Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Интервью о проблеме перехода на двухступенчатую систему образования

Русский

Интервью
о проблеме перехода на двухступенчатую
систему образования для газеты «Акция»

Александр
Бузгалин, зам. пред. Центрального совета
движения «Образование для всех»,
профессор

 

 

Вузам
надо предоставить возможность
самостоятельно определять наиболее
адекватную модель обучения студентов
в диалоге с общественностью. Программа
бакалавров чревата тем, что в ряде
случаев она может быть сокращена до 3
лет, а это практически превращается в
профанацию высшего образования. Да и
четырех лет для многих специальностей
явно недостаточно, чтобы получить
серьезные знания. Магистратура нужна
тем, кто хочет быть педагогом, ученым,
исследователем, аналитиком, хорошим
специалистом. А степень бакалавра для
прикладной работы. Кроме того, такая
система образования с выделением
отдельно бакалавров и магистров в
реальных условиях нашей страны приведет
к необходимости дважды поступать в вуз.
Второй раз сдавать экзамены студентам
придется при поступлении в магистратуру.
На Западе во многих случаях эта ситуация
совершенно иная и вы можете без экзаменов
продолжить обучение. Всё это происходит
из-за того, что мы делаем ряд шагов в
сторону даже от западной системы. У нас
всё дальше идут в сторону ограничения
образования. После
четырех лет обучения в бакалавриате
выпускники, при минимальной возможности
продолжить обучение, не устраиваясь на
работу, как правило, в свои 20-22 года
вынуждены отказываться от продолжения
образования или халтурить в магистратуре,
совмещая учебу с работой в фирме.
И это не потому, что им так хочется
работать, и не потому, что они не хотят
получить магистерскую степень, просто
у них нет достаточных для этого
экономических ресурсов. В результате
3-4-летнее образование станет правилом
для детей, не имеющих богатых родителей
или других спонсоров.

Эта
система закрепляет или, по крайней мере,
очень усиливает существующую сейчас
тенденцию отказа от обучения по
специальностям, дающим фундаментальное
образование, готовящим людей к
преподавательской или научной
деятельности. Студенту нужно только
получить определенный набор знаний,
которые можно выучить и пойти работать
в фирму. Поэтому будет появляться всё
больше людей со средним образованием
(реально незаконченным высшим), людей,
не
способных реализовать свой изначальный
творческий потенциал,
не производящих никаких ноу-хау. И на
выходе мы получим страну третьего мира,
страну индустриального типа. А в западных
постиндустриальных странах прежде
всего ценятся знания, творческий
потенциал, возможность создавать
инновации, а для этого нужно серьезное
полноценное образование. В нашей же
стране
будут массово готовить
средне- и низкоквалифицированных
работников.
Только
элита
будет получать возможность обеспечить
себя и своих детей действительно
качественным образованием. А люди из
бедных семей, которых в России большинство,
получить такое образование не смогут.

Что
же касается образовательного кредита,
то получить его от НИИ РАН или от
периферийного университета, думаю,
абсолютно нереально. Да и в Москве
большая часть студентов
вынуждена после бакалавриата
идти работать, а не продолжать обучение
в магистратуре. Конечно, для нашего
студента было бы замечательно, если бы
его захотел взять любой западный
университет с нашими дипломами и
оценками. Но реалии сделают такой переход
крайне затруднительным.

 

 

 

 

vote_story: 
Vote up!
Vote down!

Points: 0

You voted ‘up’