Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Восставшая из пепла

Русский

Восставшая из пепла

Петр Киле

На днях в Москве после длительной и самой тщательной реставрации скультурной группы Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница» снова появился высоко в небе символ новой эпохи, равнозначный по значению «Давиду» Микеланджело для Флоренции после кровавых лет смуты. Именно в эти дни в интернете я наткнулся на статью «Ренессанс и Советская культура», опубликованную еще в 2007 году, но всплывшую почему-то только сейчас, по крайней мере, для меня. Автор статьи — Булавка Л.А., доктор философских наук, сотрудник Института культурологии. Ничего подобного о русской истории и культуре, тем более о советской эпохе в наши дни, не читал.

Ведь всякое сопоставление явлений искусства и мысли в России и в странах Европы как с точки зрения западников, так и славянофилов (два сапога — пара) сопровождалось неизменно рефлексией уничижения и юродства, что закончилось разрушением великого государства и отказом от его идеологии и культуры. Случай небывалый в истории человечества, невероятный, нелепый, трагический для народов не только России.

Между тем нечто подобное уже наблюдалось в истории европейских стран — с ослепительным восходом эпохи Возрождения и с ее кровавым закатом при искрах костров инквизиции и религиозных войн, что однако не отменило поступательного хода исторического процесса, с формированием капитализма и с веком Просвещения, когда были осознаны величайшие достижения Ренессанса в сфере культуры.

Приходит пора осмысления и освоения достижений, смысла и значения и русского Возрождения, с тем трагедия России обернется ее победой и торжеством. В отношении XVIII и XIX столетий исследование, самое предварительное, произведено в книге эссе «Ренессанс в России» (2002). Она до сих пор не издана, возможно, из-за малой предприимчивости ее автора, но последние три года активно читается в интернете, можно даже подумать, что в каких-то школах и вузах введен новый курс «Эпоха Ренессанса в России». Занимаясь историей и эстетикой русской музыки рубежа XIX-XX веков как музыкой Ренессанса, я оказался неожиданно для себя, последовав за Глазуновым, Мясковским и Прокофьевым, в СССР. Для меня не было сомнений, да с этим ощущением я рос с самого раннего детства, что эпоха Ренессанса в России начинается или завершается советской эпохой. И ее завершение, кровавое, трагическое, я наблюдал воочию, с горестным чувством и с удивлением осознавая впервые ренессансные явления в русской истории и культуре со времен преобразований царя-реформатора.

И вот проступает тема «Ренессанс и Советская культура», в которой ведется сопоставление двух величайших эпох в истории человечества. С европейским Ренессансом как будто все ясно, а советская эпоха? Два десятилетия целыми сутками все российские СМИ, такова идеология РФ на уровне правительства, заняты «преступлениями Сталина», сведя к ним историю Октябрьской революции и СССР. Учебники переписаны, великие даты отменены. О Ренессансе в России не хотят и слышать.

Но всякая клевета недолговечна. Женщина с неожиданной фамилией Булавка (это как ник) рассматривает советскую культуру как ренессансное явление, столь же уникальное и знаменательное, как европейская культура эпохи Возрождения. Сопоставления сходных явлений и идей двух величайших эпох в истории человечества делаются на сугубо философском уровне. «Сущность Ренессанса — гуманизм», это название первой из серии моих статей, посвященных эстетике эпохи Возрождения в странах Западной Европы.

Гуманизм — идеология Ренессанса, в которой в центр мира, вместо Бога, выдвигается Человек, с обращением к природе и классической древности, когда впервые сформировалась классическая эстетика, основанная на изучении природы. Это был переворот в миросозерцании и жизнедеятельности европейских народов, с расцветом искусств и мысли, что определило черту перехода от Средневековья к Новому времени, смену социально-экономических формаций, что сопровождалось и культурной революцией. В истории Российского государства подобный переворот происходил с XVIII по XX век, с зарождением и с расцветом классического искусства в XIX веке, с формированием нового гуманизма, с тремя революциями в начале XX века, антифеодальной и антибуржуазной одновременно, с низвержением как земного, так и небесного царя, со сменой социально-экономических формаций, с началом новой эры в истории человечества.

Устремления гуманистов эпохи Возрождения в странах Западной Европы, с мечтами о совершенном человеке, государе, государстве, о новых взаимоотношениях между людьми и народами, — утопии стали реальностью, разумеется, мало совпадая, как всегда и бывает, с построениями воображения и научной мысли, что вскоре стало приводить к разочарованиям, с новым обращением, как было и в европейском Ренессансе с его закатом. Но, вопреки разочарованиям и всяческой клевете, творения мысли и искусства эпохи Возрождения остались как новые национальные культуры европейских народов, памятники искусства, чем восхищаются все народы мира. Русская (или российская и советская) культура, порождение Ренессанса в России, с открытием новых путей в развитии человеческой цивилизации, с прорывом в Космос, — явление мирового масштаба, это уникальное наследие, от которого умудрились отречься разрушители великого государства, пришедшие к власти в условиях заката с утверждением ценностей далекого прошлого, с новым обращением — во славу не Бога, разумеется, а Золотого тельца.

Так завершилась и эпоха Возрождения в странах Западной Европы, с религиозными войнами, с разгулом инквизиции и с вымиранием населения в условиях первоначального накопления капитала. То, что было для нас историей европейских стран, когда утвердился закон джунглей, вопреки христианской религии, и что обрело выражение: «Человек человеку — волк!», мы наблюдаем воочию в современной России, новоявленные правители которой ради благоденствия олигархов проповедуют ценности рынка и либерализма с консерватизмом, каковые терпят крах по всему миру. Россия в условиях всемирного кризиса, который не закончится завтра, а лишь начинает углубляться и расширяться, могла бы стать светочем мира, как СССР во второй мировой войне, но геростраты лишь вовлекли страну, разграбленную олигархами, в международную игру финансовых воротил, благоденствующих в долг и за счет третьего мира, включая и РФ.

Мировой кризис капитализма в 80-е годы XX века лишь замедлился — за счет СССР с его распадом. Теперь на очереди РФ, правители которой не хотят осознать, что они натворили, и ведут страну к распаду, чтобы спасти себя от возмездия и капитализм, дни которого были сочтены с Октябрьской революции, с возникновением новой социально-экономической формации. Здесь столбовая дорога развития человеческой цивилизации, если у нее есть будущее, в отличие от популяций животного мира. Будущее человечества не за «звездными войнами», это лишь фабулы голливудских боевиков, взятые из повседневности развитых стран, — там, в Космосе, войны бессмысленны, ибо самоубийственны, — а за мирным освоением новых планет, с расселением человечества во Вселенной, можно сказать, богочеловечества. Альтернативы нет. Капитализм по своей природе не способен к подвигу не во имя частных целей господства и богатства личности или государства.

Социализм показал готовность к самоотвержению ради светлого будущего всего человечества. Но чтобы новая социально-экономическая формация реализовала себя мало десятилетий, нужны столетия, когда освоение Космоса станет реальностью. Будущее человечества, если оно у него есть, не за «звездными войнами», фантастикой Голливуда, все более превращающейся в фэнтези, легкую и бессмысленную игру в интересах шоу-бизнеса, а за фантастикой советской эпохи, решавшей действительные проблемы освоения Космоса, в унисон с развитием науки и техники, проблемы развития человеческой цивилизации, с преодолением тяготения Земли и скорости света, с утверждением гуманизма в просторах Вселенной.

«Прекрасное далёко, Не будь ко мне жестоко, Я начинаю путь…» Полет человеческой мысли к звездам прерван. Там снова взошло средневековое небо для верующих и астрологов, а на Земле сверкают огни городов человеческой популяции, теснящей все иные. Мир погружен в войны — информационные, холодные, горячие, с превращением людей в роботы, начиненные арсеналом всех средств для иммитации самоутверждения и успеха. Далее что? Апокалипсис. Земля без людей. Как Космос без звезд, ибо ничей взор не устремлен к ним. Бездна вселенской ночи. И все же как поэт я не могу не верить: восставшая из пепла, как птица Феникс, русская (российская и советская) культура может возродить мир, с наступлением нового века Просвещения, с осмыслением достижений Русского Ренессанса, с обращением к звездам.

От редакции: Л.А.Булавка — один из ведущих отечественных культурологов, большой друг нашей редакции, к тому же человек глубоких и твердых левых убеждений. Довольно любопытно получилось, что работа Л.Булавки появилась у нас в «отраженном свете», через ссылку на нее нашего автора.

http://forum.msk.ru/material/society/1919000.html