Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Воспоминания о будущем: мифы и уроки Новой экономической политики

А.В. Бузгалин, профессор Московского финансово-юридического университета

Воспоминания о будущем: мифы и уроки Новой экономической политики

(полная авторская версия статьи, опубликованной с сокращениями и под другим названием в «Литературной газете» НЭПу 100 лет: плюсы и минусы реформы — Статьи — Литературная газета (lgz.ru)

 

Мы вступаем в период столетних юбилеев – плана ГОЭЛРО, НЭПа, великих строек, новых направлений в искусстве, гениальных поэм и фильмов – период столетия великих свершений Советской России, а с декабря 1922 года – Союза Советских Социалистических Республик.

Мы вступаем в период трудных дебатов – ибо СССР – это первый и потому сугубо противоречивый (а что возникает без противоречий?) опыт движения в будущее огромной страны – мир лежащий «по ту сторону» рыночной конкуренции и денежного фетишизма, мир, в котором доступность обучения и медицины, гарантия работы и уверенность в завтрашнем дне были обыденностью. И вместе с тем, мир, в котором люди подчинялись жестким идеологическим стандартам, стояли в очередях… мир, который подарил человечеству море побед в науке, искусстве, технологиях, образовании и который… в 1990-х ушел с исторической арены. Пока ушел.

Он был очень разным, наш СССР, в эпоху Ленина и Сталина, Брежнева и Горбачева. Он был совсем разным для комсомольцев-добровольцев, не только в песне, но в практиках видели солнце порой предрассветной и так находили счастье, и для тех, кто страдал от невозможностью купить без очереди Жигули (был такой автомобиль в СССР). Мы спорили и будем спорить об уроках нашей страны. И начинать этот спор будем прежде всего с периода Новой экономической политики, начавшейся сто лет назад.

Причина проста: именно тогда мы, победив в Гражданской войне, начали строить новое общество, неодномоментно, но последовательно уходящее от патриархальности, феодализма, капитализма и засилья бюрократии. И потому, что сегодня, сто лет спустя, в РФ 2021 года нам предстоит решать именно эти задачи – задачи преодоления всеобъемлющей власти капитала и бюрократии, избавления от иллюзорной веры в «доброго царя» и клерикализма – нам так важен опыт НЭПа.

Об этом периоде много написано. Я бы посоветовал читателям начать с тщательно выверенной книги моего друга – профессора Андрея Колганова «Путь к социализму: пройденный и непройденный» и его же романа «Жернова истории». В этих книгах – правда противоречий и великих свершений той поры. Документально выверенная правда.

А сейчас – поневоле коротко – о главных мифах и главных уроках СССР 1920-х.

Первое и главное: это была страна рождающегося социального творчества, массового, включающего десятки миллионов человек, энтузиазма. Рабочий, крестьянин, учитель становились героями страны и начинали делать то, что столетиями казалось невозможным. Пролеткульт стал пространством, где миллионы учились писать и понимать стихи, театр, музыку. Их – рабочих – стихи были подчас примитивны как мычание, но в клубах Пролеткульта, несмотря на противоречия в политике его верхов, они становились субъектами художественного со-творчества, возвышаясь до статуса творца. Нет не гениальных стихов – гениально-нового общественного отношения совместного включения в культуру. То же – в спорте. В конструировании аэропланов. В открытии Северного морского пути. В обучении детей и женщин деревень и аулов не только грамоте – новому бытию, в котором МЫНЕ РАБЫ. А еще открытие в разрушенной Первой мировой и Гражданской войнами стране университетов, научно-исследовательских институтов, тысяч различных художественных объединений и кружков самых разных направлений. И главное: свобода создания коммун, кооперативов и… частных предприятий.

Второе. Особая политическая атмосфера. Не было не то что культа вождя – вождя еще не было. Были Рыков, Дзержинский, Киров, Сталин, Бухарин, Троцкий… Была реальная социалистическая многопартийность, одетая в форму внутрипартийной борьбы. Была четкая, последовательная, жесткая, но не бессмысленно жестокая линия: из России НЭПовской будет Россия социалистическая. А потом – и коммунистическая. В этом, кстати, качественное отличие НЭПа от современного Китая, строящего «общество средней зажиточности», а не коммунизм. Эта система, повторю, была жесткой: буржуазная оппозиция к политической власти не допускалась. Либеральные идеи в газетах и кино не распространялись. По сути анти-социалистических философов из страны выслали (но как: предложив альтернативу: работать в регионах или уехать за рубеж, получив для поездки немалую сумму в валюте – и это в нищей стране! – и потом получая в европах гонорары за публикации их антисоветских, но умных книг в СССР).

Третье. НЭП предложил миру новый вектор развития – теорию и практики экономики, политики, культуры, которые тогда еще не апробировали нигде. Долгосрочное планирование, решающее задачи грандиозных не только научно-технических и экономических, но и – может быть самое главное – культурных и образовательных сдвигов. Теорию и практика формирования смешанной экономики с соревнованием двух секторов – кто эффективнее. Система инициатив по развитию учета, контроля, самоуправлении для противодействия бюрократизму и масса практик создания открытых для каждого общественных союзов и движений (того, что сейчас называют «гражданским обществом»)…

Нет, я не идеализирую НЭП. У него была и темная сторона. Именно тогда в советской стране «вылезло мурло мещанина». Именно тогда зарождались основы сталинщины. Более того, будем честны: НЭП не смог последовательно реализовать заложенный в нем импульс: победить частный капитал экономически, мещанина – культурно (вспомните рассказ Алексея Толстого «Гадюка»), оппозицию – демократически. Техническая и культурная отсталость Российской империи, помноженные на результаты двух войн, не позволили создать общество, которое очевидно превзошло бы капитализм экономически. Призраки прошлого – бюрократизм, властолюбие, патриархальность – уродовали советскую систему.

Однако даже то, что удалось сделать тогда, при тех, крайне неблагоприятных, условиях, показало колоссальный потенциал социальной энергии, разбуженной социализмом. И новый – советский – человек, прокладывавший красную линию мировой истории, вопреки внутреннему и внешнему давлению сил отчуждения – бюрократии и капитала, патриархальности и мещанства – тому доказательство.

Не стоит ли воспринять эти уроки в современных условиях?

Не пора ли вновь сказать: сегодня нужна Россия НЭПовская, чтобы завтра она стала Россией социалистической?

Голосование: 
Vote up!
Vote down!

Points: 0

You voted ‘up’