Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Владислав Фельдблюм. Цены с потолка: неуёмная жадность монополистов (комментарий к статье Михаила Махлина в "Российской Бизнес-г

Аватар пользователя professor-v






Владислав Фельдблюм


Цены с потолка: неуёмная жадность монополистов

(комментарий к статье Михаила Махлина в «Российской Бизнес-газете»)

 

        «Российская Бизнес-газета»  № 735 (2) от 19 января 2010 г. напечатала беседу Михаила Махлина с руководителем Национального института развития Отделения общественных наук РАН, профессором Михаилом Гельвановским. Этот институт выполнил по заказу Торгово-промышленной палаты России концепцию государственной политики цен. Один из главных вопросов сегодня: можно ли сдержать дороговизну? Ответ профессора Гельвановского на этот вопрос читатели могут прочитать по приведенной ссылке. Можно однозначно согласиться с главным выводом профессора Гельвановского: «Как ни крути, а рынок у нас получился какой-то странный. Я, например, беру его в кавычки. Возникает вопрос: за что боролись? Ведь вся реформа была затеяна, чтобы повысить эффективность экономики за счет рынка, а на практике даже нормального конкурентного рынка создать не получилось. Ну и цены, как зеркало, всё это и отражают». Хорошо сказано!

         Я  уже  неоднократно  высказывался о сущности и характерных особенностях российской  инфляции, например в статье «Инфляция и конкуренция с российской спецификой», опубликованной  в сентябре 2008 г. в »Вестнике гражданского общества (CIVITAS)» и на персональном сайте:



           Выводы из моих исследований  вполне согласуются с выводами профессора Гельвановского.  Он отмечает, что в настоящее время в промышленно развитых странах контролю за ценами подвергается от 5 до 50% продукции. «Представляет интерес опыт государственного регулирования цен в Швейцарии, где в законодательном порядке регулируются цены почти на 50% объёма товарной продукции. Рынок от этого не страдает. А главное — жители стран от этого выигрывают. Разве у нас такое невозможно?» — справедливо ставит вопрос профессор Гельвановский. Ниже приводится мой комментарий к этой статье:

         Можно согласиться с главным выводом автора статьи: «Как ни крути, а рынок у нас получился какой-то странный». Этому выводу удивляться не приходится. Реформаторы 90-х годов грубо проигнорировали советскую экономическую реальность. При тотально огосударствленной советской экономике нечего было и рассчитывать на сколько-нибудь реальную рыночную конкуренцию наподобие западной. Отсутствовало непременное условие для формирования конкурентной среды — реальная множественность предприятий по производству однотипной продукции. Это не создаётся «разгосударствлением», «дезинтеграцией», «демонополизацией» и тому подобными фокусами реформаторов, которые производили лишь разрушительный эффект. В результате главным стимулом к формированию цен оказалась, как ни парадоксально, самая обыкновенная жадность монопольных производителей. Ведь повышать цены куда проще, чем наращивать выпуск продукции, совершенствовать технологию, заботиться о качестве и надёжности! Теперь только государственная ценовая политика может поправить положение. Ну и, конечно, восстановление и развитие отечественного производства важнейших потребительских товаров, уменьшение зависимости от импорта.

Владислав Фельдблюм, профессор

Ярославль, 19 января 2010 г.