Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Коммунизм: трудная дорога в будущее

Коммунизм: трудная дорога в будущее

Смотрите 22 июля в 20:00 лекцию-диалог профессора А.В. Бузгалина на тему «Коммунизм: трудная дорога в будущее».

Основные вопросы, рассматриваемые в лекции:
1. Классическое марксистское понимание коммунизма
2. Дискуссия о коммунизме в марксизме XXI века
3. Путь к коммунизму — уроки прошлого, которые нам предстоит извлечь.

https://www.youtube.com/watch?v­voirSQcEK7c

Предлагаем материалы для ознакомления по теме лекции:
1. А.И. Колганов. «Что такое социализм? Марксистская версия»: https://vk.com/doc-2242443_546719692
2. А.В. Бузгалин, Л.А. Булавка, А.И. Колганов. «СССР — оптимистическая трагедия»: https://vk.com/doc-2242443_546718862
3. «Дорога к свободе» / под ред. Б.Ф. Славина: https://vk.com/doc-2242443_551191985

А.В. Бузгалин

Что такое коммунизм

(Тезисы. В помощь начинающим изучать марксизм)

 

Введение

Ниже раскрываются в научно-популярной форме основные черты коммунизма и перехода к нему. В основу текста положены положения основоположников научного коммунизма К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, а так же Р. Люксембург и А. Грамши, но не советских учебников «Научного коммунизма» середины 20 века из которых в большинстве своем берутся определения коммунизма в современных справочных материалах.

Приведем предельно сжатые определения.

Коммунизм (Карл Маркс и Ф. Энгельс в данном контексте использовали понятие «царство свободы») – общественная система, приходящая на смену всем антагонистическим общественно-экономическим формациям («царству необходимости», «предыстории»), последней из которых является капитализм.

Основным законом коммунизма является обеспечение свободного гармоничного развития человека, которое осуществляется в труде, свободном времени и потреблении, ориентированным на обеспечение прогресса личностных качеств.

Так же коммунизмом называют совокупность различных теоретических и идейных течений, показывающих, что будущее человечества – коммунизм или, шире, революционных левых течений. Ранее словом «коммунистические» часто обозначали страны «реального социализма» критики социализма.

 

Основные характеристики коммунизма как общественной системы

  1. Коммунизм – это общественная система, которая качественно отлична от предшествующих общественно-экономических формаций (в частности, капитализма). Это система, которую К. Маркс и Ф. Энгельс определяют в «Капитале», «Анти-Дюринге» и других произведениях как «царство свободы», расцветающее на базе «царства необходимости» (высокопроизводительного труда), но лежащая уже «по ту сторону собственно материального производства» (К. Маркс). Это социальное пространство-время свободной творческой деятельности индивидов, объединенных в добровольную, свободную, работающую ассоциацию. Именно поэтому коммунизм («царство свободы», история человеческого общества) – это система, идущая на смену не только капитализму, но всему миру социального отчуждения – «царству необходимости, «предыстории» (К. Маркс).

  2. Предпосылки коммунизма формируются объективно. Ими являются:

  1. прогресс производительных сил, идущий в направлении формирования условий для развития автоматизированного («умного») экологически чистого производства, обеспечивающего человеку возможность заниматься творческим трудом в таких сферах как управление, образование и воспитание, здравоохранение, искусство, наука и др.; результат развития этой предпосылки формирование адекватной материальной базы коммунизма – «безлюдного» производства;

  2. прогресс культуры как сферы со-творчества, в которой в процессе распредмечивания и опредмечивания создаются и используются неограниченные общественные ценности (произведения искусства, знания, технологии, креативные качества человека, эстетические и нравственные ценности); эту связь К. Либкнехт коротко выразил формуло1 «коммунизм = культура»;

  3. ассоциированное социальное творчество – деятельность человека как творца истории («живое творчество народа» [В.И. Ульянов-Ленин]), в процессе которого, в борьбе за социальное освобождение во все большей степени снимаются отношения социального отчуждения и формируется коммунизм как «царство свободы».

  1. Средства автоматизированного производства являются достоянием общества («общественная собственность»), а главные ресурсы развития – образование, здравоохранение, информация – общедоступны («всеобщая» собственность или «собственность каждого на все»). Цели и средства общественного развития планомерно формируются и реализуются обществом.

  2. Творческое содержание труда делает главной потребностью человека деятельность (труд) и личностное развитие, что наряду с высокой производительностью «умного» производства обеспечивает возможность распределения утилитарных благ и услуг по потребностям. На этой базе обеспечивается социальное (но не личностное) равенство. Коммунизм – это бесконечное многообразие индивидуальностей, добровольно и свободно соединенных в работающую ассоциацию, для каждого из членов которой обеспечивается неограниченный доступ к средствам развития и утилитарным благам. Последние формируются исходя из критериев красоты, целесообразности, индивидуальных особенностей потребителя (красивые, удобные, индивидуально-особенные вещи как предметы утилитарного потребления, являющиеся не ценностью, а предпосылкой реализации главной потребности – в труде). На место потребления приходит распредмечивание – выявление ценностей, содержания, смыслов окружающего мира (в том числе, красоты вещей).

  3. По мере перехода к коммунизму рынок, эксплуатация, государство, религия и другие формы социального отчуждения отмирают и сменяются отношениями солидарности и сотворчества в рамках добровольной работающей ассоциации, в которой «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (К. Маркс и Ф. Энгельс), господствует общественное самоуправление и обеспечиваются все условия для включением каждого в ассоциированное социальное творчество и прогресс культуры. Конкретные формы реализации этих отношений сложатся по мере становления коммунизма.

  4. Коммунистическая общественная система характеризуется внутренними противоречиями, являющимися источником ее развития. К числу таких противоречий относится весь круг противоречий творческой деятельности (между «солистом и кордебалетом» и др.), между свободой творчества и необходимостью ее общественного ограничения и др. Коммунизм – не столько последняя общественная формация, сколько начало новой эпохи развития со своей новой структурой, новыми этапами развития, которые уже не будут общественными формациями в точном смысле слова.

  5. Коммунизм – это такой социальный хронотоп (пространство-время неотчужденных общественных отношений, основные черты которых мы назвали выше), элементы и ростки которого возникают и развиваются уже в мире отчуждения (при капитализме и ранее). Это – участие в борьбе за социальное освобождение (реформах, революциях), научное и художественное творчество и т.п. Соотношение неотчужденных общественных отношений и отношений социального отчуждения характеризует меру продвижения общества к коммунизму. Одно из количественных выражений этого соотношения – рост свободного времени общества, индивида, где свободным является время личностностного развития (включая участие в деятельности социального движения или изучение «Капитала» в тюрьме).

 

Коммунизм: противоречия генезиса

  1. Переход к коммунизму предполагает победу коммунистической политической революции. Общество, возникающее в результате этой победы, базируется на капиталистических производительных силах (деформированных нуждами капитала и характеризующимися разным уровнем развития в разных сферах), наследует капиталистические и другие отчужденные социально-экономические отношения (рынок, капитал, неравенство, бюрократизм) и человека, сформированного тысячелетиями господства отчуждения (патриархальности, рынка, национализма, религии и др.) и являющегося вследствие этого в большинстве своем конформистом. Противоречие этого этапа состоит в том, что совершают революцию широкие массы трудящихся, но непосредственно строителем коммунизма становится политически активный авангард и дальнейшее продвижение к коммунизму зависит главным образом от того, удастся ли включить в ассоциированное социальное творчество большинство, а затем и всех трудящихся.

  2. Поскольку коммунизм появляется не на пустом месте, а из капитализма со всеми его противоречиями (обременёнными во многих случаях пережитками добуржуазных отношений), постольку необходимостью является длительный переходный период, перерастающий в первую фазу коммунизма (социализм или «неполный» коммунизм). Это периоды, для которых характерно глубокое противоречие между силами отчуждения (репродуктивный труд, рынок, государство, социальное неравенство, потребительство и другие элементы капитализма) и силами рождающегося коммунизма, главные из которых социальное творчество (солидарность, «энтузиазм») и культура. На протяжении переходного периода решается вопрос «кто – кого», на стадии социализма – отмирания уже побежденных, но ее сохраняющихся отношений и форм социального отчуждения.

  3. Политической формой переходного периода является сохраняющееся государство трудящихся, в котором деятельность политического руководства не только нацелена на интересы трудящихся, но и осуществляется при их непосредственном участии и под контролем трудящихся и опирается на их участие в управлении экономикой, политическими процессами и общественной жизнью на всех уровнях. Практическое включение трудящихся в управление обществом обеспечивается за счет институтов базисной и прямой демократии, и власти Советов, базирующейся на полной реализации принципов выборности, сменяемости, «средней заработной платы» + отмены привилегий и льгот для руководства в единстве со всенародным учетом и контролем. Сохраняющиеся социально-политические силы отчуждения (в частности, класс буржуазии) от политической власти отстранены (такое государство в теории коммунизма 19 – начала 20 века называлось «диктатурой пролетариата»).

  4. Завершение переходного периода и переход к первой фазе коммунизма знаменуется, в частности, вытеснением капиталистического уклада и переходом к участию в управлении всех граждан при постепенном отмирании государства как особого политического института по мере усиления роли институтов гражданского общества, представляющих интересы трудящихся (в марксистской теории 21 века это называется «социализм гражданского общества»).

  5. Продвижение к коммунизму осуществляется неравномерно, включает периоды «наступления» и «отступления». До победы коммунизма (высшей фазы) сохраняется возможность поражения сил коммунизма и реставрации капиталистической системы или даже еще более глубокой исторической реверсии, ведущей к обществу, включающему элементы феодализма.

  6. Победа коммунистической революции возможна в одной или нескольких странах, где окажутся наиболее глубоки противоречия мирового капитализма, наиболее мощны и организованы левые политические силы и где сложится революционная ситуация. Условием дальнейшей успешности коммунистического созидания в такой стране (странах) является наличие мощной международной солидарности левых сил, обеспечивающей парирование (или, по крайней мере, значительное смягчение) внешней угрозы. Успешность продвижения по пути к коммунизму на первой фазе прямо зависит от победы коммунистических революций в других странах. Переход ко второй фазе (коммунизму) возможен лишь на основе всемирной победы коммунистических революций (при первоначальном сохранении неравенства в мере развития коммунизма в разных мировых подпространствах).

  7. Победа или поражение сил коммунистического созидания после коммунистической революции зависит от энергии социального творчества и меры включения в него масс, прогресса культуры и человеческих качеств, теоретической обоснованности, эффективности и демократизма действий политического авангарда.

 

***

 

PS. Более подробно с изложенным можно ознакомиться в учебнике А.И. Колганова «Что такое социализм. Марксистская версия». Учебник находится в открытом доступе в Интернете. В учебнике содержится аннотированная библиография работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а так же отечественных и зарубежных марксистов 20 и 21 веков.

 

 

Москва, июль 2020 г.