Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Красное или черное?

Русский
Авторы: 

Красное
или
черное?
или как можно
оздоровить Конкурс песен Сопротивления

опубликовано в газете
«ДАЕШЬ ДРУГОЙ МИР

Л. А. Булавка

11 декабря 2005 г. в Москве проходил
очередной конкурс песен Сопротивления,
который имеет не только свою многолетнюю
историю, но, наверное, и свои достижения
и успехи. Я многое слышала о нем, но
попасть на него удалось лишь в прошлом
году. К сожалению, мне удалось познакомиться
лишь частично с программой этого конкурса
и потому я не берусь оценивать его в
целом. В тоже время, даже то малое, что
мне пришлось услышать, произвело на
меня впечатление достаточно сложное.

С одной стороны, я увидела большой
энтузиазм его организаторов, положивших
немало собственных сил и времени на
проведение этого конкурса, а также
немалую искренность самих исполнителей,
откровенно обеспокоенных судьбами
отечества. Неслучайно концертный зал
был густо заполнен зрителями.

На конкурсе в основном звучали песни,
которые несли в себе интонации не
столько сопротивления, сколько активного
протеста против сегодняшней жизни. И
это вполне понятно. Хотя надо сказать,
что содержание и художественная сторона
современной протестной культуры в целом
 — это вопрос отдельного и специального
обсуждения. На мой взгляд, в ней сегодня
сильно не хватает не только высокого
художественного качества, но и того
света, и той окрыленности, которые были
бы способны вдохновлять людей на
конструктивный и радостный прорыв
к новому будущему
. Кстати, вспомните,
насколько были наполнены этой энергией
радостного созидания как неумелые стихи
революционных полуграмотных поэтов
20-х гг., так и высокое искусство гениального
советского композитора И. Дунаевского.
Почему этого нет сегодня — эта проблема
достаточно сложная, чтобы в ней винить
одних авторов песен.

С другой стороны, на конкурсе прозвучали
и откровенно националистические песни,
если не сказать, черносотенные, что
вызвало нестерпимое отвращение. За
период моего присутствия на концерте
их было две или три. Мне могут возразить:
но ведь эта ложка дегтя в данной бочке
меда слишком мала, чтобы на это обращать
специальное внимание. Но я убеждена,
что даже если бы прозвучала только одна
такая песня с националистическим душком,
то уже одного этого достаточно, чтобы
обсуждать эту проблему принципиально,
тем более что и организаторы, и сами
участники этого конкурса считают его
левым.

Кстати, а на кого в таком случае возлагается
политическая ответственность за
национализм, который проявился на этом
концерте? На оргкомитет? На исполнителей?
На авторов песен? На зрителей? Или такая
проблема вообще не стоит? Кстати, я не
знаю, отреагировал ли оргкомитет публично
на этот национализм, прямо со сцены во
время конкурса и если да, то как?

В любом случае вопросов много, и все
они сводятся к главному — как отделить
красное от черного, не разрушив
самой идеи этого конкурса?

  • Может быть красным разорвать с
    черными и сделать свой конкурс ?
    Но где гарантия, что там опять не появятся
    черные? И вообще кто будет определять
    цвет идейной позиции бардов?

  • А может быть, вообще прикрыть этот
    конкурс? Но у кого есть такое право?
    Кроме того, за все эти годы он сумел
    пустить свои корни и потому его не так
    легко упразднить.

  • Или может быть, сделать вид, что идейного
    различия на конкурсе не было, тем паче,
    что и оправдание есть —  зал действительно,
    был слабо освещен — не все можно
    разглядеть.

Не сразу, но у меня все-таки появилась
идея, как можно оздоровить конкурс.
Суть ее заключается в том, чтобы среди
исполнителей провести идейное
размежевание.

Как это можно сделать? Да. Хотя бы так.

Во-первых, оргкомитет конкурса
должен
официально заявить,
что, несмотря на общность его идейной
позиции жюри, сами исполнители общей
единой платформы не имеют.

Во-вторых, каждый исполнитель,
подавая заявку на участие в конкурсе
должен сам определить свою идейную
(не обязательно политическую) позицию.

Раз участвуешь в конкурсе политической
песни  — неплохо бы разобраться и с
собственными взглядами. А если не хочешь
 — можешь оставаться идейно нейтральным.
Это тоже позиция. На основе всех этих
представленных позиций оргкомитет
выделяет ведущие идейные тенденции
конкурса (условно говоря: красную,
черную, белую)
.

В-третьих. Соответственно программа
фестиваля также формируется на идейной
основе, т.е. имеет три отделения (красное,
черное, белое
). При этом, каждый
исполнитель включается в то отделение
программы, которое соответствует им же
названной позиции.

В каком порядке следуют эти отделения
(красное, черное, белое) -
этот вопрос можно определить «жребием».
Здесь более важным является то, что
песни каждого идейного направления
собраны в один «куст», а
не разбросаны врассыпную по всей
программе. Этот позволит зрителям
составить более целостное представление
о художественном уровне каждого из этих
идейных направлений.

В-четвертых, каждый зритель
перед началом концерта выбирает
программку с тем цветом, который
соответствует уже его идейным взглядам.

Это позволит жюри, да и самим зрителям
при голосовании посредством программки,
понять, как распределились эти три
позиции уже в самом зрительном зале.

В-пятых, после окончания конкурса
(или в какое-то другое время) провести
полемику между бардами всех этих трех
направлений по всем наболевшим вопросам.

Итак, предлагаемая идея модернизации
конкурса песен Сопротивления позволяет:

  • барду осознать свою идейную
    позицию
    , а не находится в идейной
    стихии;

  • всем увидеть художественное лицо
    каждого идейного направления;

  • бардам понять, что есть общее
    между ними и
    в чем их различие
    (идейное и художественное)
    ;

  • зрителю увидеть противоречия между
    художественной и идейной стороной
    каждого исполнителя и каждого отделения
    ;

  • организаторам использовать
    конкурс
    не просто как форму выплеска
    социальных эмоций, но в первую очередь
     — как трибуну идейно-художественной
    полемики;

  • ведущим отделений взять на себя
    личную ответственность за идейную
    позицию и художественное «лицо»
    своего направления;

  • всем участникам конкурса расставить
    точки над i
    в своем творчестве.

В любом случае эта модель позволит
сохранить то лучшее, что есть в идее
этого конкурса и в тоже время развести
красную, черную и белую позицию в
разные стороны, а не смешивать их, как
это было прежде. Ибо смешение именно
этих цветов как раз и дает коричневый
тон, который, не только дискредитирует
левые проекты, но что страшнее -
превращает их в правые.