Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

О народном государстве. Часть 3, последняя.

Часть 1

Часть 2

     Попробуем предложить схему государственного устройства, учитывающего сформулированные выше принципы. Сконцентрируем внимание на основных отличиях этой схемы от современной практики.
     Пожалуй, главное отличие — в построении и содержании политического процесса. Остановимся на этом более подробно.
     Политический процесс организуется и управляется двумя самостоятельными органами. Будем называть их избирательной и контрольной комиссиями (ИК,КК). На общегосударственном уровне работают центральные комиссии, на местах — их отделения соответствующего уровня. ИК -управляющий орган, КК — контрольный.
     Политическое поле государства составляют конкурирующие между собой политические партии. Существуют партии нескольких уровней, начиная от самого мелкого, охватывающего группы людей в несколько сотен или даже десятков человек, объединенных, например, по территориальному или производственному принципу, и заканчивая общегосударственным. Партия определенного уровня должна иметь отделения на всех предыдущих уровнях. Партии формируются гражданами свободно.  Вновь образованная партия регистрируется как партия нижнего уровня. Для регистрации инициативная группа должна подготовить ряд документов:
 7.1. Идеология партии.
 7.2. Устав.
 7.3. Перечень основных проблем, стоящих перед обществом.
 7.4. Программа партии, содержащая конкретные, поддающиеся оценке обязательства и пути их выполнения.
 7.5. Критика вышеприведенных пунктов других партий.
 7.6. Послужной список основных персоналий.
 7.7. Список ее членов.
     Партия считается существующей, если она:
 8.1. Поддерживает с заданной периодичностью актуальность документов 7. Пункт 7.6. дополняется историей партии.
 8.2. Участвует в политическом процессе, т.е. в выборах. Выборный цикл включает обязательное участие в выступлениях.
 8.3. Работает в органах власти в соответствии с полученным на выборах представительством.
     Качество представленных документов 7 и выполнение условий 8 оценивается ИК, которая и принимает решение о регистрации (продлении регистрации) партии.
     Выборный цикл состоит из следующих этапов:
9.1. Выборы. Этот этап включает:
9.1.1. Регистрацию и допуск партий.
9.1.2. Предвыборную агитацию, содержащую в том числе регламентируемую серию публичных прений, участие в которых обязательно для всех политических сил и персональных кандидатов. Регламент и объем предвыборной агитации должен гарантировать одинаковые возможности для всех партий и достаточность для донесения своих позиций до электората. Выполнение заданного объема агитационных действий — это не возможность, а обязанность каждой партии.
9.1.3. Процесс голосования. Должен быть либо полностью, либо частично открытым. Последнее означает возможность гражданина проверить свой голос и свободное знакомство с анонимизированными данными любого уровня. Цель — исключение возможности фальсификации голосов.  Невозможность фальсификации — вообще главное требование к организации голосования. А если все-таки фальсификация случается, то она должна рассматриваться, как тяжелое уголовное преступление, и соответственно наказываться.
9.2. Период межвыборного функционирования власти. Обязанность КК — отслеживать соответствие действий избранных политических сил взятым на себя обязательствам. Для исключительных случаев должна быть предусмотрена возможность отстранения отдельных персоналий или даже партийных фракций в целом от власти.
9.3. Отчетный период. КК и ИК проводят оценку действия субъектов власти сравнением взятых на себя обязательств и реально достигнутых результатов с учетом действия объективных, не поддающихся прогнозу факторов. Оценка выводится с использованием юридически утвержденных формальных показателей, как результат гласного состязательного процесса и служит маркером для электората на следующий избирательный цикл. В особых случаях конкретные персоналии или в целом политические силы могут быть ограничены в политических правах или даже нести уголовную ответственность.
     Весь политический процесс, в том числе организация выборного цикла и существование политических партий финансируется исключительно государством. Т.е. имеет место запрет финансирования политической агитации и личных доходов профессиональных политиков из негосударственных источников. Финансирование партий происходит из госбюджета в объеме утверженного процента пропорционально результатам партии на последних выборах. Главный момент здесь — эффективный контроль за движением средств.  Это фундаментальная, далеко не только политическая проблема, обсуждение которой выходит за рамки данной статьи. Здесь лишь скажем , что в основе ее решения лежит полный отказ от наличных денег.
     КК — основной контролирующий орган политического процесса, состав которого комплектуется из двух источников: политического и профессионального. Политическая часть состоит главным образом из представителей оппозиционных партий. Вот возможный вариант формирования политического состава КК. 30 % занимают представители партий, набравшие в сумме больше 50% голосов. 70% занимают остальные партии. Места в каждой группе распределяются пропорционально набранным голосам.  Пусть, например, в выборах соответствующего уровня участвуют 5 партий. 1-я набрала 40% голосов, 2-я — 20, 3-я — 15, 4-я — 15, 5-я — 10. Тогда в КК эти партии будут иметь следующее представительство: 1-я — 20, 2-я — 10, 3-я — ~26,2, 4-я — ~26,2, 5-я — ~17,5.
     Судебная система должна иметь отдельную самостоятельную ветвь — политический суд. Как вариант, его задачи могут быть возложены на конституционный суд. В этом случае конституционный суд должен быть преобразован в многоуровневую систему. В компетенции этой ветви судебной системы — все спортные вопросы политического процесса.
     Силовые структуры. Их в государстве должно быть несколько, что уже соответствует современной практике. Предложим некоторые важные требуемые отличия в их  функционировании и взаимодействии.
10.1. Упрощенный порядок принятия решения о взаимных проверках.
10.2. Самостоятельные структуры, подчиненные КК и политическому суду.
10.3. Обязанность ФСБ взять власть в свои руки в случае конфликта между гражданскими ветвями власти, неразрешённые судебной процедурой. При этом состав конфликтующих органов отправляется в отставку и организуются новые выборы.
10.4. Обязанность армии взять власть в свои руки в случае антиконституционных действий ФСБ при выполнении предыдущего пункта. Руководство ФСБ при этом отправляется в отставку, спорные вопросы выносятся на референдум, организуются новые выборы.
     В заключение сделаем два замечания, касающиеся правительства и парламента, которые остаются основой управляющей власти.
     11.1. Вопрос о целесообразности в условиях нового государства принципа раздельного формирования исполнительной и законодательной составляющих власти, который нередко приводит к противостоянию правительства и парламента в случае, когда большинство в этих органах сформировано разными политическими силами. Подобное противостояние приводит к частичной взаимной блокировке работы этих органов, что так или иначе сказывается на управлении страной. В условиях современного капиталистического государства этот принцип оправдан тем, что препятствует узурпации власти узкими кланами в ущерб остальной части буржуазии. В предлагаемой структуре власти основной контроль реализован другими механизмами, поэтому полезность обсуждаемого принципа оказывается под вопросом.
     11.2. Большинство изложенных выше идей так или иначе направлены на ограничение возможностей представителей управляющей власти действовать (или бездействовать) в личных целях в ущерб общественным, что, безусловно, снижает привлекательность занятия руководящих постов и, следовательно, конкуренцию за власть. Однако, наличие серьезной конкуренции — необходимый фактор формирования качественной управляющей элиты, поэтому привлекательность вхождения во власть должна оставаться на высоком уровне. Для этого должны быть предусмотрены ряд мер, среди которых одна из главных — высокая зарплата.

Vote up!
Vote down!

Points: 0

You voted ‘up’