Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

ВСПОМНИМ ЕЩЕ ПРО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

Георгий БИСКЭ,

доктор геолого-минералогических наук

ВСПОМНИМ ЕЩЕ ПРО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

(Опубликовано в «СПб Ведомостях» 30.09.2020:

«Интернационализм себя еще покажет». Курсив – вырезанное)

 

В публикации «Как правильно родину любить» от 16 сентября доктор исторических наук Михаил Кром обстоятельно и взвешенно рассматривает историю понятий «патриотизм» и «национализм», причем отмечает, что нередко грань между ними провести очень сложно. Однако, согласитесь, что столь давно и широко употребляемые термины всегда обрастают массой смыслов и лучше всего самому определить, что вы под ними понимаете.

Я бы считал, что патриотизм – это любовь к родине конструктивная и оборонительная, а национализм исходит из чувства превосходства своей нации и из ее права на то, в чем другим нациям отказывает, в том числе на агрессию, наступление. Могу принять и другую классификацию: национализм включает патриотизм, но допускает агрессию. Еще важно, что патриотизм – не идеология, а нормальное, устойчивое состояние, с опорой на свой народ и страну. Для развития же нужна именно идеология, т.е. видение будущего и как к нему идти.

Сегодня почему-то в тени совершенно незаслуженно оказывается такое понятие, которое в советское время было ключевым: интернационализм. Прежде всего это чувство солидарной ответственности за весь мир. Социалисты XIX века хотели видеть его «пролетарским», когда говорили о капитализме как главной причине войн и вражды и искали то, что можно этой причине противопоставить. Заняв эту позицию, Ленин и правда в 1914 году проиграл, оказался в меньшинстве даже среди социалистов Европы, которые ничего не смогли противопоставить взрыву национализма; но устоял и победил потом, в немалой степени потому, что нашел как раз удачное соотношение патриотизма («мы оборонцы с 25 октября 1917 года…») с интернационализмом.

Однако в целом события ХХ века показали, что наемные работники еще не могут выйти за пределы логики, которую диктует конкуренция крупного капитала и вытекающая из нее (и не только) вражда государств и народов. В результате страна даже победившего пролетариата должна была вести себя как всякое отдельное государство. Поэтому сейчас наши надежды несколько смещаются. Возрастание всех мировых связей, глобализация в лучшем смысле этого понятия, вместе с осознанием хрупкости мира, постепенно создают критическую массу интернационализма. У всех общественных классов – которые, кстати, уже сильно изменились, переформатировались и в будущем тоже исчезнут, в привычном для нас смысле. Пролетариям уже есть много чего терять, а значит они уже не пролетарии. Интеллигенции и даже явному большинству собственников мир и сотрудничество нужны не меньше, чем промышленным рабочим. Между тем серьезная идеология всегда строится для решения основных задач. Сохраним мир и планету – посмотрим, интересы каких групп могут ей угрожать и какой строй, какой мировой порядок лучше других. Здесь может быть уместно еще вспомнить про «космополитизм», но это слово лучше оставить для тех, кто миром просто пользуется, паразитирует помаленьку, а иные и по-крупному.

И почаще будем смотреть на себя со стороны. Конечно, можем оставаться только патриотами, чтить лишь своих императоров (исправлено — деятелей) и их славных приближенных, а Маркса и Энгельса запишем в русофобы, потому что они не любили Николая I и его войска, утвердившие священный союз монархий против революционеров. Только тогда не следует удивляться, что нас легко будет показать врагами всего мира и прогресса.

Так что – интернационализм.

 

Друзья «Альтернатив»: 
Голосование: 
Vote up!
Vote down!

Points: 0

You voted ‘up’