Вход на сайт

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).

Языки

Содержание

Последние комментарии

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Вы здесь

Беседуем с Мартином Хайдеггером о бытии (2)

 

Беседа вторая. В чем главная задача философии?

Я думаю, пессимизм Хайдеггера, высказанный им в нашей первой беседе, вызван тем же самым, что и пессимизм тех современных нам ученых-специалистов, которые публично сообщают, что из-за бездеятельности человечества перед лицом нарастания глобальных проблем, уже в 30-е годы текущего столетия возможно возникновение на нашей планете гибельного для жизни человечества, а, может быть, и всей ноосферы, коллапса. Задача всех этих пессимистов – все же постараться вразумить неслышащих и невидящих. Звонят во все колокола: а вдруг услышат глухие, что разгорается всемирный пожар. Надежда ведь умирает последней.

А вот тем, кого Хайдеггер назвал  метафизиками, вовсе и не нужно, чтобы мы вняли этим серьезным предупреждениям: ведь с присущим им мышлением этих проблем все-равно не решить, так незачем  их и ставить. И все, что они могут сделать, это, в качестве отвлекающего маневра,  морочить людям голову обещаниями совершить величайшие открытия  с помощью многообразных экспериментов, вроде таковых на большом адронном колайдере, а в 2045 году сконструировать бессмертного человека. А для чего все это? – хотелось бы спросить. Выполнит ли свое предназначение человек в результате всех этих хаотических экспериментов? Или окончательно себя погубит?

Без философии ответить на эти и другие мировоззренческие вопросы невозможно. Философия нужна нам для того, чтобы постоянно совершенствовать уровень нашего мышления и применять его для поисков того неизменного, стабильного и универсального, что мы и называем бытием (Sein). А для чего? – Для того, чтобы человек твердо понял, что именно он в качестве главного своего деяния должен осуществлять в своей жизни: ведь он – тоже бытие (Dasein)? А не существование, как думают экзистенциалисты. 

М.Хайдеггер уверен в том, что понимание того, что есть бытие (или что то же самое – сущность сущего) – это та единственная задача, которая стоит перед великими философами с самого начала возникновения философии.  «Так как в философском мышлении господствует наивысшее обязательство, все великие мыслители думают об одном и том же, и, тем не менее, это одно и то же столь значительно и богато, что его никогда не может исчерпать только один, но все вместе они еще сильнее обязывают друг друга» (Хайдеггер Мартин. Ницше: В 2-х т. – М., 2006. — Т.1.  – С.17).

Прежде всего,  нам следует взять на заметку постоянное подчеркивание Мартином Хайдеггером того, что бытие как то самое «одно и то же», о котором думают все великие мыслители, находится не где-то далеко от нас, а в самой близкой близи. Несомненно, что он в данном случае имеет в виду самого человека как бытие: Dasein как Тут-бытие или Вот-бытие. Однако для того, чтобы уяснить себе величайшую важность этого  утверждения, необходимо  серьезно и глубинно поразмышлять над его содержанием. 

Прежде всего, Dasein  это не любой человек, а  человек человечный, то есть не отпавший от своей сущности.  В чем же состоит сущность человека? В своей книге «Бытие и время» Хайдеггер дает нам вот такую формулу этой сущности: «»Сущность» бытия-вот заключается в его экзистенции».  Ну, а что такое эк-зистенция (именно так позже, через дефис,  будет писать  это слово Хайдеггер)? Философ дает нам следующее пояснение:  «Человек существует таким образом, что он есть “вот” Бытия, т. е. его просвет. Это — и только это — “бытие” светлого “вот” отмечено осно­вополагающей чертой эк-зистенции, т. е. экстатического выступления в истину бытия» (Письмо о гуманизме. //Мартин Хайдеггер “Бытие и время”. М., 1993. с.7)

Итак, чтобы стать и быть просветленной и просветляющей частью бытия,  человек должен соответствовать своей сущности, которая заключается в его эк-зистенции, которая, в свою очередь, есть не что иное, как преисполненное экстаза «выступление в истину бытия». Я понимаю, что для кого-то в этих словах уже присутствует объяснение, а для кого-то – всего лишь загадка. Постараемся помочь желающим эту загадку разгадать.

Главное, что пока важно подчеркнуть, так это то, что М.Хайдеггер является одним из самых ярких и глубоких философов, уяснивших для себя ту истину, что суть бытия может быть понимаема нами только через  человека.