Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Человек и общество (доработано)

Аватар пользователя bobrov-sa

С позиции материализма, существует только материя в её непрерывном движение, в составе бесконечного количества материальных объектов (субстанций), в бесконечном их качественном разнообразии. При этом, все материальные образования (субстанции) с их массами, внешними формами и качественными характеристиками (внутренними формами), это результат предыдущего бесконечного движения. А значит, и любые противоречия есть результат определённого вида движения. Но поскольку противоречия выступают и как побудительная основа дальнейшего движения, то получается, что формирование новых противоречий, это этап смены побудительных основ движения, влекущие за собой и изменения соотношений внутренних видов движения в субстанции. С позиции диалектики это выглядит как переход количества (одного вида движения) в качество (в другой вид движения).

Не только для человека и общества, и даже не только для любого живого организма, а вообще для любой открытой термодинамической системы, условием их существования и развития является возможность обмена материей и энергией с окружающей средой. А значит, для живых организмов, в том числе и человека, и общества, это базовое, фундаментальное противоречие, которое должно постоянно разрешаться. И от степени разрешения этого противоречия зависит будет ли организм хотя бы просто существовать, или будет способен и развиваться. Но обмен материей (а в конечном счёте и обмен энергией сводится к движению материи) происходит не обменом материи в каком-то чистом виде, как некой абстракцией, а материей в виде конкретных субстанций со вполне определёнными качественными характеристиками. И именно этой, качественной стороной, т.е. идеальным, определяются те виды субстанций, которые потребляются ли утилизируются живыми организмами (как субстанциями-потребителями), количественно определяемые той массой материи, которая в них содержится.

Но потребности, это не только питание, это и условия обитания, включая и жилище и т.п, а в более общем выражении — комфорта в целом (в конечном счёте вплоть до эстетических наслаждений), и безопасность. Но человеком не рождаются, человеком становятся в процессе (каждый своего) общественного бытия, которое формирует его сознание. Именно это (сформированное в рождённом животным), его персональным общественным бытием сознание и превращает животное в человека, во вполне конкретного индивидуума. Любой индивидуум, по сути, есть только носитель (в меру его физиологических возможностей) этого, определённым образом усреднённого его персональным бытием, сознания той части общества (в том числе и опосредованно, через источники информации) в котором он формировался. И в процессе формирования сознания могут развиваться или приглушаться те или иные естественные потребности и формироваться новые, в том числе и иррациональные, удовлетворение которых ведёт не к благу, а во вред как непосредственно носителю этого сознания, так и обществу в целом. Но в любом случае эти потребности требуют их удовлетворения, на что и направляется вся мыслительная деятельность человека, рождая соответствующие идеи и волю к их реализации. Таким образом, человека (именно как человека) рождает не человек, его рождает общество, как и любой живой организм свою клетку, и реализуя свою волю, реально он реализует волю, сформированную в нём его бытием, и в первую очередь общественным.

Само же общество, как некую саморазвивающуюся систему, как правило, рассматривают только как сообщество людей (социум), а всё созданное ими только как некую искусственную природу. Но если признаётся, что общество, это саморазвивающаяся система, а значит и некий цельный материальный объект (субстанция), то оно должно включать в себя и все элементы необходимые для его функционирования и развития, а это далеко не только люди. 

Как ранее уже отмечалось (см. От стада к обществу), человек, это животное способное изготавливать орудия труда орудиями труда и именно это отличает человека от просто животного, а общество от стада. И именно изготовление орудий труда орудиями труда и их применение создало и условия для ускоренного развития умственных способностей людей (как особого вида живых организмов). То есть, развитие общества обуславливается непрерывном перетоком идеального (образов) из головы человека в идеальное создаваемых им материальных объектов (субстанций) и обратно, и это неразделимо, это единая система, единый организм, единая субстанция. Создавая новые субстанции (материальные объекты), общество меняет своё качественное состояния, свою среду (среду обитания человека), а соответственно и бытие людей (его членов), а это, в свою очередь, меняет их сознание, создавая условия для рождения новых идей по реализации их текущих потребностей, которые формируют и волю людей к их реализации. 

Таким образом дальнейшее развитие общества всегда определяется текущим его состоянием, включающим и всё созданное обществом (идеальное, включая и сознание) на данном этапе его развития. А это значит, что если мы рассматриваем общество как некую саморазвивающуюся систему (открытую термодинамическую систему), единый организм, субстанцию, то в неё не могут входить только люди. Общество — это и люди и всё ими созданное, поскольку только так оно может представлять из себя нечто целое, систему, субстанцию способную к саморазвитию. То есть, всё созданное людьми, это никакая не искусственная природа, это неотъемлемая часть общества, как субстанции, как цельного организма, элементом которого является и человек.

Любая субстанция возникает (нарождается) в определённой среде и это среда некой более крупной субстанции. И, соответственно, новая субстанция зарождается в условиях и на законах функционирования этой более крупной субстанции. Возникновение новой субстанции всегда происходит на основе случайных столкновений элементов той среды, в которой она образуется. И если в результате столкновения образуются устойчивые в той среде соединения, то они сохраняются, и общество в этом не исключение. Таким образом, зарождение общества, как новой субстанции, началось с зарождения стада. Это в стада некоторые виды животных сбивались стихийно, но получив стадным образом жизни определённые преимущества в удовлетворении своих потребностей, становились стадными животными навсегда, закрепляя это генетически. В развитии стадо (с переходом в общество) постепенно обретало атрибуты самостоятельной субстанции, как организма, открытой системы, с существованием за счёт обмена материей и энергией с окружающей средой уже не непосредственно его членов (частностей), а субстанции в целом. И превращение стада в общество, это не более чем качественный переход, изменение качественного состояния всё той же вновь образовавшейся в виде стада субстанции в процессе её развития. А завершение становления общества как самостоятельной субстанции (начавшей своё формирование со стада), вероятно, надо отнести к периоду окончательного установления разделения труда и товарообмена.  Именно с этого периода люди стали удовлетворять ощутимую часть своих потребностей не напрямую от природы, как это было в стаде, которое только повышало их возможности в этом, а опосредованно через общество, всё более и более увеличивая эту часть с развитием общества. Общество становилось всё более и более самостоятельным потребителем природных ресурсов, и утилизатором отходов своей жизнедеятельности (обмен материей и энергией с окружающей средой) и всё большим и большим посредником в этом для людей как для частей своего организма. 

В любом процессе есть взаимодействующие стороны и они неизбежно влияют друг на друга. Но если нас интересует сам процесс, направленность развития субстанции, то мы рассматриваем факторы определяющие эту направленность, как причину, а всё им вызываемое, как следствие. Поэтому, все разговоры о взаимном влиянии друг на друга человека и общества малопродуктивны. В любом организме его клетки выделяют отходы своей жизнедеятельности и утилизация их, это функция организма. Пока организм здоровый, успешно функционирует и развивается, для него это не проблема, а просто условия его существования. Если же это становится проблемой (кризис), то значит начинается смена качественного состояния организма или его гибель. Направленность развитие любых частностей определяется общим. Это общее своей средой создаёт условия, под которые приходится подстраиваться частностям, определяя, таким образом, направленность их развития. На основе этого (и всего ранее изложенного) следует исходить из первичности развития общества (по отношению к человеку), а развитие человека рассматривать только как развитие элемента (частного) общества, направляемое обществом путём формирования его среды обитания, под которую он вынужден подстраиваться. Ещё стадо, как общее, начало формировать сознание своих особей, как частностей его составляющих. А в обществе, практически всё развитие идёт через формирование сознания и воли людей. Но не по воле людей, а именно только через их волю, которая сама является продуктом (бытие определяет сознания) каждого текущего состояния общества, сама является производным от его состояния. А поскольку сознание каждого индивидуума формируется не воспитанием в виде наставлений и т.п., а его реальным бытием в целом, то и развитие общества в целом продолжается стихийно, в соответствии с его сущностью, его законами функционирования и развития, как самостоятельной саморазвивающейся субстанции.

Разница бытия отдельных членов общества обуславливает и разницу их сознаний, которые формируют и идеи обеспечения более полного удовлетворения их потребностей, и волю по их реализации. И если эти идеи (формируемые бытием) формируют соответствующую волю в достаточной для её реализации части общества, то они реализуются. Только это вовсе не значит, что реализация этих идей обязательно обеспечивает возможность дальнейшего развития общества, может быть и совсем наоборот, чему есть и исторические примеры. Знания человека и общества, как о природе в целом, так о них самих всегда ограничены, что всегда вносит определённую ошибку в реализацию сформированных сознанием идей и весь вопрос только в значимости этих ошибок. Чем меньше глубина теоретической проработки вопроса, тем существеннее ошибки и тем меньше результат соответствует породившей его идеи. Но именно этот результат и формирует новое бытие, при этом весьма разное для разных людей, включая и бывших единомышленников, которое, в свою очередь, формирует и их новое, и, соответственно, разное сознание. В результате такого формирования сознания может формироваться воля достаточного количества людей (в зависимости от их положения в обществе) способного на свершение таких изменений в нём, которые могут вести как к его дальнейшему развитию, так и к деградации и гибели. 

Но любые изменения ведут к изменению бытия членов общества и, соответственно, к изменению их сознания. И если идёт деградация общества, то ухудшается положение его членов, формируя соответствующим образом и их сознание, генерирующее идеи противодействия этому, формирующие и волю достаточного количества членов общества для противодействия этому процессу. Таким образом, направленность развития общества от воли и желания человека не зависит, идёт по своим внутренним законам саморазвивающейся субстанции, и чтобы иметь возможность осознанно воздействовать на его развитие (в рамках его естественной направленности) в интересах большинства членов общества, необходимо осмыслить эти законы. А просто благими намерениями, как говорится, выстлана и дорога в Ад.

 

Vote up!
Vote down!

Points: 0

You voted ‘up’

Комментарии

Аватар пользователя Совок

  «, направленность развития общества от воли и желания человека не зависит, идёт по своим внутренним законам саморазвивающейся субстанции, и чтобы иметь возможность осознанно воздействовать на его развитие (в рамках его естественной направленности) в интересах большинства членов общества, необходимо осмыслить эти законы. «

   Хорошо сказано. Осталось дело за малым, узнать, что это за законы и их осмыслить.

Аватар пользователя bobrov-sa

Об этом в следующей статье.

С. Бобров.

Аватар пользователя IvanPetrov

Зачем тогда писать, ждите следующую порцию?! А не исправлять, «вылизывать» содержимое предыдущих ступеней?

А поскольку сознание каждого индивидуума формируется не воспитанием в виде наставлений и т.п., а его реальным бытием в целом, то и развитие общества в целом продолжается стихийно, в соответствии с его сущностью, его законами функционирования и развития, как самостоятельной саморазвивающейся субстанции. пр ар

Допускаю, вы хотели сказать, что на мировозрение и воспитание каждого человека влияет его бытиё, проявляющееся в его социальном окружении, материальном достатке и индивидуальном личном опыте, связанном в том числе и с его физической конституцией, данной от природы!

Вы же использовали термин Сознание без его раскрытия (какое использовали значение), связав его с реальным бытием, из которого зачем-то выкинуто, воспитание, образование, передача опыта.
С чего вдруг «в виде наставлений» не влияет на бытие конкретного человека?!
А обобщение «в целом» вообще эпично, так можно о чём угодно высказываться.

По поводу «направленность развития общества от воли и желания человека не зависит, идёт по своим внутренним законам саморазвивающейся субстанции, и чтобы иметь возможность осознанно воздействовать на его развитие (в рамках его естественной направленности) в интересах большинства членов общества, необходимо осмыслить эти законы» уже многократно обсуждали, но вас к фатализму какому-то дремучему всё время тянет.

В 101 раз – все известные нам объекты представляют из себя системы. Сбой любой подсистемы может повлиять на функционал системы! Даже один человек может влиять на общество! Уровень влияния должен пройти определённую критическую точку, поэтому предварительно происходят процессы накопления ресурсов (создание сообществ) и ожидание подходящих условий.

В синергетике/теории самоорганизации вводится такое понятие как 
Точка бифуркации — критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределённость: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдёт на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности.

Естественное замечание, что оказать конструктивное/прогрессивное влияние сверхсложно из-за инертности и стремления определёной части социальной системы сохранить своё положение.

<p>Ищу Истину!</p>

Аватар пользователя bobrov-sa

С Вами как-то сложновато общаться, у Вас какое-то клиповое восприятия материала и соответствующие суждения. Вот как можно было написать такое: «Вы же использовали термин Сознание без его раскрытия (какое использовали значение), связав его с реальным бытием, из которого зачем-то выкинуто, воспитание, образование, передача опыта» при том, что Вы оставляли комментарии под статьёй «От простых форм отражения до сознания и мышления» https://www.alternativy.ru/ru/node/17405 ? Что из перечисленного здесь Вами там выкинуто? Похоже, что Вы и тот материал так же клипово восприняли, не вникнув в суть изложенного в целом.

С. Бобров.

Аватар пользователя IvanPetrov

Вы выкладываете статью за статьёй. Но в них не выделенны утверждения в виде логических цепочек.  

Например так. Тема «Человек и общество»

Цель — показать, что  … ! (или другая важная для вас)
Исходя из посылок и определений:  (фиксируются однозначные определения для используемых в статье терминах)
Человек — …; Общество — ; …
Я утверждаю: Т.1 … ; Т2 … ; …
Обсудив и обосновав тезисы, я прихожу к выводам:
Вывод 1 …  ; Вывод 2 … ; …

Поэтому я читая ваши статьи и пытаясь востановить эти цепочки самостоятельно постоянно натыкаюсь на несоответсвия и вытаюсь уточнить термин, на предмет ошибки применения или общего непонимания.

Вот в данном цикле статей, так и не понятна ключевая затея для тех кто читает. С чем конкретно мы должны согласиться, над чем совместно поработать?
Я тоже считаю, что прежде что-то делать необходимо прочитать инструкцию или разобраться в задаче. Но по переписке мы расходимся в  методе решения и не только я указал вам на то, что нужно всегда изучать текущую потребность и правильно формулировать задачу, а в прошлый опыт заглядывать для сверки, а не тупого безконечного изучения того, что было, но прошло!

<p>Ищу Истину!</p>

Аватар пользователя bobrov-sa

«нужно всегда изучать текущую потребность и правильно формулировать задачу, а в прошлый опыт заглядывать для сверки, а не тупого бесконечного изучения того, что было, но прошло!».

Что значит «изучать текущую потребность»? Мне это как-то не очень понятно? Потребность в чём-то либо есть, либо её нет, что её изучать? Другое дело, изучать возможность её реализации. А вот если у Вас потребностью является преобразование общества, как основы для реализации всех остальных ваших потребностей, то, наверно, надо и изучать возможности его преобразования в нужном для Вас направлении. А возможности преобразования любого объекта под заданные цели зависят не только от способности того, кто собирается этим заниматься, но и от самого объекта, его свойств, сущности (из пластилина дом для жилья не построишь). Поэтому, прежде чем пытаться что-то преобразовывать (а в данном случае мы имеем только общество), необходимо понять его сущность, что это вообще такое, а сделать это без осмысления того откуда оно и почему взялось, невозможно. Вот это пока я и пытаюсь раскрыть (правильно или нет я это делаю, это пока что дело десятое, на данном этапе главное это сама постановка вопроса). А вот когда с этим определимся, тогда и посмотрим, что конкретно можно сделать с ним (как повлиять на его развитие) чтобы оно максимально соответствовало нашим интересам. А без изучения прошлого сделать сделать это невозможно, так что, не такое уж оно (изучение) и тупое. J

С. Бобров.

Аватар пользователя IvanPetrov

Попробую сам тезисно. 
«Нужно всегда изучать текущую потребность и правильно формулировать задачу, а в прошлый опыт заглядывать для сверки, а не тупого бесконечного изучения того, что было, но прошло!».

Вы спрашиваете: Что значит «изучать текущую потребность»?

Из определения: Потребность это жизненная необходимость, то без чего объект/система не сможет существовать в текущих условиях.
И тезиса: Потребности любого объекта/системы – конечны!
Следует, что если взять как объект человеческую особь, то у неё есть базовые физиологические потребности: есть, пить, спать, дышать, двигаться, отдыхать и трудиться, терморегуляция и т.д.

Чтобы стать Человеком к базовым потребностям нужно добавить, образование и воспитание в человеческой среде.  
Высшими Человеческими потребностями являются – реализация в труде своего потенциала и признание своих достижений в обществе (полезность)! Другими словами – обретение смысла!

С развитием объекта  и окружающей среды, появляются текущие потребности связанные с новыми смыслами. 
Для человека это социальные роли.
Примеры текущих потребностей: поехал на север – нужна тёплая одежда, поехал в тропики — средство от укусов насекомых. 

Попалась вчера вот такая инструкция для слуг рынка по определению потребности покупателя

Она содержит ложное представление о том, что продавец/маркетолог может предоставить всё необходимое, хотя на самом деле пытается всучить, то что есть в наличии. Но в в целом в стотье много интересного и полезного.

В рамках темы «Человек и общество». 

Можно сформулировать вопросы касающиеся любого жителя планеты:
1. Возможно ли качественно обеспечить потребности любого человека/группы/сообщества/человечества?
2. Каковы пределы базового обеспечения (нижний и верхний) исходя из имеющихся ресурсов и технологий? 
3. Возможно ли построить, такое общество, где каждый его член сможет реализоваться, раскрыть свой талант и стать счастливым человеком?

Потребности общества как развивающейся системы:

1. Позже допишу, хочу спать.

<p>Ищу Истину!</p>