Социальная философия Муаммара Каддафи и традиция европейского анархизма
(На
примере философии П.А.Кропоткина).
Попытка
сравнительного анализа.
На протяжении
семидесятых годов ХХ века Ливия привлекала
к себе пристальное внимание всего мира.
Неортодоксальная внешняя
и внутренняя политика в совокупности
со стратегическим положением этой
страны и наличием в ее недрах громадных
запасов минерального сырья (главным
образом, нефти) вызывали особый интерес
по сравнению с другими странами третьего
мира.
Несомненно,
важнейшей особенностью ливийской
политической реальности является
«Третья Мировая Теория» (в первом
русском переводе 1981 года использовалось
понятие «Третья Всемирная Теория»),
разработанная лидером ливийской
революции Муаммаром Каддафи и выдвинутая
им в качестве альтернативы
капиталистической и
коммунистической идеологиям. Эта «новая
философия» не только активно внедрялась
в теории и практике,
(предполагалось, как указывал
премьер-министр Ливии Джеллуд, что «это
новый этап в истории Ливии, который
изменит не только суть народной власти,
но и ее философию») но и пропагандировалась
в качестве наиболее продуктивной для
других развивающихся стран. Такие
страны, как Бенин и Буркина Фасо1
использовали элементы Третьей Мировой
Теории в своей государственной идеологии.
Основная масса
западных, и в том числе российских
исследователей рассматривала идеологию
Каддафи, как что-то специфически
восточное, чуждое европейской системе
ценностей и лежащее вне магистральных
путей как западной, так и восточной
философии. Здесь сразу следует отметить,
что, например, Сами Хайяр рассматривает
систему взглядов Каддафи в рамках
философской традиции, восходящей к
«Социальному Договору» Руссо.
Нам же представляется,
что имеет смысл говорить о влиянии
(неважно прямом или опосредованном)
идей европейского и русского анархизма
на Каддафи.
Общеизвестно, что
термин анархизм уже в ХIX веке стал
обозначать широкое интеллектуальное,
а затем и политическое течение. О своей
приверженности анархизму как
социальнофилософскому учению заявляли
такие различные мыслители как П.Прудон,
М.Штинер, М.Бакунин, Л.Толстой, В.Тэккер,
П.Кропоткин и многие другие. Их философские
концепции были построены на различных
философских основаниях, но их всех
объединяло то, что они считали главной
причиной несправедливости, социального
угнетения и эксплуатации человека
человеком — государство и его политические
институты.
К этому ряду
мыслителей, считающих, что причиной
социального зла является не та или иная
форма правления, но сами принципы
государственности и права, как таковые,
по мнению автора вполне может быть
отнесен и Муаммар Каддафи. Он прямо
писал, что государство «представляет
собой искусственную политическую,
экономическую или военную систему, не
имеющую никакого отношения к человечеству»2.
Автор предполагает,
что оценка философских воззрений Каддафи
как анархических позволит в известной
мере переосмыслить исторический опыт
анархизма. Не только недолгий и кровавый
трагический опыт Гуляй-поля и Арагонской
коммуны, но и Ливийская Джамахирия и
«Страна Достойных Людей» (Буркина
Фасо) смогут служить аргументами pro и
contra в дискуссиях сторонников и противников
анархизма.