Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

К вопросу о марксистской газете

Константин Долгов

К вопросу о марксистской газете

Итак, вряд ли кто-нибудь будет отрицать тот факт, что марксистская газета нужна. Интернет – это хорошо, но агитировать посетителей одной только сети не есть эффективный метод агитации. Надо полагать, что наиболее действенной является комплексная агитация, то бишь агитация в Интернете, печати, на радио и ТВ. Два последних вида СМИ в силу ряда причин для нас недоступны, и дело не только в колоссальных затратах (можно было бы собрать с миру по нитке). Получение лицензии на радио и телевещание в Украине – сложнейший процесс, который, согласно моему опыту, возможен при наличии не столько денег, хотя и они важны, сколько определенной «репутации». Со всей ответственностью могу заявить, что никто из организаторов и посетителей нашего сайта такой «репутацией» не обладает. Говоря простыми словами, чтобы получить лицензию, нужно быть «кем-то». Нас же, даже если мы соберем необходимую для официальных платежей сумму, Нацсовет и на порог не пустит. Впрочем, многие товарищи считают именно радиовещание наиболее эффективным средством агитации и пропаганды.

Неправильно, однако, полагать, что газета – менее затратное и сложное предприятие по сравнению с радиостанцией или телеканалом. Региональная (не всеукраинская) газета с тиражом порядка 3-5 тысяч экземпляров в денежном эквиваленте стоит трех региональных же радиостанций. Это во многом объясняется тем, что газету необходимо распространять (в то время как радиоволны распространяются самостоятельно) и рядом других факторов.

Следует заметить, что речь идет о т.н. коммерческих газетах, радиостанциях и т.д. В них во главе угла – получение прибыли, и именно это делает их дорогим удовольствием, доступным лишь «медиа-инвесторам». Поясню. Если газета создается, прежде всего, для получения прибыли, то делать ее в однокомнатной квартире в спальном районе не получится: рекламодатель в такую «редакцию» не придет и газета обанкротится. Поэтому нужно снимать офис, делать там евроремонт, нанимать барышень с маникюром, которые будут охмурять потенциальных клиентов. Все это требует колоссальных расходов. Добавьте сюда баснословные суммы на распространение. Вообще, распространение – самая затратная часть любого газетного проекта. Чтобы попасть на газетный рынок и в существующие сети распространения, необходимо сплошь и рядом платить – за то, что будут брать газету в киоски; за то, что будут выкладывать ее на видном месте… Даже за то, что газету будут рекомендовать сомневающемуся покупателю, нужно платить непосредственно киоскеру. Короче говоря, газета – это весьма и весьма накладно.

Давайте подумаем, как мы можем минимизировать расходы на выпуск газеты и ее распространение. Буржуй-рекламодатель к нам никогда не придет, поэтому тратить деньги, чтобы лишний раз пустить пыль в глаза, нам ни к чему. Редакция как таковая не нужна. Газету, которую мы подразумеваем, может делать 1 (один) человек в домашних условиях. Для этого ему необходимо иметь компьютер с выходом в сеть (авторы будут присылать материалы и фотографии по электронной почте) и минимальные навыки работы в системах верстки – например в InDesign (не уверен в правильности написания, но специалисты поймут).

Технологически процесс выглядит следующим образом. Скажем, в Донецке наш активист нащупал тему, разработал ее, написал материал и отправил его на известный электронный адрес. Наш человек в Харькове (Киеве, Одессе, Львове и т.д.) сделал то же самое. Редактор систематизирует полученные материалы, расставляет их на полосе, при необходимости придумывает заголовки, верстает и у нас есть готовая газета. Материальных затрат почти никаких, но, разумеется, придется потрудиться, что нас ни в коей мере не смущает.

Теперь распространение. От традиционной системы распространения, как от малоэффективного пожирателя денег, мы отказываемся. Следовательно, нам даром не нужны регистрация ООО, получение свидетельства и прочих бумажек – а это в сумме от 300 до 400 долларов. Тем не менее, перед нами стоит непростая, но, как мы поймем чуть ниже, вполне решаемая задача – как распространить газету?

Киоски «Союзпечати» нам не нужны, да и не потянем мы такие расходы с материальной точки зрения. Тем не менее, выход есть. Во времена моей активной занятости в прессе я продвигал идею о т.н. крикунах-реализаторах. Увы, идея не получила практической реализации по независящим от автора причинам. Вкратце суть ее такова. Газету распространяют люди, которые неспешно двигаются по самым оживленным улицам города, и при этом выкрикивают заголовки. В принципе, ничего нового – именно так продавали прессу в начале прошлого века. Представьте себе картину: возле станции метро стоит газетчик и выкрикивает: «Правительство подняло цены на газ до 404 гривен за тысячу кубометров! Министр такой-то купил себе новый «Мерседес»! 5 тысяч рабочих «Криворожстали» будут уволены!» ну и т.д. Подобный метод продвижения газеты особенно подойдет активистам-экстравертам. Кстати, достоинство этого метода распространения еще и в том, что изъять весь тираж властям будет очень сложно. Не успеют согнать нашего глашатая с одного места, как он появится в другом.

Вообще же, от марксистской газеты до марксистской листовки – один шаг. Не вижу причин, по которым нам не следует делать этот шаг.

По поводу рубрикации и вообще наполнения газеты более чем подробно и со знанием дела высказался товарищ Ретинский в материале «Каким должен быть «коллективный организатор» (27.09.2006). Могу лишь добавить, что сам процесс подачи информации должен соответствовать неким неизменным принципам. Это:

а) информативность заголовков (уход от метафоричности – человек должен, прочитав заголовок, понимать, о чем, собственно, статья)

б) заголовок важно сопровождать дополняющим подзаголовком, который более подробно информирует читателя о сути материала

в) любой материал, будь-то новостной или аналитический, необходимо начинать с главного (принцип перевернутой пирамиды – начинаем с важного, заканчиваем несущественными деталями и выводом)

г) объем материала не должен превышать 2,5-3 тысячи печатных знаков – длинные тексты читателя огорчают, лаконичный же материал имеет все шансы быть прочитанным. Кажущаяся при этом потеря качества в некоторой степени является подсознательной тягой к графоманству. Так, самые читаемые буржуазные газеты очень редко позволяют себе публиковать материалы объемом больше 3-3,5 тысяч знаков, тогда как нескончаемые полотна вроде «Зеркала недели» могут «похвастаться» скромным продаваемым тиражом (в среднем 300 экземпляров на каждый областной центр)

д) любой материал целесообразно разбивать на мелкие части: таблицы, врезки, цитаты и т.д. Это делает материальным более читабельным.

Необходимо заметить, что вышеперечисленные принципы вовсе не обязательно сделают газету «желтой». «Желтизна» — не в формате, а в наполнении, контенте. У нас же на первой полосе будет такой же информационный убойный заголовок, как в «желтой» прессе. С той лишь разницей, что там будет не «Киркоров влюбился в Галкина с первого взгляда», а «К 2010 году в Украине останется 30 миллионов жителей» или что-нибудь в этом роде.

Следует сказать несколько слов об экологии информации. Перенасыщенность информационного пространства вызывает раздражение и дискомфорт, заставляет потреблять огромное количество ненужных сведений. Необходимо оградить читателя от «информационного спама» и предлагать ему только востребованную информацию. Скажем, в газете «Коммунист» есть рубрика «события, сообщения, факты» — что-то вроде ленты новостей. Идея хорошая, но реализация ее – отвратительная. Создается впечатление, что колонка эта существует только для того, чтобы ее чем-то набить.

Да, мы совсем забыли о таком понятии, как объективность. Не секрет, что получение объективной информации сопряжено с необходимостью обращения к разным источникам. В условиях очевидной принадлежности СМИ к тем или иным политическим силам или бизнес-группам невозможно получить объективную картину происходящих событий в отдельно взятом издании. Надо полагать, что, в силу известных причин, читая наше издание, человек не столкнется с подобной проблемой – и в этом изюминка нашего издания.

Пару слов следует уделить т.н. проблеме одиночества. В условиях отчужденности, характерной для современного социума, читатель ищет в газете собеседника, которому доверяет и в котором нуждается. В условиях, когда остальные газеты сплошь и рядом обманывают и дезинформируют читателя, появление честной и принципиальной марксистской газеты будет для него откровением.

Мы должны стремиться к тому, чтобы читатель, кем бы он ни был, прочитал газету от корки до корки (как минимум потому, что она интересно написана и оформлена). Он может не согласиться с нами по ряду вопросов, но мы обязаны сделать газету читабельной. Невозможно агитировать газетой, которую не читают, а выбрасывают в мусорный ящик. Именно поэтому следует взять на вооружение все достижения буржуазной прессы, которая какие только ухищрения не придумывала, чтобы быть проданной и прочитанной. Изобретать велосипед в этом деле не имеет смысла; врага можно и нужно бить его же оружием.