Вы здесь
О философии, которая расширяет, углубляет, просвещает и обогащает человеческое сознание

О философии, которая расширяет, углубляет, просвещает и обогащает человеческое сознание.
Термин “философия” (от греч. phileo люблю + sophia мудрость) ввел в научный оборот, как известно, древнегреческий философ, религиозный и политический деятель Пифагор Самосский (570-496 до н.э.; в 530 г. открыл в Кротоне – греческой колонии в Южной Италии — первую в мире философско-религиозную школу, образовав на ее основе пифагорейский союз или пифагорейское братство; пифагореизм как философское направление существовал до 2-1 вв. до н.э., позже трансформировался в неопифагореизм, а в 1-2 вв. стал составной частью неоплатонизма; философия зародилась у древних греков, но они считают первым философом не Пифагора, а Фалеса из Милета, у ученика которого, Анаксимандра, проходил обучение и Пифагор). Об этом античный историк философии Диоген Лаэртский (180-240; труд в 10 т.”Жизнеописания и мнения знаменитых философов”) писал так: “Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром], впервые стал называть Пифагор; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек… философ – это просто тот, кто испытывает стремление к мудрости. Мудрецы назывались также софистами ”.
Тот же автор писал далее об античной философии: “философия поначалу знала только один вид рассуждений – физический [речь идет об ионийской, милетской школе – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит из Эфеса]; Сократ ввел второй – этический [учение ионийцев перенес в Афины ученик Анаксагора и учитель Сократа физик Архелай], а Платон [ученик Сократа] - диалектический и тем завершил философию [о Платоне и его методе – “Он первым ввел в рассуждение вопросы и ответы…Диалектика же есть искусство доводов, служащее утверждению или опровержению в вопросах и ответах собеседников…Диалог есть речь, состоящая из вопросов и ответов, о предмете философском или государственном…”]”.
Зачем же философия нужна людям и, в частности философам? На этот вопрос древнегреческий философ, ученик Сократа и продолжатель философии Платона, основоположник философского направления киников Антисфен отвечал “Умение беседовать с самим собой” [сегодня многим людям не хватает этого важного умения, что является одной из причин их помешательства на соцсетях и бесконечных обменах короткими, малозначащими фразами или смайликами, что порождает у них иллюзию общения, диалога и даже “размышления”], а его ученик Диоген Синопский – “По крайней мере, готовность к всякому повороту судьбы [опять же, многие ли готовы к коренному изменению своей специальности, образа жизни, местожительства и т.п.?]”. Через много веков нечто похожее говорил и немецкий философ-волюнтарист-пессимист Артур Шопенгауэр: ”Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат [как это созвучно сократовскому: “Сколько же есть вещей, без которых можно жить!”]”.
Вспомним вкратце еще несколько афоризмов мыслителей на тему философии, науки, знания: Сократ “Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество”, Гегель “Философия как наука разума предназначена для всех”, Гельвеций ”Философия, как это доказывает этимология самого слова, состоит в любви к мудрости и в поисках истины”, Декарт ”Нет для государства большего блага, как иметь истинных философов [в смысле ученых, ибо в 17-ом веке наука была составной частью натурфилософии – Г.А.Л.], Фрэнсис Бэкон “Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею”, Цицерон”Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею”, Пуанкаре “Математика должна помогать философу углубляться в понятия числа, пространства и времени [вспомним, что над входом в афинскую Академию Платона была надпись “Да не войдет незнающий математики”]”.
Но, хватит цитат. Вернемся в современность. Как известно, философия это наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и человеческого мышления. Вся суть и прелесть философии именно в этом – наиболее общих законах, которые выражаются наиболее общими, широкими, глубокими мыслями – философскими понятиями и категориями. И в этом же главная трудность усвоения философии – ее всеобщность. Для ее понимания надо овладеть умением быстро развертывать в уме общие, абстрактные, отвлеченные понятия в цепочки, ряды конкретных представлений, которые скрываются за общностью, широтой и глубиной философских категорий. Иначе будет как в присказке :”Слышен звон, до что толку в нем” или “Смотрю в книгу, но вижу фигу”.
И последнее. Рекомендую прочесть В ПРИЛОЖЕНИИ книгу: Гуртовцев А.Л. «ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ, АТЕИЗМА И РЕЛИГИИ (2009-9019)». УСПЕХОВ ВСЕМ!
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 6.86 МБ |
- Блог пользователя Аркадий Гуртовцев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 1933 просмотра
Версия для печати
Комментарии
Уважаемый Аркадий Лазаревич!
Уважаемый Аркадий Лазаревич!
У Вас замечательная, очень интересная и глубокая статья. Как ни странно, впервые встречаю столь простое и вместе с тем верное и содержательное определение философии как науки. Пожалуйста, сообщите Ваш электронный почтовый адрес, и я вышлю Вам мою электронную книгу «Мне 85! Итоги». Возможно, она покажется Вам интересной. Мне можно писать или здесь на сайте, или лучше по электронной почте 08061935@inbox.ru
С искренним уважением, Фельдблюм Владислав Шуньевич, доктор химических наук, профессор, увлекающийся междисциплинарными исследованиями на стыке естествознания, математики и гуманитарных наук (Ярославль, РОссия)
ДЭ - стандарное определение материалистической диалектики
Уважаемый Владислав Шуньевич!
То, что Вы назвали «простое и вместе с тем верное и содержательное определение
философии как науки» входило в стандартное определение
материалистической диалектики.
Вот, например, как начинается эта статья в БСЭ:
«Диалекти́ческий материали́зм Философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение,
всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития
природы, общества и сознания».
Источник: https://gufo.me/dict/bse/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Кстати, это определение по некоторым направления оспаривается…,
и этот спор интересен.
Я не имею ничего против статьи уважаемого Аркадия Лазаревича.
Вполне популярная краткая вводная статья,
для школьников. Уверен, что его книга раскрывает действительно глубокое содержание философии.
Но Вы-то как учили философию в свое время…и что о ней читали?!
С уважениемм,
Д. Эпштейн
Источник: https://gufo.me/dict/bse/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Источник: https://gufo.me/dict/bse/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Источник: https://gufo.me/dict/bse/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Источник: https://gufo.me/dict/bse/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Уважаемый Давид Беркович!
Но Вы-то как учили философию в свое время…и что о ней читали?!
Я много всего учил и читал о философии. Но будучи химиком-технологом имел дело с совершенно конкретными, отнюдь не отвлечёнными, понятиями. И относился к философии как к ненужному занятию, лишь отвлекающему от реальной работы. Признаюсь, и до сих пор так отношусь к многим философским «научным трудам». Статья А.Л. Гуртовцева поколебала мой скептицизм и побуждает внимательнее отнестись к философии как науке.
Ответ Эпштейну и Фельдблюму
Уважаемые коллеги!
Господин Эпштейн прав относительно определения философии, приведенного мною. Я подчеркивал, что оно известно. Здесь я ничего нового не выдумывал, по я выразил свое согласие с данным определением. И вновь прав господин Эпштейн, когда отметил, что сегодня под философией начинают понимать все, что угодно, отвергая, в частности, ее известное определение из диалектического материализма. Не далее как сутки назад по этому поводу у меня состоялся сверхкраткий обмен мнениями с одним доктором философии, который, ни много ни мало, противопоставляет диалектику философии методу науки и науке в целом. Он отвергает материалистическую диалектику, противопоставляя ей развиваемый им самим феноменологический метод Гегеля. Инами словами, он понимает философию и ее метод как особое умствование, лалекое от реальности и материального мира. Я ему ответил, что на мой взгляд, 99,9% всех тех умственных конструкций, которые создает человеческая фантазия, воображение, не соответствуют реальному миру и являются, по существу,бредом, мусором,хламом или в лучшем случае строительными лесами, которые становятся ненунжными, когда дом построен. Всего лишь 0,1% мыслительных конструкций человека в той или иной мере адекватны реальности и становятся ее новой, рукотворной частью — изобретениями, машинами, ракетами, компьюперами и т.п. Так вот, на мой взгляд, сейчас в философии боля бреда высока как никогда. Именно поэтому я пытаюсь возвратить сознание людей к реальному миру и адекватным методам его познания. Марксистская фмлософия, включая диамат и истмат, накопила много ценных идей, хотя и оказалась не свободна от ошибок и заблуждений. Она по-прежнему остается фундаментом понимания мира, и я это подтверждаю в своих работах, часть из которых, приведена в моей книге, представленной на сайте.
А теперь несколько слов о нужности или ненужности философии. Меня нельзя подозревать в предвзятом отношении к философии, в ее бездумной, апологической защите по корпоративным интересам, поскольку я ученый-технарь, а философия для меня является глобальным методом миропонимания. Да, Вы правы, Владислав Шуньевич, в том, что многим ученым-практикам философия не нужна и представляется пустой болтовней(надеюсь, мои труды Вас в этом разубедят). Все дело в том, что большинство ученых являются очень узкими специалистами в своих направлениях деятельности. Им часто нет дела до того, что происходит вне сферы их деятельности. Я их уподобляют червячкам, которые роют свой узкий ход в почве, но роют глубоко. Подчеркну, что таковы многие ученые, но далеко не все. Да и Вы сами, поскольку рискнули на склоне лет заняться новым для себя видом деятельности, далеко не червячок. Людям, которым интересен весь мир, вся природа, все общество, все проявления человеческого мышления, им нужен и адекватный метод охвата, объяснения и понимания этого всего, всеобщего. Ничего лучше философии для этого нельзя применить. Хочу напомнить, что из философии, точнее натурфилософии, вышли все современные науки. А как назывался отновной труд Ньютона? Правильно — «Математические начала натуральной философии». Вот как-то так…
<p><em><strong>Аркадий Гуртовцев</strong></em></p>
ДЭ: прекрасно сказано!
Прекрасно сказано:
Прекрасно сказано, Аркадий Лазаревич!
«Марксистская фмлософия, включая диамат и истмат, накопила много ценных идей,
хотя и оказалась не свободна от ошибок и заблуждений. Она по-прежнему остается фундаментом понимания мира».
С уважением,
Д. Эпштейн
Полностью согласен!
Людям, которым интересен весь мир, вся природа, все общество, все проявления человеческого мышления, им нужен и адекватный метод охвата, объяснения и понимания этого всего, всеобщего. Ничего лучше философии для этого нельзя применить. Хочу напомнить, что из философии, точнее натурфилософии, вышли все современные науки. А как назывался отновной труд Ньютона? Правильно — «Математические начала натуральной философии». Вот как-то так…
Полностью согласен с Вами, Аркадий Лазаревич! С маленькой поправкой — я занимаюсь «новым для себя делом» уже более 40 лет. На склоне лет я едва ли решился бы начать это занятие.
Уважаемый Владислав Шуньевич!
Спасибо за отзыв. Я написал более подробный ответ на Ваш E-mail.
До связи.
<p><em><strong>Аркадий Гуртовцев</strong></em></p>