Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Общество производительного знания

Разделы: 

Введение

В настоящей статье  даётся итог серии статей по идеологии творческого класса. Предлагается  описание закономерностей развития   общества  знания. Запад внедряет знания интенсивнее чем Россия и этим достигает превосходство. Статья предназначена для раскрытия  возможностей преобразования России в общество знания экономического типа.  Для интенсивного роста производительных сил России необходимо,  как говорил А.А. Зиновьев, «переумнеть» Запад, а для этого необходимо понять знание как основную производительную силу общества.

1.    Общество обучение и общество знания

О значении теории знания 25.07.2013 на сайте   narodsobor.ru   Сергей Глазьев   написал статью «Сделать знание силой. Правильная теория — необходимое условие достижения целей развития экономики» [[1]].

Знания становятся ключевым фактором в международном экономическом превосходстве стран, основой эффективности политических решений.

По мнению экспертов ООН, экономика знаний — это экономика, в которой знания создаются, распространяются и используются для обеспечения хозяйственного роста и международной конкурентоспособности страны. В докладе ЮНЕСКО “К обществам знания”(2005 год)  [[2]] дана концепция постоянной потребности обучения в течение жизни. Она  связывается с понятием “обучающееся общество” (leаrning society), введение которого   относится  к работам Р. Хатчинса (1968 год) и Т. Хусена (1974 год).  

Современную  экономику все чаще стали называть «новой», «умной», «интеллектуальной», «инновационной», «информационной». Но все же, наиболее частое ее обозначение — экономика, основанная на знаниях (в  переводе с английского : knowledgebaseld economy). Это понятие было введено в научный оборот еще в начале 60-х годов XX века, но широкое распространение получило уже в конце 90-х годов.

В  книге П. Друкера “Эпоха разрыва” (1968 год) даётся описание “образованного общества” (educated society). Это описание   содержит сформулированные представления об опережающем обучении и непрерывном образовании.

Доктор географических наук Максаковский В.П.  в книге «Экономика  знаний»   предложил  такие  составляющие экономики знаний:

«Первая – образование, вторая — высокий уровень развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, третья — высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий.» [ [3]] Но, даже выполнив все три вышеописанные условия Максаковского В.П.  , учёный в России вынужден существовать за счет выращивания картошки. Существующие теории так называемого «общества знания»   описывают “общество обучения”. 

Образование общества является составляющей частью социологии общества, в которую так же входят здравоохранение, система оплаты труда, культура и прочее. В свою очередь  социология общества,  философия и политическая экономия  входят  составными частями в экономику общества. Таким образом, экономика обучения является только частью экономики общества знания.

 «Значительна вероятность того, — говорил П. Друкер, — что великие новые “измы” завтрашнего дня будут являться идеологиями относительно знаний» [[4], с. 248, 346, 348].

2.    Общество  капитала

Все общественные теории посвящены росту богатства  общества. Общая теория общества знания представлена в книге «Социал» [[5]]. Принцип названия общество знания связан с тем, что по этой теории  знание является главной производительной силой общества, которая создаёт прибавочную стоимость.

Имеется несколько теорий  прибавочной стоимости: при рабовладении  сила капитала определяется стоимостью рабов, в марксизме – трудом рабочего, при капитализм – производительным капиталом, при феодализме – производительной силой земли, в обществе знания  -  силой  знания ( смотри  статью «Формула социализма»).

В чём  заключается противостояние общества знания и общества капитала?

Анализируя общественное производство,    К. Маркс отмечал: «Прибавочный труд вообще,  как труд сверх  меры  данных потребностей, всегда должен существовать»  [[6]]. Раз существует прибавочный труд, то существует прибавочный продукт. Стоимость  прибавочного продукта представляет собой прибавочную стоимость. Если прибавочная стоимость есть, то она должна   перераспределения в обществе по определённому закону. Измерить непосредственно прибавочную стоимость невозможно, но можно установить способ её перераспределения  между предприятиями общества. Основной способ перераспределения —  по величине затраченной главной производительной силы общества.  В настоящее время эта сила общества измеряется величиной затраченного капитала. А что такое капитал? Капитал по Марксу – это стоимость, которая приносит прибавочную стоимость.   

Современные теории прибавочной стоимости в большинстве своём представляют собой  теории производительного капитала. На пример, по теории капитализма прибыль прямо пропорциональна  затратам   капитала И,  если есть начальные  прибыль  — П1 , затраты капитала  — И1  и конечные  затраты капитала — И2 , то конечная прибыль  П2 определяется по формуле 1:

П2 = П1 х И2 /И1           (1)

Или                                  П2 = р х И2

Где: р – норма прибыли.

Это закон  средней нормы прибыли общества капитала: равная прибыль на равный капитал.

3.    Общество  знания

Экономической предпосылкой проявления силы знания в обществе является  государственная собственность на средства производствав виде государственного капитализма. Государственный собственность характеризуется в современном мире тем, что  достаточная часть   (до 35 %  ) собственности находится  под   управлением государства. Это происходит исторически неизбежно, как показал  В. И. Ленин в статье «Карл Маркс»: «Обобществление производства  не может не привести к переходу средств производства в собственность общества…» [[7]]. Особенностью государственной собственности является её принадлежность всему обществу, то есть каждому члену общества.  В связи с этим всеобщая собственность на средства производства должна развиваться на основании всеобщей  главной производительной силы -  силы производительного знания.

Теория общества знания противоположна теории капитала. В связи с этим механизм действия по теории общества знания обратный и проявляется через  определение изменения прибыли так: прибыль изменяется обратно пропорционально затратам.

Если есть начальные  прибыль  — П1 , затраты — И1  и конечные  затраты — И2 , то конечная прибыль  П2 определяется по формуле:

П2 = П1 х И1/ И2           (2)

В статье Шагина А.А. «Формула социализма»   показано:  «В  конкретной экономике знания закон средней нормы прибыли такой: равная прибыль на равные знания.» [[8]]

Этот закон основан на том основании, что при внедрении новой техники развитие общественной силы капитала и общественной силы знания происходит в противоположном направлении: чем больше применяется знаний, тем  меньше требуется капитала на производство того же товара.

Теория  общества знания подтверждает предсказание Карла Маркса в книге «Капитал»: «Развитие основного капитала является показателем того, до какой степени всеобщее общественное знание (Wissen, knowledge) превратилось в непосредственную производительную силу,  …» [[9]].

Сила знания становится  непосредственной производительной силой общества, которая создаёт прибавочную стоимость. Краеугольным камнем отличия общества знания от общества капитала является переход  государственных предприятий от экономики капитала к экономике знания.

4.    Общество знания и марксизм

Признание силы знания главной производительной силой общества ведёт к принципиальному изменению политической экономии, социологии и философии общества.

По теории К. Маркса рабочая сила является самовозрастающей стоимостью, то есть капиталом (!!!). Политэкономические  противоречия этой теории особенно проявляются при социализме. Так, если  при социализме нет эксплуатации, то не должно быть  прибавочной стоимости. Но,  допустим, что  при социализме рабочие создают прибавочную стоимость. При этом, если  рабочие забирают себе  прибавочную стоимость,  то они становятся капиталистом каждый. Если  же прибавочную стоимость забирает государство, тогда оно становится капиталистом.  Даже, если государство будет очень справедливым, но производственно-экономические отношения в обществе будут устанавливаться капиталистические вплоть до установления капитализма.

Теория общества знания противостоит марксизму,  тем, что  прибавочная стоимость создаётся трудом творцов прошлых поколений, поэтому она принадлежит всем членам общества. Труд творцов по экономии затрат на производство становится производительной силой знания. Сила знания определяется величиной экономии затрат капитала на производство товара, а не величиной капитала. В этом проявляется антикапиталистичность теории общества знания.

  По теории общества знания меняются принципы анализа  экономики. Главный из них -  это принцип  государственности, который заключается в том, что рассматриваются производственно-экономические отношения   по перераспределению прибавочной стоимости только между государственными предприятиями, как показано в статье Шагина А.А. «Формула марксизма» [[10]] . Частные предприятия развиваются самостоятельно, отношение государства и частных предприятий основано на принципе сотрудничества даже при социализме.

Теория  должна  показывать все составляющие богатства общества: социологию, философию и политическую экономию. Самой развитой общественной теорией в настоящее время является марксизм. Приведём сравнение марксизма (идеология рабочего класса) и общества знания (идеологии творческого класса)   по способам развития социализма  в таблице 1.

Таблица   1. Марксизм и Общество  знания

Составляющая часть идеологии

Марксизм

Общество  знания

 

Философия

 

1. Начало исследования

2. Трудится

 3. Творчество  

Производство товара

Только человек

Только у человека, планомерный процесс

Производство      жизни

Все живое

У всего живого, случайный процесс

4. Познание

 5. ФДМ (штук)

«…от живого созерцания к абстрактному мышлению…»

5

Познание = творчество +            обучение

 8

 

Социология

 

6. Социализм

 7. Развитие социализма

 

8. Товарно- денежные отношения

9. Период действия           (опыт СССР)

10. Мера производительных сил

Фаза коммунизма

Противоречия решаются автоматически

Нет

Диктатура пролетариата            (1917 – 1977 год)

Тонны стали на человека

Отдельная ОЭФ

Противоречия решаются по плану

 Есть

Общенародная демократия                   (1977 – 1993 год)

Еда, одежда, жильё, культура, творчество

11.Отношение к частной собственности

12. Классы при социализме

 13. Форма оплаты труда

Уничтожение

 Нет (так как  нет частной собственности)

По труду

Сотрудничество

 Есть.  Рабочий класс : в себе, для себя, над собой

Повременная, сдельная, аккордная, комбинированная

 

Политическая

экономия

14. Прибавочная  стоимость

 

 

15. Принцип планирования

16. Отношение предприятия к НТ

17. Принцип мирного сосуществования

Нет

 Труд рабочих

(при капитализме)

Валовый

Отрицательное

 Нет

Труд творцов

 

 

Экономический

Положительное

 Есть

 

 

 

Примечание:

ОЭФ — общественно- экономическая формация.

ФДМ -  формы движения материи.

К основным преимуществам общества знания  относятся следующие:

1)   Антикапиталистичность (пункт 16),

2)   Формационность (пункт 6),

3)   Товарность (пункт 8),

4)   Всеобщность (пункт 14),  

5)   Прогрессивность (пункт 16).

Пояснения различия общества знания и марксизма показаны в книге «Социал». Дополнения  пояснений можно посмотреть в моих статьях в газете «Экономическая и философская газета». Перечень статей приведён в таблице  2

 Таблица   2

Наименование статьи

Ссылка

 

 

Философия

1

Философия творческого класса

http://www.eifgaz.ru/shagin-17-17.htm

2

Понятие идеология

http://www.eifgaz.ru/shagin-29-17.htm

3

Система определения наук

http://www.eifgaz.ru/shagin-1-18.htm

 

 

Социология

4

Марксизм и ленинизм

http://www.eifgaz.ru/shagin47-12.htm

5

Определение класса 

http://www.eifgaz.ru/shagin-1-17.htm

6

Социализмы

http://www.eifgaz.ru/shagin-12-17.htm

7

Господствующий класс России

http://www.eifgaz.ru/shagin-20-19.htm

 

 

Политическая экономия

8

Формула марксизма

http://www.eifgaz.ru/shagin-10-16.htm

9

Формула социализма

http://www.eifgaz.ru/shagin-21-16.htm

 

Марксизм является переходной формой управления социалистическим обществом. Он удобен для революционизации рабочего класса тем, что устанавливает отношения «кто кого победит» — рабочий класс или капиталисты. Для разрешения отжившего общества эта идеология удобна, но для созидания при высоком, социалистическом уровне развития производительных сил марксизм не предназначен. Это подтверждается тем фактом, что  около двадцати социалистических государств, управляемых марксизмом, так и не достигли стадии экономического социализма.

5.    Творческий труд

Человечество движется в общество знания, особенно сильно это видно  на развитии индустрии добычи  знаний: «Эти индустрии производят интеллектуальную собственность в виде патентов, авторских прав, торговых марок и оригинальных разработок. Приблизительный годовой доход от этих пятнадцати креативных отраслей за 1999 год Хокинс оценивает в 2,24 трлн. долларов ( 7% от мирового ВВП -  автор).»  [[11]]


График. Процентное отношение совокупного объема поступлений от продажи лицензий и роялти  по всем странам к мировому ВВП

Примечателен так же график, показывающий процентное отношение совокупного объема поступлений от продажи лицензий  по всем странам к мировому ВВП [[12]].  Из графика видно как доля творческого труда в мировом ВВП выросла в четыре раза за последние 25 лет.

 

 

 Диаграмма. Рост доли труда творцов в мировом ВВП.

Из диаграммы  видно как доля творческого труда в мировом ВВП выросла до третьей части мирового ВВП.

Роль творческого труда можно оценить по  значимости нематериальных активов предприятий. В  развитых странах такие нематериальные активы, как бренды, люди, различные ноу-хау, отношения и др., составляют для большинства компаний большую долю их общей ценности, чем материальные активы, такие как оборудование и инфраструктура. Так , по  данным исследования ценности национальных брендов, проведенного консалтинговой компанией Brand Finance (Brand Finance Nation Brands 2015) были собраны «данные 58 832 компаний, представленных в более чем 120 странах и на 120 финансовых биржах. Общая стоимость всех включенных в исследование компаний на конец 2014 года составляла $71 трлн. Из этой суммы $33,5 трлн. составляют чистые материальные активы, $11 трлн. — раскрытые нематериальные активы, а $26,5 трлн. — так называемая «нераскрытая ценность»». [[13]]  То есть на 2014 год в стоимости предприятий 53 % составляют нематериальные активы. Таким образом, труд творцов, в малой своей части зафиксированный в лицензиях и патентах, составляет более половины стоимости  предприятий.

Заключение

В статье изложены   основы развития   экономики на основании теории общества знания. Показано общество знания как противоположное обществу капитала. Дана сравнительная система    отличия    общества знания и марксизма.

Статья предназначена для раскрытия  возможностей преобразования России и всего мира  в общество знания. Показана роль труда творцов в развитии общества. В работе показаны  принципы экономики общества знания: экономичность, прогрессивность, всеобщность, практичность, комплексность.

 

Литература



[2]. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005.

[3]. Максаковский В.П. Экономика  знаний. Смоленск: Универсум , 2012. С. 4. – 104 с. ISBN 978-5-91412-139-6

[4]. Drucker P.F. The Age of Discontinuity: Guidelines to our Changing Society. London: Heinemann, 1969.

[5]. Шагин А.А. «Социал», СПб., ИД А.Д. Генкин, 2006 г., 68 с, ISBN 5-98947-030-4, (http://yadi.sk/d/1qH30dT1F4DZw).

[6]. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. II, с. 385-386

[7]. Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 73

[9]. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. ч.II. С, 215

[11]. Ричард Флорида, Креативный класс: люди, которые меняют будущее, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 60-61.