Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

А.С.Пушкин о легкой атлетике

Николай Крячков

А.С.Пушкин о легкой атлетике

https://www.athlomnemaspb.online/2019/10/blog-post_6.html

Мощь и слава войны,
Как и люди, их суетные поклонники,
Перешли на сторону торжествующего царя.

Байрон.

(Перевод с англ. эпиграфа к поэме А. С. Пушкина «Полтава», 1828-1829)

В 1836 году Александр Сергеевич Пушкин увидел отлитые из чугуна статуи Николая Степановича Пименова «Юноша, играющий в бабки» и Александра Васильевича Логановского «Юноша, играющий в свайку».



Эти статуи были выставлены в Академии художеств.

Для истории лёгкой атлетики Санкт-Петербурга примечательно, что А. С. Пушкин своим стихотворением «На статую играющего в свайку», написанным в том же 1836 году, подружил игру в свайку (вид метания в лежащее на земле кольцо или несколько колец заострённого железного стержня с массивной шляпкой, напоминающего большой гвоздь) с античным олимпийским видом спорта — метанием диска, включённым в легкоатлетическую программу современных Олимпиад.

НА СТАТУЮ ИГРАЮЩЕГО В СВАЙКУ

Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, — тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.


В журнале «Лёгкая атлетика» № 7-8 (июль-август), 2019 на с. 27 в безымянной статье «Медаль I первенства России по лёгкой атлетике» в связи с этим стихотворением утверждается:

«Здесь Пушкин намекает на знаменитую древнегреческую скульптуру Мирона «Дискобол», что вызывает прямые ассоциации с лёгкой атлетикой».

На сегодняшний день сохранились несколько римских копий статуи Мирона «Дискобол», хранящихся в различных музеях Европы.


(Римская мраморная копия древнегреческой статуи Мирона, около 120—140 года, дворец Массимо в Риме)

Однако, откуда журнал «Лёгкая атлетика» знает, что А. С. Пушкин намекает именно на статую Мирона? Где поэт мог её видеть, слышать или читать о ней? Ответа в статье нет.

Между тем, с 1800 года в Петергофе среди скульптур Большого каскада стоит копия статуи древнегреческого скульптора Алкамена «Дискобол», которую А. С. Пушкин вполне мог видеть.


(Дискобол. В версии скульптура Алкамена (больше известен Дискобол Мирона) собирательный образ древнего легкоатлета демонстрирует спокойную, уверенную в себе силу)


(Статуя «Дискобол» (копия с античного оригинала))


(1. Персей. Ф. Щедрин. 2. Пандора. Ф.Шубин. 3. Церера. 4. Фавн Капитолийский. 5. Фавн Флорентийский. 6. Венера Каллипига. 7. Мелеагр Бельведерский. 8. Вакх с сатиром. 9. Амазонка. 10. Юпитер. Ж. Рашетт. 11. Флора Капитолийская. 12. Акид. И. Прокофьев. 13. Юнона. Ж. Рашетт. 14. Фавн. 15. Галатея. Ж. Рашетт. 16. Венера Медицейская. 17. Меркурий Капитолийский. 18. Ганимед. 19. Актеон. И. Мартос. 20. Дискобол. 21. Германик. 22. Актиной Капитолийский. 23. Тритоны. 24. Пан и Аполлон. 25. Венера Каллипига. 26. Фавн Барберини. 27. Вакх. 28. Амур и Психея. 29-30. Бойцы. 31. Нева. 32. Волхов. 33-34. Сирены. Ф. Щедрин. 35-36. Наяда с тритоном. Ж. Рашетт. 37. Самсон.)

Скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва» и статуи Большого каскада — считаются аллегорией победы русского оружия над шведами под Полтавой в день св. Сампсона 27 июня 1709 года и освобождения ижорских земель. Дискобол расположен довольно близко к Самсону…

Вспомним Посвящение к поэме А. С. Пушкина «Полтава».

Тебе — но голос музы темной
Коснется ль уха твоего?
Поймешь ли ты душою скромной
Стремленье сердца моего?
Иль посвящение поэта,
Как некогда его любовь,
Перед тобою без ответа
Пройдет, непризнанное вновь?

Узнай по крайней мере звуки,
Бывало, милые тебе -
И думай, что во дни разлуки,
В моей изменчивой судьбе,
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.


В 1838 году на устоях лестницы Александровскаого дворца в Царском селе были установлены эти две статуи «Юноша, играющий в бабки» и «Юноша, играющий в свайку», но было это уже после смерти поэта. Через пятьдесят лет не так далеко от этого места в Тярлеве молодые энтузиасты дадут старт отечественной лёгкой атлетике.





До сих пор невосстановленный Александровский дворец - удивительный символ непоправимого упадка Российской империи - оказался в положении современной российской лёгкой атлетики. Или может это лёгкая атлетика унаследовала судьбу резиденции последнего русского императора? Так ли? А если А. С. Пушкин хотел подружить русский спорт с Олимпиадой и вообще с победой России, то ведь кто-то придумал где символически пристроить эту дружбу. Чтобы изменить уготованную судьбу?..

Николай Крячков

Автор благодарит С. В. Выжевского и М. Б. Соколовского за плодотворную дискуссию на эту тему.