Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Владислав Фельдблюм. Альберт Эйнштейн - великий физик и великий гуманист

Аватар пользователя professor-v


 


Владислав Фельдблюм


Альберт Эйнштейн — великий физик и великий гуманист

(к 130-летию со дня рождения Альберта Эйнштейна и 60-летию опубликования его знаменитой публицистической статьи «Почему социализм?»)

 

            В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Альберта Эйнштейна. Имя этого великого физика и его вклад в науку общеизвестны. Менее известны широкому кругу читателей политические  убеждения этого человека и его общественная деятельность. Может быть, в наше время всеобщего нигилизма хотя бы этот великий человек  достоин  того, чтобы  к  нему  прислушаться? Политические убеждения Альберта Эйнштейна  актуальны  именно теперь, когда на фоне острого экономического кризиса переосмысливаются традиционные взгляды на капитализм как единственно возможную социально-экономическую систему, когда идут поиски  более безопасного и устойчивого пути общественно-экономического развития.

           

         По своим политическим воззрениям Альберт Эйнштейн был убеждённым демократическим социалистом, гуманистом, пацифистом а антифашистом. Его огромный авторитет, достигнутый благодаря революционным открытиям в физике, позволял ему оказывать большое влияние на умы людей и на общественно-политические процессы. В 1949 году Эйнштейн опубликовал в американском журнале «Monthly Review» («Ежемесячное обозрение») свою знаменитую статью «Why Socialism?» («Почему социализм?»).  В настоящее время эту статью можно прочитать и  в переводе на русский язык, в частности, в номере  еженедельника «Левая Россия» от 11 сентября 2000 года http://left.ru/2000/1/13.html Опубликовав эту статью в начале »холодной войны» и разгаре антикоммунистической истерии в США, редактор журнала и сам Эйнштейн проявили несомненное мужество. Американское ФБР устроило за Эйнштейном слежку. Учёный становится одной из центральных общественных фигур в борьбе с реакцией на Западе, как борец против нарушения гражданских прав в США и организатор международного движения за мир.

         

        Статья Эйнштейна представляет  большой интерес как выражение социалистических идей одним из величайших научных гениев человечества. Первая публикация этой статьи на русском имеет особое значение, так как нигде временная  победа сил мирового капитализма не обернулась таким регрессом общественного сознания,  как на территории бывшего Советского Союза. Именно здесь реставрация дикого  капитализма на основе присвоения и разрушения собственности, созданной трудом советских людей, породило спрос на самые архаические формы буржуазной идеологии, привело к разгулу форменного мракобесия.  Именно  здесь   пышным цветом расцвело философское шарлатанство.  Прежде оно  занималось  идеологическим обслуживанием установок партийно-государственных структур. Теперь оно напрямую диктуется  отнюдь не научной логикой капитала. Российский либерализм, который сейчас многим так нравится, есть не что иное как слепая вера в действенность свободного рынка и социального дарвинизма.  Альберт Эйнштейн своей статьёй словно бы заглядывает из 1949 года в нынешнюю российскую действительность.  Для людей, ищущих ответ на вопрос, о том, что произошло с нашей страной, исключительно ценны размышления Эйнштейна о том, что плановая экономика  сама по себе  ещё не социализм, что для его построения необходимо преодоление закрепощения личности, порожденного всевластием бюрократии.

         

          Как никогда прежде, актуально утверждение Эйнштейна о влиянии глобализации на все стороны жизни современного человека. «То время, кажущееся нам теперь идиллическим, когда отдельные люди или сравнительно небольшие группы могли быть совершенно самодостаточны, — это время  ушло навеки.  Не будет большим преувеличением сказать, что уже сейчас человечество представляет собой одно планетарное сообщество в производстве и потреблении», — пишет Эйнштейн.   Экономическая анархия является, по его мнению, главным источником зла в капиталистическом обществе.  »Мы видим перед собой огромное производительное сообщество, чьи члены всё больше стремятся лишить друг друга плодов своего коллективного труда.  И не силой, а по большей части соблюдая законом установленные правила», — в этом видит Эйнштейн главную причину того, что сегодня с полным правом можно назвать узаконенным воровством или узаконенной коррупцией и с чем мы теперь не слишком успешно боремся.  «Технический прогресс часто влечет за собой рост безработицы, вместо того чтобы облегчать бремя труда для всех.  Стремление к прибыли, в сочетании с конкуренцией между отдельными капиталистами, порождает нестабильность в накоплении и использовании капитала, что приводит к тяжелым депрессиям», — в этом справедливо усматривает Эйнштейн коренную причину неизбежных разрушительных кризисов капиталистической экономики. И хотя капитализм со времён Эйнштейна до некоторой степени модернизировался, он, как мы теперь видим, отнюдь не застрахован от  глобальных экономических катаклизмов. Неограниченная конкуренция ведет, по мнению Эйнштейна, к «чудовищным растратам труда» и к «изувечиванию социального сознания отдельной личности». Именно изувечивание человеческой  личности Эйнштейн справедливо считает самым большим злом капитализма.  «Вся наша система образования страдает от этого зла.  Нашим учащимся прививается стремление к конкуренции; в качестве подготовки к карьере, их учат поклоняться успеху в приобретательстве», -  так характеризует Эйнштейн  главную мотивацию успешного члена капиталистического общества.  Стремление не  к созидательному труду на пользу себе и людям, а именно к приобретательству, часто любой ценой. Успеха в таком обществе часто достигают не честные, умелые и трудолюбивые люди, а те, у кого лучше развиты хватательные способности, лучше — всеми четырьмя конечностями!

       

          Альберт Эйнштейн выражает убеждение в том,  «есть только один способ избавиться от этих ужасных зол, а именно  путем создания социалистической экономики с соответствующей ей системой  образования, которая была бы направлена на достижение общественных целей.  В такой экономике  средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану». Учёный развивает эту мысль: «Плановая экономика, которая регулирует производство в соответствии с потребностями общества, распределяла бы необходимый труд между всеми его членами способными трудиться и гарантировала бы право на жизнь каждому мужчине, женщине и ребенку». Высокая миссия образования, по убеждению Эйнштейна, состоит, наряду с развитием природных способностей человека, ещё и в  »развитии в нем чувства ответственности за других людей, вместо существующего в нашем обществе прославления власти и успеха». 

        

         Но плановая экономика — это лишь необходимое, но не достаточное условия для построения социализма. Сама по себе плановая экономика может, как отмечает Эйнштейн, «сопровождаться полным закрепощением личности». Учёный делает главный вывод: «Построение социализма требует решения исключительно сложных социально-политических проблем: учитывая высокую степень политической и экономической централизации, как сделать так, чтобы бюрократия не стала всемогущей.  Как обеспечить защиту прав личности, а с ними и демократический противовес власти бюрократии? Ясность в отношении целей и проблем социализма имеет величайшее значение в наше переходное время».  Альберт Эйнштейн выступал за построение демократического социализма, который соединил бы социальную защиту населения и планирование экономики с демократическим режимом и правами человека. Он не одобрял тоталитарные методы построения социалистического общества, наблюдавшиеся в СССР. Эйнштейн указывал на такие негативные черты советского строя, как всемогущество бюрократии, тенденцию превратить советскую власть в «своего рода церковь и клеймить как предателей и мерзких злодеев всех, кто к ней не принадлежит». Вместе с тем великий учёный  всегда оставался сторонником сближения и сотрудничества западных демократий и социалистического лагеря. Взгляды Эйнштейна нашли продолжение и развитие в деятельности нашего выдающегося физика и борца за права человека, академика Андрея Дмитриевича Сахарова. Его идея «социалистической конвергенции»  как магистрального пути движения  человечества к социально-экономическому прогрессу в наше время приобретает особую актуальность http://sakharov-memory.narod.ru

        

       Современная междисциплинарная общеэкономическая теория опирается на достижения естественно-научной и гуманитарной областей. Она является продолжением и развитием экономического наследия Карла Маркса, Альфреда Маршалла, Василия Леонтьева других выдающихся экономистов. Она берёт всё лучшее из научных воззрений и политических убеждений Альберта Эйнштейна, Андрея Сахарова и других великих естествоиспытателей и гуманистов. Она основывается на всестороннем анализе общественного производства как сложной системы с большим числом взаимодействующих факторов, с множеством прямых и обратных связей. Современная общеэкономическая теория исключает возможность полного возврата России к порядкам нашего советского прошлого. Его  гибель явилась следствием крайнего обострения коренного социально-экономического противоречия советского варианта социализма, который оказался построенным в СССР в силу ряда объективных и субъективных причин. В то же время, современная общеэкономическая теория считает абсолютно бесперспективным и невозможным движение России по банальному капиталистическому пути. Наш путь — к новому гуманному обществу, сочетающему   экономический динамизм и эффективность с устойчивым бескризисным развитием на плановой основе, с социальной справедливостью, с возрастающим влиянием науки и культуры на всю общественно-экономическую деятельность людей


 

Ярославль,  декабрь 2009 г.