Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Человеческий потенциал России: программа 2020 и реальная политика

ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет по
образованию

Центр изучения
проблем информационного общества

при 1 зам.
председателя комитета

РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ НАУК

ИНИОН
РАН Институт
экономики РАН

Российская
государственная библиотека

Московская
финансово-юридическая академия

 

Фонд Ф. Эберта
Фонд «Альтернативы»

 

Международная
научная конференция

 

СТРАТЕГИИ
РОССИИ: НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИЛИ ОБЩЕСТВО
ЗНАНИЙ?

 

Доклад

 

«Человеческий
потенциал России: программа
2020 и реальная политика»

Смолин
О.Н.

Заместитель
Председателя

Комитета
по образованию ГД ФС РФ,

член-корр.
РАО, председатель общественного

движения
«Образование — для всех»


Москва

3-4
апреля 2008 г.

 

По
«ящику» реклама: за три ближайших
года расходы на образование в России
составят 4,5 трлн. рублей… - заживём!

Заявление
действующего Президента и без пяти
месяцев Премьера: зарплата интеллигенции
и других «бюджетников» с 1 февраля
будет увеличена на 14%… — аплодируем
до экстаза!

А
теперь цифры и факты.

В
своё время Послание Президента В. Путина
Федеральному Собранию от 26 апреля 2007
г. вызвало бурное обсуждение. Слушателям
временами казалось, что глава государства
услышал и частично позаимствовал
программу лево-патриотической оппозиции.
В духе её требований было, в
частности, предложено:

  • частично
    «распечатать» Стабилизационный
    фонд и направить часть нефтегазовых
    доходов в Фонд будущих поколений;

  • выделить
    серьёзные деньги на программу развития
    нанотехнологий (т.е. технологий работы
    с мельчайшими частицами вещества и
    использованием внутримолекулярных процессов);

  • отказаться
    от прямого повышения пенсионного
    возраста в ближайшие годы;

  • вложить
    средства в авиа- и кораблестроение, в
    строительство жилья, автомобильных и
    железных дорог и др.

Однако
вскоре трёхлетний бюджет, принятый
Госдумой по предложению правительства,
развеял все иллюзии насчёт того, что
власть всерьёз намеревается менять
социально-экономический курс, в
особенности в отношении человеческого
потенциала страны. Вот лишь некоторые
тому доказательства.

Во-первых,
впечатление, что Правительство отказалось
от дальнейшего безумного накопления
денег в стабфонде, при внимательном
взгляде оказывается ошибочным.
Действительно, дополнительные доходы
(профицит) федерального бюджета
планируется в следующем объёме: 2008 г. -
172,9 млрд. руб., 2009 г. — 59,3 млрд. руб., 2010 г.
 — 36,5 млрд. руб. По сравнению с 2006 г., когда
они составили 1995 млрд. руб., эти суммы
кажутся незначительными. Однако рост
резервного фонда в эти годы выглядит
так: 2008 г. — 3487 млрд. руб., 2009 г. — 3948 млрд.
руб., 2010 г. — 4447 млрд. руб., что в полтора
раза больше, чем планировалось на конец
2007 г.

Вывод
очевиден: в отличие от практики прежних
лет, правительство под другим названием
числит деньги всё того же стабфонда уже
не по графе «профицит», но по
разделу бюджетных расходов! Разумеется,
в кармане у гражданина от этого ничего
не прибавляется.

Во-вторых,
значительную часть государственных
инвестиций, как прежде, предполагается
направить либо в сырьевые отрасли, либо
на их обслуживающие. Например, развитие
судостроения в значительной мере
сведётся к строительству платформ для
разработки нефтяных месторождений на
прибрежных шельфах. Иными словами,
продолжается глубоко ошибочный курс
на превращение России в т.н. великую
энергетическую (читай: топливную) державу.

Не
боясь повториться, в очередной раз
берусь утверждать: в XXI
в. никакой великой топливной державы
быть не может, поскольку рано или поздно
она превратится в придаток других
государств; напротив, действительно
великой может быть лишь держава
научно-технологическая, а значит
- образовательная.

В-третьих,
если для инвестиционных программ
стабфонд действительно «распечатывают»,
то подобные траты на развитие человеческого
потенциала явно считаются непростительной
роскошью. Напомню: этот потенциал
складывается из трёх главных индексов
 — благосостояния, долголетия и образования.
На них вкратце и остановимся, начав с
благосостояния тех, кто, собственно
говоря, и создает человеческий потенциал
 — отечественной интеллигенции.

В
последние 3 года приходилось слышать
много шума о повышении заработной платы
так называемых бюджетников в 1,5 раза в
реальном исчислении. К сожалению, много
шума из ничего. Так, по официальным
данным, в 2005 году заработная плата в
бюджетной сфере выросла на 31%, а цены на
11%. Однако, по данным независимых
экспертов, цены на товары первой
необходимости увеличились в этом году
не менее чем на 30%.

Аналогичным
образом в 2006 году зарплата интеллигенции,
финансируемая из федерального бюджета,
выросла на 26%. Средние цены — на 9%. Однако,
по данным института экономики Российской
академии наук, цены на товары первой
необходимости поднялись не менее чем
на 25%. Что называется, шило — на мыло.

Наконец,
в 2007 году зарплата в федеральных
учреждениях была «увеличена» на
15%. Средние цены, по официальным данным,
вырастут на 12%, а цены на товары первой
необходимости, по данным независимых
экспертов — не менее чем на 25%. Вот и
весь «рост».

Проектировки
федерального бюджета на 2008-10 гг.,
представленные министром финансов А.
Кудриным депутатам Госдумы, в этой части
также вызывают уныние. Округлённо этот
«рост» выглядит так:

2008
г. - 15%,

2009
г. - 18%,

2010
- 6%,

итого:
39% за три года.

Ещё
печальнее другое. Эти проектировки
составлены с учётом денег, выделяемых
на переход к отраслевым системам оплаты
труда. Если же считать только средства,
предназначенные на индексацию зарплаты
в федеральных учреждениях, то выглядит
это следующим образом:

-
на 7% — с 1 сентября 2008 г.;

-
на 6,8% — с августа 2009 г.;

-
на 6,5% — с 1 января 2010 г.

итого:
около 20%.

При
этом А. Кудрин утверждает, что зарплата
в других отраслях экономики вырастет
за то же время на 94%.

Иначе
говоря, трёхлетний бюджет гарантирует
интеллигенции и всем работникам бюджетной
сферы относительное обнищание (по
сравнению с ростом зарплаты в других
секторах экономики) и обнищание абсолютное
(по сравнению с ростом цен на товары
первой необходимости).

По
официальным прогнозам, инфляция в
2008-10 гг. составит около 20%. Однако нет
сомнений в том, что повышение цен на
товары и услуги первой необходимости
за 3 года окажется значительно выше, чем
планируемый «рост» зарплаты.
Заявление Кудрина о том, что административными
методами цены нельзя держать долго,
означает более чем прозрачный намек на
то, что весной надо ожидать их нового
скачка. По некоторым прогнозам, в
отношении продуктов питания — до 50%.
Обещанное повышение зарплаты с 1 февраля
2008 г. на 14% — на самом деле, лишь запоздалая
и неполная индексация заработной платы,
а вовсе не прибавка к ней. Короче: если
в бюджет не будут внесены радикальные
изменения, в 2010 году российская
интеллигенция и другие работники
бюджетной сферы будут ещё беднее, чем
в 2007-м.

В-четвёртых,
политика по отношению к старшему
поколению, во многом вызывающая
искусственное сокращение продолжительности
жизни, остаётся крайне жёсткой.

Президентское
послание Федеральному Собранию страны
26 апреля 2007 года не добавило в эту картину
светлых тонов. Как помнит читатель,
глава государства пообещал поднять
пенсии за 3 года в среднем на 65%. Учитывая,
что за этот же период тарифы на коммунальные
услуги предлагается повысить ровно на
столько же, цену на электроэнергию — в
1,5 раза, а на газ — в 2 раза, в 2010 году пенсия
в лучшем случае осталась бы на
прежнем уровне.

Однако
трехлетний бюджет разочаровал еще
больше. Оказывается, обещание Президента
касается только базовой части пенсии.
Страховую же ее часть предлагают
увеличить за 3 года менее чем на 50%. В
сумме это составит чуть более 55% — явно
меньше ожидаемой социальной инфляции.

На
самом деле минимальная зарплата и пенсия
должны ориентироваться не на бессовестный
«непрожиточный» минимум, а на
минимальный потребительский бюджет.
По данным профсоюзов, в современной
России он составляет не менее 10 тысяч
рублей в месяц.

В-пятых,
расходы на образование увеличатся
крайне незначительно — менее чем на 21%
за три года. Для сравнения: финансирование
армии вырастет примерно на 38% (что можно
понять с учётом её развала в 1990-х гг.), а
на другие силовые структуры — почти на
45%! Похоже, российская власть (1) продолжает
движение к полицейскому государству и
(2) опасается собственного народа больше,
чем внешней угрозы.

Вряд
ли нужно повторять: профилактика
преступности — лучший способ борьбы с
ней, а потому соотношение расходов на
образование и правоохранительную
деятельность должно было быть
прямо противоположным.

«Рост»
финансирования образования по годам,
согласно бюджетным проектировкам,
представленным депутатам от имени
Минфина, выглядит следующим образом: в
2008 г. — 10,6%, в 2010 г. — 9,3%, а в 2009 г. — 1%. Похоже,
именно в этом году правительство
собралось «сбросить» на бюджеты
регионов очередную «порцию»
учебных заведений.

В
самом федеральном бюджете картина
выглядит несколько иначе. Его расходы
по разделу «Образование»
предусмотрены в следующем объёме:

2007
г. — 287,1 млрд. руб.,

2008
г. — 307,2 млрд. руб., +7%

2009
г. — 313,6 млрд. руб., +2,1%

2010
г. — 339,9 млрд. руб., +8,4%

итого
за 3 года +18,4%

Такой
«рост» в любом случае не покроет
реальной инфляции. Напомню: согласно
данным Росстата, оптовые цены
товаропроизводителей только с октября
2006 г. по октябрь 2007 г. выросли на 22%. Цену
же официальным «легендам» о победе
над инфляцией каждый человек с низкими
и средними доходами в конце 2007 г. измерил
пустотой собственного кармана.

В-шестых,
отдельная «песня» — нацпроект
«Образование». Бюджетные ассигнования
на его реализацию составят в 2008 г. 42,8
млрд. руб., в 2009 г. — 21,1 млрд. руб. С 2009 г.
планируется исключение из финансирования
в рамках нацпроекта следующих направлений
(цитирую по официальному заключению
думского Комитета по образованию и
науке от 10 мая 2007 г., протокол № 74-3):

  • внедрение
    в образовательных учреждениях
    инновационных образовательных программ
    (13,0 млрд. рублей, в т.ч. 3,0 млрд. рублей
    по разделу «Межбюджетные трансферты»);

  • развитие
    сети национальных университетов и
    других образовательных учреждений
    (4,7 млрд. рублей);

  • методическое
    обеспечение и информационная поддержка
    (0,3 млрд. рублей);

  • приобретение
    автобусов для государственных и
    муниципальных школ в сельской местности
    (1,0 млрд. рублей по разделу
    «Межбюджетные трансферты»);

  • оснащение
    общеобразовательных учреждений учебным
    оборудованием (2,3 млрд. рублей по разделу
    «Межбюджетные трансферты»);

  • начальное
    профессиональное образование
    военнослужащих, проходящих военную
    службу по призыву (0,4 млрд. рублей).

С
2010 г. предполагается и вовсе выплачивать
ежемесячное денежное вознаграждение
за классное руководство в размере 1 тыс.
рублей за счёт бюджетов субъектов
Российской Федерации.

В
переводе с арифметического языка на
русский это означает, что уже в 2009 г. от
нацпроекта «Образование» останутся
«рога и копыта», а в 2010 г. не будет
даже и «рогов». Поскольку подобная
судьба ожидает и другие «приоритетные
проекты», за исключением проекта
«Доступное жильё», многие политологи
делали преждевременный вывод о том, что
курировавший эти проекты Д. Медведев
перестал рассматриваться в качестве
президентского преемника. И, как всегда,
ошиблись. В России, как известно,
«институционализация» с некоторых
пор заменена «персонификацией»:
кандидатуры политических деятелей
отбираются не по объективным признакам,
но на основании личных связей и
личного доверия.

В
любой другой стране подобная бюджетная
политика означала бы, что потенциальный
преемник в год кабана сам себе подкладывает
«свинью». Однако в России
запланированное свертывание нацпроектов
ничуть не мешает пропагандистской
машине твердить об усилении социальной
направленности курса.

Между
тем, согласно опросам Левада-центра, в
2007 г. 48% граждан России не удовлетворены
современной системой образования. Ещё
более показателен ответ на вопрос:
«Сейчас детей учат лучше, чем в то
время, когда Вы сами учились в школе?»:

Сейчас
учат лучше: 2000 г. — 23%, 2006 г. - 18%.

Сейчас
учат хуже: 2000 г. — 33%, 2006 - 43%.

Если
это успех нацпроекта «Образование»,
то что тогда называть провалом?

В-седьмых,
первоначально трёхлетний бюджет вообще
не предусматривал увеличения стипендий.
Иначе говоря, с учётом роста цен на
товары первой необходимости он предполагал
их сокращение более чем на 60%. Только в
ходе думского обсуждения удалось
добиться увеличения стипендий с 1
сентября 2008 г. в вузах с 900 до 1100 рублей,
а в ссузах и ПТУ с 315 до 400 рублей.

В-восьмых,
вопреки ожиданиям, ни в Послании
Президента 2007 г., ни в трёхлетнем бюджете
идеи поддержки детей, вызвавшие бурный
резонанс в 2006 г., дальнейшего развития
не получили. Хотя общество и социально
ориентированные политики надеялись,
что «материнский капитал» будет
не концом, но началом серьёзной
демографической политики.

В-девятых,
расходы на культуру за три года не только
не увеличатся, но даже сократятся!
Формально на 3,5%, а фактически более чем
на 60%. Правда, оппонируя автору этих
строк на пленарном заседании Госдумы,
Министр финансов А. Кудрин обещал
рассмотреть возможность бюджетной
«прибавки» культуре в 2010 г. Похоже,
в точном соответствии с пословицей,
обещанного придётся ждать три года -
если дождёмся.

Напомню:
предпоследний Доклад ООН о развитии
человеческого потенциала отдавал России
по этому показателю 65 место — сразу после
Ливийской Арабской Джамахирии. Зато,
согласно последнему Докладу, мы уже
67-е. После сокращения продолжительности
жизни в стране это, пожалуй, главное
достижение политики сочетания
«стабильности» и «реформ».

В
своё время от экс-министра образования
услышал удачную шутку: «А мы будем
помогать Вам тем, что не станем Вам
мешать!». Теперь оказалось, не такая
уж и шутка. Каким бы ни был экономический
рост, он сам по себе должен иметь
следствием рост благосостояния,
продолжительности жизни и образованности.
Если мы наблюдаем обратное, значит,
естественному процессу кто-то мешает.
Но виноваты не они, а мы, поскольку с
помощью выборов и другими средствами
помогаем именно тем, кто мешает нам.

Но
на грустном заканчивать не хочется.
Хозяин нового года по восточному
календарю — Крыса — в одних культурах
считается символом счастья, а в других
 — мудрости. Так пусть в следующем году
Вам, читатель, достанет и того, и другого.
А если не достанет, задумайтесь: не
подложили ли вы «свинью» сами себе?

Русский
Авторы: 
Разделы: 

Комментарии

Это фантастика! Я люблю его! Я так думаю N10-004 самой полезной и знания able.I хотел бы поблагодарить Вас за усилия NS0-153 Вы сделали в написании этой статьи. Я надеюсь то же NS0-163 лучшая работа Котировки будущем.