Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Новая деградация

Русский

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ

ВЦИОМ опубликовал данные об изменении интереса граждан России к научному знанию и научным достижениям. И оказалось, что если в 2007 году новые достижения в науке и технике интересовали 68 % граждан, то сегодня они интересны 54 % – падение на треть. Соответственно, эти вопросы были неинтересны 24 %, сегодня – 43 %.

Вообще, падение интереса к науке и связанных с ней ожиданий – это, с одной стороны, свидетельство кризиса рационального знания и открытости всему иррациональному – мистике, суевериям, обскурантизму. На этом фоне оказывается, что 58 % россиян верят в приметы. Пять лет назад, в 2006 году их было 54 %.

С другой стороны, это всегда отражение некоего жизненного пессимизма. Когда человек чувствует, что живет хорошо, он оптимистичен, верит в свои силы, свой разум, свою способность рационального и успешного действия. Когда он сталкивается с ухудшением ситуации, которое для него непонятно и необъяснимо, когда чувствует себя подвластным чему-то им неосознаваемому, он не верит ни в свои силы, ни в способность рационального действия, ни в разум и науку в целом.

В одном случае он чувствует себя хозяином мира, верит, что его разум и наука – надежные спутники и инструменты его жизненного успеха. В другом он воспринимает себя как нечто ничтожное по отношению миру, который предстает перед ним как враждебный, всесильный и непонятный, свой разум – как ненадежный и бессильный, а науку – как нечто несущественное и не дающее надежных рецептов и орудий во взаимоотношении с этим враждебным миром.

Причем, даже в той степени, в которой интерес к науке и ее достижениям сохранился, он в первую очередь касается двух позиций: технических достижений, где он даже вырос с 34 % до 43 % (среди тех, кто вообще сохранил интерес к науке и технике), и интернет-технологий, где он тоже вырос с 15 % до 24 %.

Само по себе это было бы неплохо, но на фоне чрезвычайно низкого интереса к тому, что лежит в основе технических достижений – физике (7 %), математике (5 %), химии (4 %), получается, что это интерес не к научно-техническим достижениям как таковым. Это интерес к своего рода бытовым игрушкам, основанным на новых технологиях: полуигровым возможностям мобильной связи, развлечениям и играм. Лучшее качество кино, лучшее качество воспроизведения музыки – то есть технические достижения интересны не как развитие возможностей человека в его отношениях с миром, а как развитие потребления и разнообразие досуга. Если наука и техника в свою классическую эпоху волновали человека, в первую очередь, с точки зрения того, что он теперь в состоянии сделать, то сегодня они оказываются интересны с точки зрения того, как он может себя развлечь.

Все еще высок интерес к достижениям медицины, но и он заметно упал: с 44 % в 2007 году до 40 % в 2011. Интерес к медицине естественен – это вопрос здоровья и жизни. Но падение его за несколько лет на десятую часть означает, что люди теряют надежду на способность этой науки оказать им реальную помощь и чувствуют усугубление своих личных и семейных проблем, связанных с этой сферой. Это также означает, что в реальной жизни медицинская помощь становится все дороже, а конституционно гарантированное бесплатное здравоохранение – все более формальным и выхолощенным.

Что же касается физики, химии и биологии, то интерес к ним падает не только у населения. Он падает у тех, кто должен заниматься организацией образования в стране. Если министерство образования оглашает и уже реализует превращение физики и химии в необязательные предметы, то откуда может взяться интерес к ним у тех, кому свое презрение к этим наукам демонстрирует сама власть?

Интерес к экономическим наукам упал с 13 % до 9 %, то есть в полтора раза. Что в известной степени говорит об отношении к ныне известным экономистам. Само слово «экономист» все больше начинает ассоциироваться со словом «шарлатан». И дело здесь даже не в том, что интерес к экономике невысок, а в том, что он стремительно падает. И на сегодня он более чем в три раза ниже интереса и доверия к астрологии – 30 %.

18 % россиян пока еще сохраняют интерес к астрономии и изучению космоса, как и в 2007 году.

Но, если в 2007 году, отвечая на вопрос о том, кого они могут назвать среди выдающихся отечественных ученых, 10 % называли имя Сергея Королева, то сегодня его назвали в пять раз меньше – 2 % населения. И это не за счет того, что кого-то ценить стали больше: с 8 % до 7 % упали показатели Жореса Алферова, с 6 % до 3 % – Капицы. Курчатова и Велихова называет вообще по 1 %, да и остальных столько же или меньше.

Власть воспринимает систему образования – и школы, и вузы, и все им сопутствующее – как некое обременение. Зачем оно существует – непонятно. При этом еще и денег требует. Дать – жалко, совсем не давать – неприлично.

Само знание перестает быть ценностью и приоритетом. Учеба уже ни на что не влияет. При самой лучшей подготовке и том же «красном» дипломе талантливый студент может не получить хорошего места, потому что работодатели предпочтут троечника со стажем работы отличнику без него.

Уже с начала учебы студент без подработки не только не может обеспечить свое физическое существование (если не имеет относительно обеспеченных родителей), но и становится перед выбором: то ли учиться с усердием и не получить по окончании хорошей работы, то ли работать в ущерб учебе, зато после защиты диплома уже иметь двух-трехлетний опыт работы.

Школьник не учится в школе – он зубрит ответы на вопросы, которые помогут ему при сдаче ЕГЭ. Ему не нужно знание – ему нужно сдать единый госэкзамен и забыть его, как страшный сон.

Неудивительно, что в таких условиях интерес к науке умирает.

http://www.novopol.ru/-novaya-degradatsiya-text98453.html

vote_story: 
Vote up!
Vote down!

Points: 0

You voted ‘up’

Комментарии

Аватар пользователя severo53

Карасёв Вячеслав


Чтобы государство существовало, оно должно заниматься расширенным воспроизводством общества,


в том числе воспроизводством образованной, здоровой нации. Расширенным, то есть на новом качественном уровне.


Если государство не занимается (или недостаточно занимается) ни расширенным, ни даже простым воспроизводством,


то тем самым оно ослабляет опоры, на которых само и существует.