Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Почему рабочая сила может производить стоимости больше, чем стоит сама?

  

«Потребительная стоимость рабочей силы для промышленного капиталиста — это способность в процессе ее потребления производить большую стоимость (прибыль), чем она сама имеет, производить больше, чем она стоит»1 (К.Маркс Ф.Энгельс ППС т.25-1 стр. 386)

         Покажем физический смысл этого явления: способности рабочей силы в процессе ее потребления производить большую стоимость, чем она сама имеет, производить больше, чем она стоит.

            1.Понимая, что собой представляет понятие сила, можно однозначно сказать, что никакая сила не может произвести работы больше, чем затрачено энергии на ее восстановление. Даже если КПД этой рабочей силы будет равен 100%, что само по себе невозможно, полезная работа этой силы может быть только равна затратам энергии на ее восстановление, но не превышать их.

Но на практике рабочая сила производит работы больше, чем затрачивается энергии на ее восстановление. Действительно, на практике рабочая сила человека создает продуктов больше, чем ей нужно для своего воспроизводства. В чем это выражается? Приведем исторические факты.

Возьмем рабов. Их рабочая сила создает продуктов столько, что их хватает не только для своего воспроизводства, но и для хозяина рабов, рабовладельца, и для надсмотрщиков, которые следят за работой рабов и для других рабов, занимающихся обслуживанием рабовладельцев.

Крепостные крестьяне у помещиков. Их рабочая сила также создает продуктов больше, чем необходимо для своего воспроизводства. Это выражается в виде оброка, которые крестьяне отдавали сначала в натуральной форме, а затем – деньгами. Это выражается в барщине, когда бесплатно крестьяне работают на земле или на дворе помещика.

Наемные рабочие у капиталиста. Их рабочая сила ничем не отличается от способности рабочей силы раба или крепостного крестьянина, а поэтому также создает продуктов больше, чем нужно для собственного воспроизводства, так как еще «кормит» и капиталиста и платит налоги в бюджет государства.

Понятно, что и любой другой человек, который не будучи рабом, крепостным крестьянином, или наемным работником, занимаясь единолично каким либо производством, точно также производит больше продуктов, чем необходимо для воспроизводства своей рабочей силы. Это выражается в том, что он обязан платить налог государству, который, налог, и является фактом, подтверждающим, что он, единоличник, создает больше продуктов, чем необходимо самому.

Здесь не рассматриваются вопросы, а почему раб, крепостной, наемный рабочий или единоличник, должны отдавать часть продукта, созданного ими, рабовладельцу, помещику, капиталисту или государству и почему рабочая сила обрела стоимость. Представляет интерес один вопрос: — почему человек вообще может производить больше, чем необходимо ему для поддержания своей рабочей силы.

Неужели рабочая сила может производить работу с КПД превышающим 100%? Да! И этому есть объяснение. Объяснение состоит в том, что в отличие от простой силы, разговор идет о рабочей силе. А рабочей силой называется способность человека к труду. И проявляется рабочая сила только в труде, т.к. потребление рабочей силы и называется трудом. Следовательно только в процессе труда рабочая сила и получает способность производить продуктов больше, чем нужно для собственного восстановления. И физически это возможно только в одном случае, а именно: если в процессе труда к силе работника добавляются дополнительные силы, усиливающие силу воздействия работника на предмет труда, что и позволяет производить продуктов больше, чем необходимо для восстановления рабочей силы. При этом должно быть выполнено еще одно непременное условие: эти дополнительные силы должны быть бесплатными, даровыми. В противном случае, их пришлось бы восполнять также как и рабочую силу, что не дало бы никакого эффекта превышения КПД рабочей силы выше 100%. И именно потому, что эти дополнительные силы должны быть даровыми, они становятся как бы невидимыми, и создается впечатление, что КПД рабочей силы превышает 100%.

              2.Для того, чтобы выяснить источник и природу, этих дополнительных сил, нужно проанализировать процесс труда, в котором только и можно «увидеть» эти дополнительные силы.

И начнем с определения труда.

            Как сказал К.Маркс – «…Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

…Простые моменты процесса труда следующие: целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства труда»1.

Разберем и проанализируем каждую их составляющих процесса труда с целью нахождения источника и природы дополнительных сил, позволяющих рабочей силе производить продуктов больше, чем требуется самой для воспроизводства.

а) Целесообразная деятельность или самый труд представлена в процессе труда человеком с его рабочей силой, которая сама есть «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости»2. «…Веществу природы он сам противостоит как сила природы»3.

б) Предмет труда. «Предметы труда — вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного потребления»4. Предмет труда также обладает силой, как любое вещество природы. Но эта сила есть сила, противодействующая рабочей силе при производстве потребительных стоимостей. И если есть возможность, то предмет труда подвергают дополнительной обработке для уменьшения этой противосилы. Сила предмета труда уменьшает рабочую силу.

в) Остается одна составляющая, где только и можно найти источник и выявить природу дополнительных сил: — средства труда. «Средство труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет. Он пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей для того, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи»5. Те средства труда, посредством которых рабочая сила воздействует на предмет труда «…и которые поэтому так или иначе служат проводниками его деятельности»6, называются орудиями труда. Следовательно, орудия труда и представляют ту дополнительную природную силу, которая усиливает рабочую силу человека. И К.Маркс указывает на природу этих сил: это механические, физические, химические свойства вещей природы, которые используются в качестве орудий труда. Требуется только уточнить, что К.Маркс понимал под понятием орудия труда. Он это понимал так: — «Простые орудия, накопление орудий, сложные орудия; приведение в действие сложного орудия одним двигателем — руками человека, приведение этих инструментов в действие силами природы; машина; система машин, имеющая один двигатель; система машин, имеющая автоматически действующий двигатель, — вот ход развития машин»7. То есть орудием труда является не просто орудие труда, непосредственно участвующее в преобразовании формы предмета, но машина с двигателем, как действующая под управлением рабочего, так и с автоматическим управлением без необходимости участия рабочего.

                3.Выяснив источник дополнительных сил, выясним и их природу на примере простейших орудий труда – палка, заостренная с одной стороны и каменное рубило.

Палка, заостренная с одной стороны. Не человек первым создал такую форму. Бивень мамонта, клыки хищных животных, иглы дикобразов, коготь орла, клюв дятла…В этой форме был заложен физический смысл. За счет того, что кончик острия имел очень маленькую площадь, сила давления человеческой руки, приходящаяся на эту площадь, создавала большее усилие, чем это мог сделать человеческий палец, вследствие чего палка проникала в землю на гораздо большую глубину и позволяла быстрее взрыхлить землю и выкопать глубоко находящийся и пригодный для пищи корень растения, или спрятавшееся в норке мелкое животное. Если палка была длинной, то ею можно было отбиваться от животных, т.к. острие могло проткнуть шкуру животного и нанести ему рану, могущую быть смертельной. Это свойство острого конца создавать высокое давления для проникновения в тело в дальнейшем было использовано при изготовлении стрел, наконечников для них, копья, и дротиков. Но не любой острый конец мог быть использован с этой целью, а только если он был у материала, обладающего определенной прочностью и твердостью. И это свойство дерева: быть прочным и твердым, было его природным свойством. Не труд человека наделил дерево этим свойством, а субстанция, называемая материей, которая и создала эту форму своей организации, которую мы называем деревом. И это свойство было той силой, которая усиливала воздействие силы человека на предмет труда и позволяла создавать больше продуктов, чем было необходимо для восстановления рабочей силы человека. И эта природная сила дерева была бесплатной силой, силой даровой, заложенной в материале, из которого и было изготовлено простейшее орудие труда. Бесплатной потому, что дерево с его свойствами быть прочным и твердым было создано не трудом человека, а силами природы, действующими в соответствии с законами природы.

Рубило — камень миндалевидной формы, оббитый сколами с двух сторон, утолщённый и закруглённый в основании и заострённый с другого конца8. Рабочая кромка за счет сколов имеет заостренную кромку. Эта кромка имеет очень маленькую площадь, что и позволяло создать на ней силой человеческой руки высокое давление, которое превышает прочность волокон дерева, в которое оно вонзалось, и перерубало их. Многократные удары рубилом по стволу дерева позволяли перерубить его и использовать при строительстве убежищ. Острая кромка камня позволяла резать шкуры и мясо животных и обрабатывать более мягкие породы камней и дерева. Вес камня и его твердость позволяли дробить кости животных. Это свойство острой кромки было применено в дальнейшем при изготовлении различных топоров, ножей, пил, сверл и другого инструмента, используемого и в наше время. Не стоит и говорить о том, что твердость и прочность камень приобрел не в результате труда человека, а в результате действий сил природы, поэтому и сила природы, заложенная в этих свойствах, также была бесплатной, даровой для человека.

На примере этих двух, самых первых и самых простейших орудий труда, можно сделать вывод: орудия труда предоставляют человеку даровые, бесплатные силы природы, которые человек использует для производства потребительных стоимостей и именно эти даровые, бесплатные силы природы дают возможность рабочей силе производить стоимости больше, чем она стоит сама.

                 4.Но кроме того, что дополнительными силами, даровыми и бесплатными, обладают простые орудия труда, дополнительными силами являются силы, приводящие в движение сложные орудия труда, станки и машины. Например ветер, эта природная сила природы, совершенно бесплатна для человека. Вода, падающая на лопасти турбины гидроэлектростанции есть также бесплатная сила природы. А паровая машина Уатта, в которой бесплатная сила горения дров или других горючих материалов нагревала воду, а образовывающийся водяной пар становился тем рабочим телом, который толкал цилиндры и тем самым двигал орудия труда, которые воздействовали на предмет труда. Да, сами дрова или уголь, нефть, газ и пр. стоили затрат труда при их добыче, а значит не были бесплатны для человека, но их свойство гореть было совершенно бесплатно, но именно оно и позволяло создавать больше стоимости, чем стоили затраты рабочей силы на их добычу. Но не только путем усиления силы воздействия за счет дополнительных сил природы, заложенных в орудиях труда, рабочая сила могла создавать больше стоимости, чем стоила сама. Как уже я писал выше, увеличение воздействия рабочей силы производилось и за счет снижения сопротивления предмета труда, что также происходило за счет бесплатных, даровых сил природы. Ведь при ковке предмет труда подвергался размягчению в горне кузнеца и только это позволяло кузнецу при помощи молота менять форму предмета труда. Той же операции подвергался предмет труда в литейном производстве.

            5.Отдельно рассмотрим особое средство труда – землю. Что в нем является орудиями труда? Для этого выберем предмет труда, на которые будем воздействовать этим средством труда. Возьмем что-нибудь из растений, например, зерно.

Мы не будем рассматривать всю технологию производства зерновых культур. Мы даже не будем рассматривать подготовку земли перед посевом зерна. Мы сразу посеем зерно в уже подготовленную почву. Что же происходит дальше? Какое орудие труда берет работник, работающий на этом средстве производства, которое он поместил между собой и зерном? А никакое. Человек вообще не участвует в каком-либо процессе, изменяющем форму или свойства предмета труда, т.е. зерна. Предмет труда подвергается действию даровых, бесплатных сил природы, которые приводят в действие мини-фабрики, находящиеся в самом предмете труда, и при помощи которых происходит формирование колоса, в котором самовоспроизводится увеличенное количество предмета труда. Само средство труда содержит в себе все необходимое для увеличенного воспроизводства. И задача человека состоит в том, чтобы поддерживать такое состояние земли, как средства труда, которое бы восполняло потерю бесплатных сил природы, путем внесения удобрений и веществ для обеспечения сохранности растущего урожая.

              6.Вывод.

Рабочая сила может производить больше стоимости, чем стоит сама, за счет вовлечения в процесс труда бесплатных сил природы, заложенных в средствах труда.

Таков ответ на вопрос: — почему рабочая сила может производить стоимости больше, чем стоит сама. Думаю, что всем понятно, чему человек должен быть благодарен открытию и «приручению» этих бесплатных сил природы – своему уму. Именно знания, как продукт действительно человеческого труда, материализуясь в орудиях труда и становятся этими открывателями и «приручателями» даровых сил природы.

1.К.Маркс Ф.Энгельс ППС т.23 стр. 188-189

2.Там же, стр. 178

3.Там же, стр. 188

4.Большая Советская Энциклопедия

5.К.Маркс Ф.Энгельс ППС т.23 стр. 190

6.Там же, стр. 191

7.К.Маркс Ф.Энгельс ППС т.4 стр. 156

8.Большая Советская Энциклопедия