», в центре зала, в 18.30-18.45

 

Телефоны для справок:

(909)943-90-76 (Дмитрий), (916)597-86-30 (Никита).

Email: muss@orc.ru